Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 апреля 2016 г. N 1
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услугУправления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок Д.А. Симонова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителя ФГВУ "Центррегионводхоз": Аппба С.В.,
в отсутствие представителей ООО "ГОЛОС", уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/ 14133 от 11.04.2016,
рассмотрев жалобу ООО "ГОЛОС" (далее - Заявитель) на действия ФГВУ "Центррегионводхоз" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на расчистку участков N 3,4,5,6,13 Шошинского плёса Иваньковского водохранилища в районе о. Кабаново Тверской области" (Закупки N0373100089316000096) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
1. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/14133 от 11.04.2016) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика путем проведения открытого конкурса.
На основании ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении конкурса Заказчиком выбран код ОКДП2 43.12.11.140 "Работы по расчистке территории, удалению растительности", также указано наименование расчистка участков N 3,4,5,6,13 Шошинского плёса Иваньковского водохранилища в районе о. Кабаново Тверской области", при этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 68 697 080 рублей. Вместе с тем, Заказчиком выбран конкурентный способ определения поставщика - открытый конкурс. Вместе с тем Техническими Заданиями предусмотрено выполнение работ: снятие растительного грунта в илохранилище, монтаж водосборных колодцев, планировка грунта бульдозеров, разработка грунта экскаватором.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил письмо Министерства строительства Тверской области N1533-03Б от 06.04.2016 согласно которому данный объект может рассматриваться как текущий ремонт водного объекта.
На основании ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г, N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)", код ОКДП2 43.12.11.140 "Работы по расчистке территории, удалению растительности" входит в аукционный перечень.
Таким образом, работы, указанные в Техническом задании относятся к кодам ОКДП, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г, N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)". Таким образом, данная закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, осуществление закупки в данном случае путем проведения открытого конкурса неправомерно.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 21.03.2016 внесены изменения в конкурсную документацию, что также свидетельствует о возможности и необходимости соблюдения Заказчиком положений Распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2016 г, N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерного порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, в частности: Квалификация участников закупки, значимость критерия - 40 % .
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе п оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
1. цена контракта;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
3. стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
4. предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
2. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
3. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки":
"Квалификация участников закупки оценивается комиссией по размещению заказов по предложенной шкале (подкритериям) и в следующем порядке.
Для оценки заявок (предложений) по данному критерию используется 100-балльная шкала оценки.
Для оценки заявок по критерию используются показатели. Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 40 процентов.
N показателя |
Наименование критерия |
Максимальное значение критерия |
1. |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: |
40,00% |
1.1. |
Опыт участника по успешному выполнению работ по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) по расчистке русел рек земснарядами и экскаваторами, выполненными участником конкурса за период 2013 - 2015 гг. в суммарном денежном выражении (млн. руб.). Подтверждается при наличии в заявке ниже перечисленных документов: Копии контрактов (договоров), копии справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3), копии актов сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ, форма КС-2), и (или) иные документы, подтверждающие стоимость и объем оказанных услуг (выполненных работ) и факт их приемки заказчиком. (Форма 4 Раздела 4 Конкурсной документации). |
|
|
менее 50 млн. руб. или отсутствие подтверждающих документов |
0 баллов |
|
от 50 млн. руб. до 100 млн. руб. |
40 баллов |
|
более 100 млн. руб. |
60 баллов |
1.2 |
Сведения о наличии оборудования, необходимого для выполнения работ, подтверждается нотариально заверенными копиями паспортов на оборудование, нотариально заверенными копиями свидетельств о праве собственности, нотариально заверенными копиями судовых билетов и иными правоустанавливающими документами, подтверждение права аренды техники - нотариально заверенными копиями договоров аренды. |
|
|
Отсутствие оборудования |
0 баллов |
|
Наличие оборудования |
20 баллов |
|
|
|
1.3 |
Сведения о наличии положительных отзывов, подтверждается копиями писем |
|
|
Отсутствие отзывов |
0 баллов |
|
Наличие 1-3 отзывов |
5 баллов |
|
Наличие 3 и более отзывов |
10 балов |
1.4 |
Качество предоставляемых услуг - детализированное описание условий оказания услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с конкурсной документацией |
|
|
Отсутствие предложения по данному показателю или отсутствие наиболее полных сведений по разделам 1,2,4,5 |
0 баллов |
|
Наличие наиболее полных сведений только по разделам 1,2,4,5 |
5 баллов |
|
Наличие наиболее полных сведений по каждому из разделов 1-5 |
10 балов |
При оценке заявок по показателю 1.4 "Качество предоставляемых услуг" наибольшее число баллов присваивается заявке с наилучшим предложением по качеству услуг и содержащей наиболее полные сведения по следующим вопросам:
- детализированное описание условий оказания услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с конкурсной документацией.
Оценка заявок производится путем сравнения между собой условий оказания услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с конкурсной документацией. Пояснительная записка должна содержать организационно-техническое предложение в рамках оказания услуг, включающее разделы:
1. обоснованность сроков (график поступления на объект конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основной техники по объекту, сроки формирования карт намыва при оказании услуг и прочее);
2. методология оказания услуг;
3. технология оказания услуг (расчет машин и механизмов с привязкой к объекту, расчет инженерно-технического персонала с привязкой к объекту и прочее);
4. наличие обеспеченности производственными мощностями;
5. наличие обеспеченности технологическим оборудованием.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "квалификация участников закупки" (), определяется по формуле:
= С1iК + С2iК+ С3iК+С4iК
где:
С1i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 1;
С2i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 2;
С3i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 3;
С4i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 4;
К - коэффициент значимости показателя в процентах, деленный на 100.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
По мнению Заявителя, вышеуказанный порядок оценки конкурсных заявки является неправомерным, так как не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной или иной объективной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию (например - четкой и понятной шкалы оценки, формулы оценки). Конкурсная документация не содержит четких и объективных правил присвоения баллов в зависимости от представленных сведений в заявке участника конкурса, а, напротив, предоставляет комиссии возможность присвоения баллов по своему усмотрению без каких-либо ограничений, что увеличивает коррупционную составляющую при осуществлении закупки.
При этом, критерий "Квалификация участников закупки" является критерием, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст.50, п. 1 ч. 1 ст. 33 установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку конкурсная документация не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данным показателям.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации заведомо неисполнимых сроков выполнения работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 50 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 6 Технического задания:
Продолжительность работ.
В соответствии с проектом организации строительства 3,5 месяца.
Начало работ: с момента заключения договора
Окончание работ: 15 сентября 2016 года, в т.ч.
Апрель - 10 дней
Май - 10 дней
Июнь 15 дней
Июль 25 дней
Август 30 дней
Сентябрь 15 дней.
Выполнение работ летнего периода в ложе водохранилища проводить после снятия ограничения на нерест рыб.
В соответствии с ч.9 ст.70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
По мнению Заявителя, данное требование является неправомерным, так как датой рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе является 14.04.2016, и, в соответствии с положениями ч.9 ст.70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее 24.04.2016. Таким образом, победителю конкурса не предоставляется возможным выполнить работы в Апреле в течении 10 дней.
В соотвтетствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать правомерность установления вышеуказанного требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу обоснованности данного довода жалобы Заявителя, и нарушению Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГОЛОС" на действия ФГВУ "Центррегионводхоз" обоснованной.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48, ч. 2 ст. 59, ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст.50, п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии Д.А. Симонов
А.Г. Абегян
исп.Абегян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 апреля 2016 г. N 1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2016