Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Заказчика,
<_> - представитель Заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "Пожинтехсервис" (г. Владимир) на действия Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ЯНАО (ИНН: 8901017607) и Заказчика Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901025333) при осуществлении закупки "Поставка рукавов пожарных" (закупка N 0190200000316006066),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Пожинтехсервис" на положения аукционной документации на поставку рукавов пожарных.
Заказчик - Государственное казенное учреждение "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа".
Начальная (максимальная) цена контракта - контракта 1 103 222,46 рублей.
По мнению Заявителя, Уполномоченный орган, исключив из Технического задания такое требование, как стойкость к абразивному износу, вводит в заблуждение потенциальных поставщиков. Таким образом, описание объекта закупки носит необъективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Уполномоченный орган оставил такое требования к пожарным рукавам диаметром 80 мм., как износостойкость (И), что в свою очередь не соответствует ГОСТ Р 51049- 2008, требованиям которого должен соответствовать предлагаемый к поставке товар.
Кроме этого, Уполномоченным органом нарушен п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44- ФЗ, так как в описание объекта закупки содержится требование о том, что предлагаемый товар должен соответствовать ГОСТ Р 51049-2008, а описание товара, технические характеристики требуемые Уполномоченным органом не соответствуют ГОСТ Р 51049-2008, при этом в документации об аукционе не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.6.4 Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 334-П "Об утверждении Порядка взаимодействия заказчиков Ямало-Ненецкого автономного округа с исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа" Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации вправе принять решение о внесении изменений в извещение и документацию об осуществлении закупки.
В случае принятия такого решения Заказчик подготавливает извещение о разъяснении положений документации об осуществлении закупки, а также изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию об осуществлении закупки в письменном виде и несет ответственность за соответствие данных документов требованиям федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов автономного округа, и направляет в уполномоченный орган.
Полномочия уполномоченного органа при осуществлении закупки заключается в своевременном размещении информации об осуществлении закупки в информационной системе.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно судебной практике, суды приходят к выводу, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность представлять документы, подтверждающие обоснованность жалобы, возложена на лицо, подающее жалобу.
Заявитель не представил доказательств тому, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к ограничению количества участников аукциона.
Как указывает Заказчик в своих возражениях на жалобу, при описании рукава напорного пожарного с номинальным внутренним диаметром 77 мм (условный проход 80), Заказчик использовал технический параметр "стойкость к абразивному износу не менее 100 циклов".
На основании запроса участника закупки от 30.05.2016г., Заказчик принял решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе в Приложение N1 (Потребность), исключив указанный параметр.
Данный параметр не установлен ГОСТом Р 51049-2008 на рукав напорный пожарный с номинальным внутренним диаметром 77 мм (условный проход 80), при этом ГОСТом Р 51049-2008 не запрещается включение в техническое описание рукавов пожарных такого параметра как износостойкость.
Ввиду специфики данной закупки, Заказчик счел необходимым включить технический параметр "износостойкость" рукавов пожарных, как имеющий существенное значение на качество товара.
Проведенный мониторинг производителей и поставщиков данного товара допускает при изготовлении и поставке готовой продукции дополнительные параметры "И"-износостойкий, "ИМ"-износостойкий, маслостойкий в соответствие ГОСТу Р 51049-2008. Параметр "износостойкость" рукавов пожарных является существенным при описании объекта закупки, так как по иным характеристикам установить качество товара достаточно сложно.
Практика закупок аналогичного товара за предыдущие годы показала, что именно рукава пожарные с маркировкой РПМ(В)-80-1,6-И-УХЛ1 (износостойкие) по временным и качественным показателям являются наиболее практичными в использовании таких рукавов Заказчиком.
Заказчиком в материалы дела представлены скрин-шоты страниц сайтов, из которых следует, что такой параметр к пожарным рукавам диаметром 80 мм, как износостойкость (И) используется производителями и указывается в маркировке товара.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что положения рассматриваемой аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Пожинтехсервис" (г. Владимир) на действия Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ЯНАО (ИНН: 8901017607) и Заказчика Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901025333) при осуществлении закупки "Поставка рукавов пожарных" (закупка N 0190200000316006066) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 июня 2016 г. N 04-01|178-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2016