Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - представители на рассмотрение жалобы не прибыли, предоставили все запрошенные материалы и сведения,
от ООО "Сфера"- представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Сфера" на действия заказчика - Администрация муниципального образования город Новоалександровск, по факту закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121300003616000029 "Выполнение работ по ремонту участка автодороги по улице Маршала Жукова на территории муниципального образования город Новоалександровск". Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования документации.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Сфера" Комиссией установлено следующее:
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и т.д.; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях заказчика - Администрация муниципального образования город Новоалександровск установлены следующие нарушения:
1) Документация электронного аукциона подготовлена и опубликована Заказчиком без учета внесения изменений в Федеральный закон N44-ФЗ от 13.07.2015 г. Так, в аукционной документации установлено:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
Однако согласно ч.4 ст.3 44-ФЗ:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
(п. 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
2) В нарушение требований ст. 31 заказчиком в п. 26 Информационной карты установлено:
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3) В нарушение требований ст. 37 заказчиком в п. 26 Информационной карты установлено:
Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта, указанная в пункте 13 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то обеспечение исполнения контракта должно быть представлено в размере, контракта, указанный в пункте 38 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА", но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
4) В п.6.1.1. проекта контракта указано:
"В случаях предусмотренных частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ", а именно 391 210,35 (Триста девяносто одна тысяча двести десять) рублей 35 копеек, или информации, в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ в дополнение к обеспечению указанному в пункте 5.1.1. настоящего контракта".
При этом в п.5.1.1 указано:
"5.1.1 Выполнить все работы, перечисленные в п. 1.1 настоящего Контракта в объемах и в сроки, предусмотренные Контрактом".
Таким образом, п.5.1.1. не содержит размера обеспечения исполнения контракта.
5) Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 27.05.2016 года. Датой окончания срока подачи заявок установлено 13.06.2016 года.
Согласно производственному календарю 13.06.2016 года является нерабочим праздничным днем. Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации 13.06.2016 года не может являться датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, что нарушает требования ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ.
6) В пункте 52 раздела III Информационной карты документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено требование "Требование об отсутствии сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд- сведения должны отсутствовать".
В соответствии с ч. 21 ст. 112 Закона N44-ФЗ установлено - В течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Таким образом, установленное заказчиком в аукционной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу 44-ФЗ (ФЗ-N94), нарушает нормы действующего законодательства.
7) Согласно п. 5) ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п.6.1.1 проекта контракта заказчиком установлено требование: "Срок обеспечения: срок действия контракта". При этом согласно ст.96 44-ФЗ, а также п.6.1.2. проекта контракта: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Разночтение положений проекта контракта вводит участников в заблуждение, не позволяет определить каким же должен быть срок действия контракта,что является нарушением ст.96 Закона N 44-ФЗ.
8) Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и т.д.; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В позиции битумы нефтяные дорожные вязкие заказчиком установлено требование: "Температура хрупкости, 0 С -1, при этом согласно ГОСТ 22245-90 для битума марки 60/90 температура хрупкости 0 С -15.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
По данному вопросу заказчику был направлен запрос на разъяснение, однако заказчик изменения внести отказался.
Текст разъяснения от 08.06.2016 9:53:
"Ответ:
В приложении 2 к Техническому заданию "Битумы нефтяные дорожные вязкие"
В п.4 Температура хрупкости, °С -1.
В п.4 Температура хрупкости приложения 2 к Техническому заданию "Битумы нефтяные дорожные вязкие" считать как -15 ( техническая ошибка)".
Таким образом, разъяснение положений аукционной документации изменяет ее суть.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения положений ст.65 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика - Администрация муниципального образования город Новоалександровск по факту закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121300003616000029 "Выполнение работ по ремонту участка автодороги по улице Маршала Жукова на территории муниципального образования город Новоалександровск" установлены нарушения требований ч. 1 ст.64, ч. 5 ст.66, ч.4 ст.3,ст. 31,37,33, ст. 96 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сфера" на действия заказчика - Администрация муниципального образования город Новоалександровск, по факту закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121300003616000029 "Выполнение работ по ремонту участка автодороги по улице Маршала Жукова на территории муниципального образования город Новоалександровск" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Администрация муниципального образования город Новоалександровск нарушившим требования ч. 1 ст.64, ч. 5 ст.66, ч.4 ст.3,ст. 31,37,33, ст. 96 Закона N44-ФЗ,
3. Выдать заказчику- Администрация муниципального образования город Новоалександровск обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 июня 2016 г. N РЗ-805-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016