Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2016 г. N 6338
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест", ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 19.04.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест", 20.04.2016 - ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК" (далее - податели жалоб) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300027016000006.
Существо жалоб: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалобы, заказчика и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- и.о. директора МКУ "Служба заказчика" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Керинков Евгений Михайлович (Распоряжение Администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края N 019-в от 10.02.2016, паспорт);
- представитель ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК" Оникиенко Алена Сергеевна (доверенность N 2015/12-133 от 07.12.2015, паспорт).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу ООО "Стройинвест" не обеспечило.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
По мнению ООО "Стройинвест", во-первых, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации заказчика отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Во-вторых, в Техническом задании содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В-третьих, в Проект контракта Заказчика не включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
По мнению ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК", во-первых, документацией об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки - наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО к видам работ предусмотренные техническим заданием, выданное саморегулируемой организацией. Однако в документации об аукционе отсутствует перечень видов работ, допуск к которым надлежит иметь участнику закупки.
Во-вторых, в документации об аукционе не установлены надлежащим образом требования к материалам, сведения о которых надлежит указывать в первой части заявки на участие в аукционе. Перечня материалов, сведения о которых должен представить участник закупки в первой части своей заявки, а также показателей, позволяющих определить соответствие таких материалов установленным заказчиком требованиям, документация об аукционе не содержит.
В-третьих, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта, установленные Заказчиком в Информационной карте и в проекте муниципального контракта, являются противоречивыми. Информационной картой установлено, что "Срок окончания действия представленного Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц". При этом пунктом 2.11 проекта муниципального контракта установлено, что "Срок действия обеспечения - до исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту".
В-четвертых, документацией об аукционе (в том числе, проектом муниципального контракта), не установлен надлежащим образом срок оплаты выполненных работ. Срок оплаты выполненных работ заказчик ставит в зависимость от поступления денежных средств из бюджета ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
С вышеуказанными доводами подателей жалоб в письменных пояснениях, а также в ходе рассмотрения жалобы на заседании Комиссии представители заказчика не согласились, так как, по их мнению, аукционная документация соответствует законодательству о контрактной системе, просили признать жалобы необоснованными.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе капитальному ремонту мягкой кровли, наружных и внутренних систем отопления, водопровода и канализации, монтаж и пусконаладка ИТП и узла учета тепловой энергии объектов Межрайонной ИФНС России N 25 по Красноярскому краю.
В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 16 Раздела II Документации о проведении электронного аукциона "Информационная карта электронного аукциона" (далее - Информационная карта) установлен порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе и внесение в нее изменений. Пункт 16 Информационной карты содержит общие формулировки, предусмотренные Законом о контрактной системе. Информация о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в Документации о проведении электронного аукциона отсутствует. Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 3 Информационной карты предметом электронного аукциона является выполнение работ по ремонту чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. Требования к предмету электронного аукциона, условия исполнения контракта указаны в Приложении N 2 (техническое задание) к информационной карте электронного аукциона.
Согласно Техническому заданию работы подлежат выполнению в соответствии с разработанной и утвержденной Рабочей Документацией Шифр N 03-16 (приложение N 1, 2, 3 к техническому заданию), техническим заданием и локальными сметными расчетами N01-2016; N02-2016; N03-2016; N04-2016; N05-2016.
Таким образом, описание объекта закупки содержится в Техническом задании (приложение N 2 к Информационной карте), Рабочей документации Шифр N 03-16 (приложение N 1 к Техническому заданию), Пояснительной записке (приложение N 2 к Техническому заданию), локальных сметных расчетах N01-2016; N02-2016; N03-2016; N04-2016; N05-2016 (приложение N 3 к Техническому заданию).
Анализ Технического задания показал, что в указанном техническом задании по нескольким позициям товаров (материалов) содержатся наименования товарных знаков.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, заказчик может исключить возможность применения исполнителем эквивалентных товаров, материалов.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Согласно части 3 статьи 52 ГРК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заказчик не имеет возможность внести какие - либо изменения в проектно-сметную документацию без согласования с проектировщиком.
Комиссия отмечает, что заказчик проводит аукцион на выполнение работ в соответствии с разработанной проектной организацией Рабочей документацией, в которой определен технологический перечень применяемых и совместно взаимосвязанных материалов, неприменение или замена которых не допустима. В указанной Рабочей документации отсутствует согласие проектной организации на возможность отступления заказчика от Рабочей документации при выполнении работ по ремонту чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Таким образом, довод ООО "Стройинвест" о том, что указывая в Техническом задании товарные знаки без оговорки об эквивалентности, заказчик нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, признается Комиссией необоснованным.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 15 Информационной карты первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:
1. Согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказания услуг на условиях, предусмотренных Документацией об электронном аукционе, а именно, согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно жалобе ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК" заказчиком не установлены надлежащим образом требования к материалам, сведения о которых надлежит указывать в первой части заявки на участие в аукционе. Перечня материалов, сведения о которых должен представить участник закупки в первой части своей заявки, а также показателей, позволяющих определить соответствие таких материалов установленным заказчиком требованиям, документация об аукционе не содержит.
В разъяснениях положений документации об аукционе, опубликованных на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 13.04.2016, Заказчиком указано, что вся информация о материалах, указание на конкретные характеристики которых, должно быть отражено в первой части заявки, содержится в следующих документах: локальный сметный расчет N 03-2016 (приложение N 5 к информационной карте электронного аукциона), локальный сметный расчет N 04-2016 (приложение N 6 к информационной карте электронного аукциона), локальный сметный расчет N 05-2016 (приложение N 7 к информационной карте электронного аукциона), Рабочая документация (лист 1-20), Пояснительная записка (лист 1-7 с приложениями*).
По мнению подателя жалобы, вышеперечисленные документы не позволяют участнику закупки однозначно определить, какие именно материалы, а также значения показателей, позволяющих определить соответствие таких материалов установленным заказчиком требованиям, должны быть указаны им в первой части заявки на участие в аукционе, так как все эти документы содержат значительное количество сведений об указанных в них материалах.
Из смысла статьи 33 Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности заказчика при формировании документации о закупке на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используются товары, выделять такие товары в отдельный перечень (отдельный документ).
Следует отметить, что заказчик проводит аукцион на выполнение работ в соответствии с разработанной проектной организацией Рабочей документацией, соответственно включает рабочую документацию в состав документации об электронном аукционе, описав таким образом объект закупки.
Таким образом, в данной части заказчиком требования Закона о контрактной системе не нарушены.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав извещение о проведении электронного аукциона (пункт 17) и информационной карте (пункт 14), Комиссией было установлено, что к участникам электронного аукциона заказчиком предъявлено требование "Наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО к видам работ предусмотренные техническим заданием, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8, пункта 4 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 раздела 1. Перечня Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по монтажу, усилению и демонтажу конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений".
Однако, пункт 15 Информационной карты, предъявляющий требования к заявке на участие в электронном аукционе, не содержит требования предъявить в составе второй части заявки указанный допуск СРО.
Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Проектом муниципального контракта на выполнение работ по ремонту чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края (Приложение N 1 к Информационной карте) предусмотрена обязанность подрядчика привлечь к исполнению муниципального контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 70% от цены муниципального контракта (пункт 4.1.19 муниципального контракта).
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
В силу части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Исходя из вышеизложенного, участнику закупки при условии выполнения работ, являющихся объектом закупки, необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33.3 Приказа Минрегионразвития РФ.
Кроме того, заказчиком не определен конкретный перечень работ в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ, допуск к которым надлежит иметь участнику закупки, в случае, если часть предусмотренных работ подрядчик будет выполнять самостоятельно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в неустановлении в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона требования о необходимости предоставления участнику закупки в составе второй части заявки допуска СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренного пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, а также нормами ГрК РФ, а также в неопределении конкретного перечня работ в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ, для выполнения которых необходим допуск СРО, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2.9 проекта муниципального контракта предусмотрено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта, возвращаются по письменному требованию Подрядчика, при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по контракту, после подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14) по ремонту чаши и помещения плавательного бассейна спорткомплекса "Дельфин" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Заказчик в своих письменных пояснениях указал, что какую форму обеспечения исполнения контракта (внесение денежных средств или предоставление банковской гарантии) применит поставщик (подрядчик, исполнитель), заказчику на стадии размещения извещения о проведении электронного аукциона не известно.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, заказчик на этапе заключения контракта с победителем электронного аукциона не может менять условия, предусмотренные проектом контракта, прилагаемым к документации, заказчик только включает цену, предложенную победителем электронного аукциона. Значит при наличии вариативности условий контракта, в проект контракта, прилагаемый к документации об электронном аукционе, заказчик должен включить все возможные варианты условий.
На основании изложенного, действия заказчика по невключению в проект контракта обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта.
Информация о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта содержится в пункте 20 Информационной карты. Согласно указанному пункту срок окончания действия представленного Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 2.11 проекта муниципального контракта предусмотрено, что срок действия обеспечения - до исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту.
Заказчик указал в информационной карте и проекте муниципального контракта противоречивые сведения. Таким образом, заказчик нарушил пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 2.5 проекта муниципального контракта предусмотрено следующее условие - Заказчик осуществляет платежи Подрядчику с лицевого счета, открытого в УФК по Красноярскому краю, в установленном порядке при условии поступления денежных средств из бюджета ЗАТО п. Солнечный Красноярского края и в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня предоставления Подрядчиком счета - фактуры (счета).
Заказчик пояснил, что его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета ЗАТО п. Солнечный Красноярского края на основании утвержденной бюджетной сметы, поступление денежных средств на счет заказчика для оплаты выполненных работ осуществляется на основании Заявки на финансирование.
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Из положений статей 21, 112 Закона о контрактной системе следует, что планы - графики утверждаются на календарный (финансовый) год.
Из совокупности указанных норм следует, что закупка (определение поставщика, заключение контракта) осуществляется в том году, на который до заказчика доведены лимиты бюджетных обязательств как на текущий финансовый год.
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сроки могут исчисляться годами, месяцами, неделями, днями, часами, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Комиссия обращает внимание на обстоятельство того, что поступление денежных средств из бюджета ЗАТО п. Солнечный Красноярского края не является указанием срока в годах, месяцах, неделях, днях, часах, а также не является событием, которое должно неизбежно наступить, следовательно, включение в контракт условия об осуществлении Заказчиком платежей Подрядчику с лицевого счета, открытого в УФК по Красноярскому краю, в установленном порядке при условии поступления денежных средств из бюджета ЗАТО п. Солнечный Красноярского края и в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня предоставления Подрядчиком счета - фактуры (счета), не подлежит признанию надлежащим исполнением заказчиком обязанности, установленной частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобы ООО "Стройинвест", ООО "Реставрация СТК" частично обоснованными.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, частей 13, 27 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 8, 11 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66,
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобам ООО "Стройинвест", ООО "Реставрация СТК" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2016 г. N 6338
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016