Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
рассмотрев жалобу ООО "Вершина" (далее - Заявитель) на действия МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "СУЛЕЙМАН-СТАЛЬСКИЙ РАЙОН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303300011716000007 на строительство Школы на 440 учащихся в с. Эминхюр Сулейман-Стальского района РД (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
19.05.2016 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
29.04.2016 Заказчиком в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 792 905,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неверно определена дата окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
В пункте 27 Информационной карты электронного аукциона (Раздел II документации об Аукционе) Заказчиком установлена дата окончания представления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 12.05.2016 г.
Согласно извещению о проведении Аукциона датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 20.05.2016г.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик предоставляет разъяснения положений документации об Аукционе, если запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, датой окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации Заказчик должен был установить 17.05.2016г.
Таким образом, Заказчиком определена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации не в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
При этом, по мнению Комиссии, вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
2. Заявитель указывает, что установленный Заказчиком в документации об Аукционе показатель труб полиэтиленовых "Изменение длины труб после прогрева, %, не более 3" не позволяет предоставить требуемый показатель, поскольку не указана температура прогрева.
Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 212 технического задания аукционной документации при описании используемых при выполнении работ труб полиэтиленовых установлено "Изменение длины труб после прогрева, %, не более 3".
По мнению Заявителя при указании данного показателя Заказчику следовало указать температуру прогрева. При этом, Заявителем не представлено доказательств того, что данный показатель указывается в государственных стандартах и производителями труб с указанием температуры прогрева.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно при описании раствора готового кладочного цементного установлены показатели "Содержание клинкера в цементе" и "Предел прочности цемента при сжатии в 28 суточном возрасте".
При этом, Заявителем не представлено доводов, свидетельствующих о неправомерности установления таких показателей, в связи с чем жалобу в данной части Комиссия считает необоснованной.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование об использовании при выполнении работ установки "ЮБАС-ЛОГО-100", "ЮБАС", что ограничивает возможность использования аналогичных установок с другими товарными знаками.
Комиссией установлено, что в п. 26 Информационной карты электронного аукциона указано: "_При наличии в технической части, аукционной документации, проекте и смете указание на товарный знак, возможно предложение и поставка эквивалентного товара участником аукциона. Товары с указанием на товарный знак, читать со словом - "или эквивалент".
Таким образом, документация об Аукционе позволяет использовать товары иных производителей, в случае наличия в ней указания на товарный знак товара.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
5. Заявитель указывает, что требования Заказчика к камням бортовым не соответствуют ГОСТу 6665-91.
Заказчиком в пункте 62 технического задания аукционной документации установлен показатель объема камней бортовых БР 100.20.8 - 0,86 м2.
Согласно ГОСТу 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" камни бортовые БР 100.20.8 имеют объем 0,016 м3.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель объема камней бортовых не является стандартным, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Заявитель указывает, что требования Заказчика к марке бетона не позволяют определить соответствие используемых при выполнении работ товара требованиям Заказчика.
Заказчиком в пункте 116 технического задания аукционной документации при описании используемого при выполнении работ бетона тяжелого установлены следующие показатели: Класс В25 (М300)_Класс В25, марка М200.
Из такого содержания аукционной документации не представляется возможным определить требуемую Заказчику марку бетона.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В нарушение данной нормы Заказчиком установлены показатели марки бетона, не позволяющие определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям.
7. Заявитель указывает, что установленный Заказчиком в документации об Аукционе показатель водопоглащения кирпича не позволяет предоставить требуемый показатель, поскольку не указано как определить водопоглащение: по объему или по массе.
При этом, Заявителем не представлено доказательств того, что данный показатель указывается в государственных стандартах и производителями кирпича с указанием на то, как определяется водопоглащение: по объему или по массе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
8. В результате проведенной в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
8.1. Заказчиком в пункте 110 технического задания аукционной документации при описании используемого при выполнении работ бетона тяжелого установлен следующий показатель: Марка бетона М50_Бетон должен соответствовать ГОСТу 26633-2012.
При этом, в ГОСТе 26633-2012 отсутствует указание на марку бетона М50.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель "Марка бетона М50" не является стандартным, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
8.2. Заказчиком в пункте 60 технического задания аукционной документации при описании используемой при выполнении работ смеси песчано-гравийной установлен следующий показатель: В природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 95% по массе.
При этом, в ГОСТе 23735-2014 в природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 90% по массе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси не является стандартным, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
8.3. Комиссией установлено, что в п. п. 8.1 и 8.3 проекта контакта указано:
"8.1. Стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту при наступлении событий, подпадающих под понятие "Непреодолимой силы" (в соответствии с Гражданским кодексом РФ), повлекшее невозможность исполнения настоящего Контракта.
8.3. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных п. 8.1 контракта, срок выполнения сторонами обязательств изменяется соразмерно времени, в течение которого действуют указанные обстоятельства и их последствия.".
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
По мнению Комиссии, указанный в п. 8.3 проекта контракта случай изменения условий контракта не соответствуют ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 4 ст. 65 и ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной комиссии Предписания N653А-2016 от 26.05.2016 об устранении выявленных нарушений предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Ш.М. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 26 мая 2016 г. N 664А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2016