Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 26 мая 2016 г. N 148
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "АСНО" на действия УМВД России по Тюменской области и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N АЭ-72/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N0367100012116000056) на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и крыльца здания УМВД России по Тюменской области,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 18.05.2016 г. поступила жалоба Общества на действия заказчика и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 19.05.2016 г. N 169 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок будет осуществлена внеплановая проверка в отношении УМВД России по Тюменской области и его комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и крыльца здания УМВД России по Тюменской области N 0367100012116000056.
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены в заседание Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии по отказу Обществу в допуске к участию в электронном аукционе N 72/16 в связи с признанием его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации, а именно отсутствия указания на товарные знак (его словесного обозначения) товара, используемого при выполнении работ.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Согласно представленных в материалы дела возражений (письмо от 26.05.2016 г. исх.N 4/2/5-192) аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе, которые обязывают участника аукциона в заявке указать товарный знак (его словесное обозначение) в отношении товара, который участник использует при выполнении работ. В данном случае, заявитель должен был указать товарный знак в отношении предложенной краски фасадной, поскольку все краски производятся только с товарным знаком, и соответственно, без наличия данного обозначения не могут находиться в свободном обращении на товарном рынке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статьей 67 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что одним из снований для отклонения заявки на участие в электронном аукционе является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч.5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Как усматривается из материалов дела, УМВД России по Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-72/16 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и крыльца здания УМВД России по Тюменской области с начальной (максимальной) ценой контракта 1 227 614, 18 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 28.04.2016 г. была размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100012116000056.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе были подано заявки от 4 (четырех) участников закупки, в том числе от ООО "АСНО" с порядковым номером заявки 2.
Как следует из решения аукционной комиссии по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе, оформленного протоколом N АЭ-72/16 от 10.05.2016 г. заявка ООО "АСНО" со ссылкой на п.1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе была не допущена до участия в аукционе по причине не предоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 указанного Закона, п. 3 раздела 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе, а именно: в первой части заявки участника аукциона отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение).
Согласно раздела 2.1. информационной карты документации об электронном аукционе N АЭ-72/16 описание объекта закупки определено в Приложении N1 к настоящей документации, в том числе, характеристики товара, используемого при выполнении работ.
Как следует из Технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и крыльца здания УМВД России по Тюменской области, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38 участнику закупку необходимо использовать товары со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование материала (оборудования) |
Характеристики (свойства) материала |
1 |
Грунтовка для бетона и штукатурки для глубокого проникновения |
Сфера применения: для наружных и внутренних работ ; Тип материала на основе: Акриловая грунтовка на основе растворителя; Плотность не более 0,8 кг/л; Сухой остаток (масс) не менее 9 %. |
2 |
Грунтовка: "Бетоконтакт" или эквивалент |
Полимерная дисперсия; Разбавитель вода; Время полного высыхания не более 24 часов Расход грунтовки составляет не менее 250 и не более 350 г/м2 |
3 |
Краска фасадная |
Тип работ: для наружных работ с грязе- и водоотталкивающим покрытием; Тип лакокрасочного материала: краска-эмаль; Материал рабочей поверхности: бетон, штукатурка, кирпич; Разбавитель: вода; Связующее: силиконовая, акриловая смола; Плотность не менее 1,3 кг/л Цвет в тон основного фасада здания УМВД России по Тюменской области по адресу г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38. |
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно п.п. "б" п.2 части 3 статьи 66 указанного Закона в случае заключения контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование к порядку подачи первой части заявки на участие в электронном аукционе N АЭ-72/16 сформулировано заказчиком в разделе 3.2.1, 3.2.2 главы 3 Документации об электронном аукционе.
Таким образом, участник закупки должен указать товар, которой он предполагает использовать при выполнении работ, в частности, его наименование и конкретные характеристики, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе и страну происхождения товара, при этом указание на товарный знак является обязательным для участника только при наличии у такого товара товарного знака (его словесного обозначения).
Комиссией установлено, что в первой части заявки ООО "АСНО" относительно предложенной краски содержалась следующая информация:
3 |
Краска фасадная товарный знак отсутствует, страна происхождения Россия |
Тип работ: для наружных работ с грязе- и водоотталкивающим покрытием; Тип лакокрасочного материала: краска-эмаль; Материал рабочей поверхности: бетон, штукатурка, кирпич; Разбавитель: вода; Связующее: силиконовая, акриловая смола; Плотность не менее 1,3 кг/л Цвет в тон основного фасада здания УМВД России по Тюменской области по адресу г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38. |
С учетом изложенных обстоятельств и вышеприведенных нормативных положений Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия не вправе была отказывать ООО "АСНО" в допуске к участию в электронном аукционе по основанию отсутствия указания на товарный знак (его словесного обозначения) товара, используемого при выполнении работ (краски фасадной), учитывая, что данный участник продекларировал в своей заявки на отсутствие зарегистрированного товарного знака на предложенный товар.
На основании п. 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).
В силу п. 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 данной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
В то же время в силу статьи 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Таким образом, положениями ГК РФ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (производителей товаров) не установлена обязанность регистрации товарного знака.
При этом, заказчик, указывая в своих пояснениях на то, что все краски фасадные производятся только с товарным знаком, и без наличия которого не могут находиться в свободном обращении на товарном рынке, никаких документальных объективных доказательств в обоснование данного утверждения не представил.
Комиссия считает необходимым применить обозначенную позицию и в отношении участников указанного электронного аукциона, заявки которых были отклонены по аналогичному основанию (заявки N 1, 3).
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что аукционной комиссией заказчика допущено нарушение ч.470253464.674, 5 статьи 6770253464.675 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образуют состав административного правонарушения по ч.2 статьи 7.3012025267.73002 КоАП РФ.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, осуществленной в отношении заказчика в соответствии с п.1 части 15 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо прочих документов и сведений должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе. При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, равно как и в документации об аукционе должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Из вышеуказанных норм также следует, что при разрешении вопроса о соответствии участника аукциона требованиям, установленным документацией о таком аукционе аукционная комиссия в силу п.2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе обязана проверить как соответствие представленной заявки требованиям документации, так и соответствие участника аукциона требованиям, предусмотренным законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта.
Комиссией установлено, что п. 4.1. раздела 4 информационной карты документации об аукционе N АЭ-72/16, поименованным как "Требования к участникам электронного аукциона" предусмотрено, что участник аукциона должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В этой связи, заказчиком установлено требование о наличии в составе заявки участника закупки действующего свидетельства о допуске к работам в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на следующие виды работ:
2. Подготовительные работы (виды работ N 2.1, 2.4.)
9. Работы по устройству каменных конструкций (вид работ N 9.1.)
10. Монтаж металлических конструкций (вид работ N 10.1.)
13. Устройство кровель (вид работ N 13.1.)
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи (вид работ N 20.1.).
В рассматриваемом случае объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ по капитальному ремонту фасада и крыльца здания УМВД России по Тюменской области, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется названным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52).
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 названного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что условием допуска к участию в закупке в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 части 1 статьи 31, п. 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участников закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, указание в документации об аукционе, на обязанность участника закупки предоставлять свидетельство о допуске к отдельным видам работ в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование о предоставлении в составе заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ, не соответствует части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, и является нарушением п. 1 части 1, части 6 статьи 31, п. 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела 24.05.2016 г. между УМВД России по Тюменской области и ООО "Ремикон" по результатам электронного аукциона N 72/16 заключен государственный контракт N 0367100012116000056_163765 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и крыльца здания УМВД России по Тюменской области, Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания в адрес заказчика об устранении допущенного нарушения в связи с возникшими между сторонами гражданско-правовыми обязательствами по данному контракту.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "АСНО" на действия УМВД России по Тюменской области и его комиссии при проведении электронного аукциона N 72/16 (N0367100012116000056) на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и крыльца здания УМВД России по Тюменской области обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию УМВД России по Тюменской области нарушившей ч.4 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать Заказчика в лице УМВД России по Тюменской области нарушившим п. 1 части 1, части 6 статьи 31, п. 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать в связи с невозможностью его выдачи
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 26 мая 2016 г. N 148
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016