Резолютивная часть решения объявлена 17.06.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22.06.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области" Министерства труда и социальной защиты РФ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФКУ ГБ МСЭ по Курганской области Минтруда России, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 192 (номер извещения 0343100005416000032) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее- Заявитель)на действия заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области"Министерства труда и социальной защиты РФ (далее- Заказчик)при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФКУ ГБ МСЭ по Курганской области Минтруда России, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 192 (номер извещения 0343100005416000032)
В жалобе Заявитель указална нарушения аукционной документации.
Полагает, что в нарушение п. 11 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе документация Заказчика не содержит информацию о датах и начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует, что нарушает требования Закона о контрактной системе и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
Считает, что в нарушение требований ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком в проекте контракта под отлагательным условием не установлены все возможные значения размеров штрафов за ненадлежащее исполнение как заказчиком, так и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Так же полагает, что в аукционной документации Заказчиком не указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии, например, один месяц, а так же в нарушение п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе Заказчиком не указан запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", принятого во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"
ПредставительЗаказчика представилписьменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС установлено,что 25.05.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) опубликовано извещение N 0343100005416000032о проведенииэлектронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФКУ ГБ МСЭ по Курганской области Минтруда России, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 192.
Начальная (максимальная) цена контракта-14 793 521,00рублей
Заказчиком является"Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области" Министерства труда и социальной защиты РФ.
На момент заседания Комиссии Курганского УФАС (17.06.2016 11ч. 00 мин.) аукцион состоялся, из 8 заявок 3 заявки на участие в электронном аукционе допущено, 1отозвана.
Дата и время начала подачи заявок 25.05.2016 15:00.
Дата и время окончания подачи заявок 10.06.2016 23:00.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соблюдение императивных требований п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 2.2.2. Инструкции участникам по подготовке заявок на участие в открытом электронном аукционе (далее- Инструкция) указано, что любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить в адрес электронной площадки, на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе. В п. 18 Информационной карты электронного аукциона указано, что документация об электронном аукционе доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. Любой участник аукциона вправе направить на адрес электронной площадки не более трех запросов о разъяснении положений документации. В течении одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки Заказчику. В течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает разъяснения положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона. От которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком п. 11 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе, а именно об отсутствии в аукционной документации информации о датах и начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке и лишения участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе является необоснованным.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом(далее- Постановление Правительства) размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Заказчиком в п. 12.4 "Ответственность сторон" проекта контракта указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом), Заказчик направляет подрядчику требование об уплате штрафа. Размер штрафа определяется в соответствии с Постановлением Правительства и равен 5% цены контракта. В данном случае, размер штрафа будет определен и включен в контракт, в виде фиксированной суммы исходя из цены контракта на момент заключения контракта в соответсвтии с Постановлением Правительства.
Довод Заявителя о том, что в нарушениетребований ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта под отлагательным условием не установлены все возможные значения размеров штрафов за ненадлежащее исполнение как заказчиком, так и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом признан необоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если Постановлением N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
В нарушении требований ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации о проведении электронного аукциона и извещении не установлены требования к запрету выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиком п.7 ч.5 ст.63, выразившийся в не указании запрета на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики признан обоснованным.
Комиссия Курганского УФАС признала жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика в лице ФКУ "Главное бюро медико- сациальной экспертизы по Курганской области"при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФКУ ГБ МСЭ по Курганской области Минтруда России, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 192, номер извещения 0343100005416000032обоснованной в части заявленных требований.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьинформацию о согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в части технического задания при описании конкретных показателей используемых материалов представлены только 10 наименований материалов, указания на конкретные параметры которых необходимы Заказчику. Следовательно, к остальным товарам необходимым к поставке при выполнении подрядных работ в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не установлены.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При рассмотрении Приложения 3 к разделу "Техническое задание" аукционной документации электронного аукциона требования поименованные выше Законом о контрактной системе Заказчиком не реализованы, напримерв локально- сметном расчете N 01-05 на Видеонаблюдение Заказчиком Установлены требования к поставляемым материалам. Так используемые при выполнении работ по капитальному ремонту товары, содержащие указание на товарный знак, а именно "ILM- 19PA профессиональная TFT- панель 19"" (правообладатель "STAGroup").
В рассматриваемом случае включение указаний в отношении товарных знаков товаров, используемых при выполнении работ без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент" не является исключением, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представителем заказчика не подтверждено отсутствие другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившегося во включении в описание объекта закупки требований в отношении товарных знаков товаров, используемых при выполнении работ без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении 3 к разделу "Техническое задание" аукционной документации электронного аукциона требования поименованные выше Законом о контрактной системе Заказчиком не реализованы, например в локально- сметном расчете N 07-01 на Благоустройство заказчиком установлены требования в отношении песка природного для строительных работ среднего. Таким образом, при описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при этом отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения вышеуказанных показателей, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
ПриказомМинрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее- Перечень), это указывает на обязательный допуск СРО к видам работ поименованным в Перечне.
Заказчиком в нарушение требований п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено требование ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно к содержанию копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Например, наличие пп.4 "Отопление, вентиляция и водоотведение" объектного сметного расчета предполагает требование к допуску СРО, так как п. 15.4 Перечня поименованы устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах капитального строительства, как работы допуск СРО к которым обязателен.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части заявленных требований.
2. 2. Признать в действиях Заказчика ФКУ ГБ МСЭ по Курганской области Минтруда России нарушения:
- п. 1.ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся во включении в аукционную документацию указаний в отношении товарных знаков товаров, используемых при выполнении работ без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент";
- ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при отсутствии максимальных и (или) минимальных значений вышеуказанных показателей;
- п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в аукционной документации требования к содержанию копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
- ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона и извещении требований к запрету выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
3. Выдать заказчику - ФКУ ГБ МСЭ по Курганской области Минтруда России предписание об аннулировании аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФКУ ГБ МСЭ по Курганской области Минтруда России, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 192 (номер извещения 0343100005416000032).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 июня 2016 г. N 05-02/93-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016