Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2016 г. N 44-1428/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 5 имени Нила Федоровича Филатова" (далее - Заказчик):
ООО "Медтехника" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8223/16 от 08.04.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала для ПАО (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200038316000081. Начальная (максимальная) цена контракта - 309 569,52 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров по п.п. 13, 14, 15, 22, 23 Технического задания, соответствующих единственному производителю.
Заявитель указал на неправомерное, по его мнению, объединение Заказчиком в один лот товаров, производимых широким кругом лиц, и уникальных товаров.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пояснениям Заказчика Комиссия УФАС пришла к выводу, что установленные в документации о закупке необходимые для поставки товары, технологически и функционально взаимосвязаны между собой. Таким образом, разделение указанных товаров в несколько лотов не способствует принципу эффективности осуществления закупок, а также исключает возможность обеспечения потребности Заказчика.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, требования к следующим товарам, которые являются, по мнению Заявителя, уникальными:
13 |
Набор готовых к использованию растворов, используемый для демонстрации нормальных и патологически измененных тканевых компонентов. |
Набор готовых к использованию растворов, используемый для демонстрации нормальных и патологически измененных тканевых компонентов, содержащих в своем составе близко расположенные гликолевые или аминогидроксильные группы. Раствор А - не менее 50мл, Раствор B - не менее 50 мл, Раствор С - не менее 50 мл, Раствор D - не менее 50 мл. Количество исследований: не менее 100 тестов |
14 |
Набор готовых реактивов для выявления нормальных и патологически измененных тканевых компонентов Набор для выявления нормальных и паталогических измененных тканевых компонентов.
|
Набор готовых реактивов для выявление нормальных и патологически измененных тканевых компонентов, содержащих в своем составе близко расположенные гликолевые или аминогидроксильные группы. Состав набора: Карболовый фуксин Циля (30 мл), Раствор соляной кислоты (30 мл), Метиленовый синий (30 мл) Упаковка: коробка из мелованного картона с картонным штативом для реагентов, реагенты упакованы во флаконы-капельницы. |
15 |
Жидкость адгезивная для обработки предметных стекол, 3 шт/уп. |
Готовый раствор для создания адгезивное покрытия предметных стекол. В комплекте три флакона объёмом не менее 18 и не более 19 мл. Каждый флакон имеет крышку с кисточкой для ручного нанесения адгезива. Продукт не требует хранения в холодильнике. Полностью готов к использованию. Подходит в том числе для иммуногистохимических исследований. В упаковке не менее 3 флаконов |
22 |
Лезвия для аутопсии (100 мм), 5 шт/уп. |
Сменные лезвия для аутопсии. Применяются совместно с ручками для аутопсии. Размер лезвия: 100 мм, +/- 1 мм. Материал: нержавеющая сталь. Количество: не менее 5 шт./уп. |
23 |
Лезвия для аутопсии (170 мм), 5 шт/уп. |
Сменные лезвия для аутопсии. Применяются совместно с ручками для аутопсии. Размер: 170 мм, +/- 1 мм. Материал: нержавеющая сталь. Количество: не менее 5 шт./уп. |
Заявитель в жалобе указал, что согласно данным официального сайта Росздравнадзора, регистрационное удостоверение на товары по позициям 13, 14, 15 Приложения N 1 к Техническому заданию на момент рассмотрения жалобы по существу есть только у одной организации - ООО "ЭргоПродакшн". Товары по позициям 22 и 23 Приложения N 1 к Техническому заданию также соответствуют только одному производителю.
Заявителем не представлено доказательств того, что дистрибьютор не предоставляет товар другим участникам рынка. Следовательно, не представлены доказательства невозможности участия Заявителя в данной закупке, а также не представлены доказательства ограничения количества участников закупки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на объединение в один лот медицинских изделий и товара общего назначения, не являющегося медицинским изделием.
Согласно п. 6 "Маркер, устойчивый к растворителям" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование к конкретным показателям.
В соответствии с п. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила регистрации) государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
В соответствии с п. 6 Правил регистрации документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В соответствии с п. 2 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 615, Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, является федеральной информационной системой, содержащей сведения о медицинских изделиях и об организациях (индивидуальных предпринимателях), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Комиссия УФАС установила, что согласно официальному сайту государственного реестра медицинских изделий товар по позиции 6 "Маркер, устойчивый к растворителям" Приложения N 1 к Техническому заданию документации о закупке не является медицинским изделием.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к товарам, которые являются медицинскими изделиями и требуют наличия регистрационного удостоверения в соответствии с законодательством Российской Федерации с товаром, которое не являются медицинским изделием.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 18 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Участник в первой части заявки на участие в аукционе указывает: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; Наименование и конкретные показатели товара предоставляются в соответствии с Требованиями к товарам (см. Приложение N 1 Технического задания)".
Согласно п. 10 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование, необходимое для указания в первой части заявки: "Товар должен быть зарегистрирован в установленном порядке, на момент предоставления заявки в её составе должна быть предоставлена копия регистрационного удостоверения"
Заказчиком также установлено требование к количеству товара по всем позициям Приложения N 1 к Техническому заданию.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
При этом, учитывая положения документации, Заказчик обязывает участников закупки также представить в составе первой части заявки сведения о количестве товара, требование о предоставлении которого не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в аукционе информации и документов, не предусмотренных ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 66, 70. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" частично обоснованной в части довода об установлении в документации о закупке необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2016 г. N 44-1428/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016