Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва:
- ___, действующая на основании доверенности б/н от 11.01.2016 г.,
- ___, действующая на основании доверенности б/н от 30.05.2016 г.;
от подателя жалобы - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств":
- ___, действующий на основании доверенности б/н от 31.12.2015 г.
- ___, директор согласно приказу N 344 от 22.09.2016 г.
рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств" (вх. N 2163 от 31.05.2016 года) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000816001877 на оказание услуг по приемке от поставщиков, контролю качества, хранению, учету, управлению товарными запасами, доставке и в аптечные организации Республики Тыва, наркотических лекарственных средств и психотропных веществ списка II и III гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы:
1. Аукционная комиссия неправомерно признала соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе заявку участника закупки N 1 (Государственное унитарное предприятие "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва);
2. Аукционная комиссия неправомерно признала заявку под N 2 (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств") несоответствующей требованиям аукционной документации.
Представитель государственного заказчика предоставила следующие документы:
- отзыв на жалобу, в котором указала, что с доводами подателя жалобы согласна в полном объеме;
- копию письма (исх. N 1546 от 25.04.2016 г.) Министерства здравоохранения Республики Тыва;
- копию письма (исх. N 136 от 18.05.2016 г.) Государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база";
- копию письма (исх. N 07-25/2714 от 15.04.2016 г.) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва;
- копию письма (исх. N 07-25/3045 от 27.04.2016 г.) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва;
- копию письма (исх. 07-25/3789 от 27.05.2016 г.) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва;
- копию письма (исх. N 11-14/04724 от 30.05.2016 г.) Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва;
- копию акта проверки Государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" от 20.05.2016 г.;
- копии платежных поручений N 146 от 11.05.2016 г., N 106 от 19.04.2016 г.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000816001877 на оказание услуг по приемке от поставщиков, контролю качества, хранению, учету, управлению товарными запасами, доставке и в аптечные организации Республики Тыва, наркотических лекарственных средств и психотропных веществ списка II и III гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.04.2016 г. размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000816001877 на оказание услуг по приемке от поставщиков, контролю качества, хранению, учету, управлению товарными запасами, доставке и в аптечные организации Республики Тыва, наркотических лекарственных средств и психотропных веществ списка II и III гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 051 736,08 рублей.
Аукционная документация электронного аукциона N 0112200000816001877 утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 702 от 21.04.2016 года.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000816001877 на момент окончания срока подачи заявок было подано две заявки, признанные аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0112200000816001877 от 20.05.2016 г. участник закупки N 1 (Государственное унитарное предприятие "Республиканская оптовая аптечная база") первым предложил наименьшую цену контракта - 4 031 477, 39 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000816001877 от 24.05.2016 г. аукционная комиссия разделилась во мнении о соответствии участников закупки требованиям аукционной документации. Так аукционная комиссия, в составе 3 человек (Шагдуржапова М.М., Шаравии А.С., Челтыкмашев Р.Н.) признали заявку участника закупки N 2 (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств") несоответствующей требованиям аукционной документации, в части установления недостоверной информации, представленной в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, так как пунктом 2.10.2. Устава Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств" осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Тыва в установленном порядке законодательства Республики Тыва, однако, в соответствии со статьей 100 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Республики Тыва от 28.12.2013 г. N 760 осуществлять ведомственный контроль может только орган исполнительной власти Республики Тыва. Юридическое лицо в форме бюджетного учреждения не является органом исполнительной власти.
Аукционная комиссия в составе 3 человек (Базыр-оол Ч.Ч., Ортеней А.К., Монгуш В.Б.) признали заявку участника закупки 1 (Государственное унитарное предприятие "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва) несоответствующей требованиям аукционной документации, в части установления недостоверной информации, представленной в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно участник закупки имеет недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
1. Статьей 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки. В частности в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе одним из обязательных требований к участникам закупки является отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
На основании изложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что не соответствие участника закупки требованиям пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должно подтверждаться не только наличием недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, но и ее превышением двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Представленные в материалы дела подателем жалобы копия решения Арбитражного суда Республики Тыва от 29.10.2015 г. по делу N А69-1614/2015 и копия Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 г. по тому же делу, представителем государственного заказчика копии следующих писем: (исх. N 1546 от 25.04.2016 г.) Министерства здравоохранения Республики Тыва, письмо (исх. N 136 от 18.05.2016 г.) Государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база", (исх. N 07-25/2714 от 15.04.2016 г.) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, (исх. N 07-25/3045 от 27.04.2016 г.) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, (исх. 07-25/3789 от 27.05.2016 г.) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, (исх. N 11-14/04724 от 30.05.2016 г.) Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва, о наличии у Государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" по состоянию на 13.04.2016 г. задолженности в размере 16 355,1 тыс. рублей, из них недоимка 12 726, 00 тыс. рублей, пени и штрафы 3 606, 1 тыс. рублей без учета их размера относительно балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, которая не была представлена в материалы жалобы, не являются доказательством не соответствия участника закупки требованиям пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя жалобы о несоответствии заявки Государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва требованиям Закона о контрактной системе является необоснованным.
2. Как было указано выше, единые требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе электронной форме определены частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту 1 пункта 48 Информационной карты (часть I документации аукциона в электронной форме) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
- наличие лицензии на соответствующий вид деятельности (фармацевтическая):
на фармацевтическую деятельность, выданной в установленном порядке;
- на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, внесенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
- В случае осуществления закупки работы или услуги, работы и услуги не могут выполнять организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено"
В соответствии с подпунктом 2 пункта 32 Информационной карты (часть I документации аукциона в электронной форме) вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника ЭА требованиям, установленным п.1 ч.1 ч. 2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований в пункте 48 настоящей информационной карты) ФЗ-44, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника ЭА требованиям, установленным пп. 3 - 9 ч.1 ст.31 ФЗ-44.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 32 Информационной карты (часть I документации аукциона в электронной форме) требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 и частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии со статей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи (часть 3).
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 2.5 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств", утвержденного Министерством здравоохранения Республики Тыва 06.02.2015 г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств" вправе осуществлять фармацевтическую деятельность и оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения (оптовая торгов, хранение, перевозка).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4, пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в Российской Федерации установлена государственная монополия на деятельность по обороту наркотических и психотропных веществ, соответственно лицензию на оборот наркотическими средствами и психотропными веществами может получить только государственное унитарное предприятие и государственное учреждение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" оборотом наркотических средств, психотропных веществ считается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит также деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" фармацевтическая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года N 1081 фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
На основании изложенных положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года N 1081 следует, что бюджетное учреждением имеет право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность при наличии соответствующего права, предусмотренного уставом и при наличии соответствующий лицензии, если эта обязанность установлена действующим федеральным законодательством. Иных ограничений права участия бюджетных учреждений в предпринимательской деятельности действующее федеральное законодательство, в том числе Закон о контрактной системе, не содержит.
В составе своей второй части заявки Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств" представило копию лицензии N ФС-99-03-000057 от 18.10.2013 г. на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прокурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Таким образом, аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушении части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе принято неправомерное решение о признании заявки участника закупки N 2 (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств") не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации аукциона в электронной форме по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0112200000816001877 от 24.05.2016 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств" обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания не соответствующей требованиям аукционной документации заявки участника закупки N 2 (ГБУЗ РТ "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств) по основаниям указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0112200000816001877 от 24.05.2016 г.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа и уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
С.С. Оюн
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 9 июня 2016 г. N 05-05-06/123-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016