Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 ноября 2016 г. N 21168/05-02(236Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии- заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии -главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерохина А.А., с участием:
от заказчика - Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (далее - заказчик), представитель по доверенности Семенов М.Б.,
от заявителя - ЗАО "Даниловское АТП" (далее также - заявитель), директор Киселев Н.А., представитель по доверенности Васильева И.В.,
от уполномоченного органа - Администрации Даниловского муниципального района в лице управления экономики и развития Даниловского муниципального района, представитель по доверенности Лобанова А.В.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Даниловское АТП" на действия уполномоченного органа - Администрации Даниловского муниципального района в лице управления экономики и развития Даниловского муниципального района, и заказчика - Администрации Даниловского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района (извещение N 0171300007916000092) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ЗАО "Даниловское АТП" на действия уполномоченного органа - Администрации Даниловского муниципального района в лице управления экономики и развития Даниловского муниципального района, и заказчика - Администрации Даниловского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района (извещение N 0171300007916000092).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что заказчиком и уполномоченным органом неправомерно выбран в качестве способа закупки услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района аукцион в электронной форме. Заявитель полагает, что данная закупка может быть проведена исключительно способом открытого конкурса.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители уполномоченного органа и заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Администрацией Даниловского муниципального района в лице управления экономики и развития Даниловского муниципального района, 30.09.2016 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0171300007916000092 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района вместе с аукционной документацией.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме и пункту 5 раздела II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме предметом закупки является оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Законодателем определено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Исходя из частей 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
При этом пунктом 19 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ определено понятие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Из вышеприведенных норм следует, что в зависимости от вида регулярных перевозок действующим законодательством предусматривается два способа получения юридическими и физическими лицами допуска на маршрут: в отношении регулярных перевозок по регулируемым тарифам - заключение государственных и муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - выдача на конкурсной (либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ - бесконкурсной) основе свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту.
Соответственно, поскольку предметом объявленной заказчиком и уполномоченным органом закупки является осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района, в данном случае заказчик и уполномоченный орган был обязан руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (в редакции с 13.05.2016 и по настоящее время).
Исходя из части 3 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
Согласно извещению N 0171300007916000092, сформированному аппаратно-программными средствами сайта, в качестве кода общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКДП2) заказчиком и уполномоченным органом указано 49.31.21.110 - оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района.
Данный код по ОКДП2 49.31.21.110 включен в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 330 360,00 рублей.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган, объявив закупку услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района (извещение N 0171300007916000092) путем проведения аукциона в электронной форме, не допустил нарушений законодательства о контрактной системе, а довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Несостоятельной является и ссылка заявителя в жалобе на положения части 9 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, на постановление администрации Даниловского муниципального района от 01 сентября 2016 года N 01712, на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01 июня 2016 года по делу N А82-539/2016 в силу следующего.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания регулирует Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Статья 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ определяет, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно статье 9.1. Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.
На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются), в том числе, федеральные конституционные законы, федеральные законы.
Соответственно, днем официального опубликования федерального закона является день первой публикации (размещения (опубликования)) в одном из указанных источников; дата источника, первым опубликовавшим нормативный акт, и будет являться датой официального опубликования указанного акта.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ опубликован (размещен) на "Официальном интернет-портале правовой информации" по адресу: http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015.
Следовательно, по состоянию на 30.09.2016 года (на момент опубликования извещения о проведении аукциона в электронной форме N 0171300007916000092) у заказчика не возникло обязанности руководствоваться иным порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Постановлением администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 01 сентября 2016 года N 0711 установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района обеспечивается посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением администрации Даниловского муниципального района от 01 сентября 2016 года N 01712 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Даниловского муниципального района" утвержден, в том числе, план мероприятий по развитию регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Даниловского муниципального района на 2016-2020 годы (далее - План).
Раздел III "План-график заключения муниципальных контрактов о выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам и выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам" Плана включал в себя в числе прочего информацию о сроке проведения работ (открытого конкурса) в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ для каждого из перечисленных в плане наименований муниципальных маршрутов.
Постановлением администрации Даниловского муниципального района от 13 сентября N 0748 "О внесении изменений в постановление администрации Даниловского муниципального района от 01.09.2016 N0712 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Даниловского муниципального района" в положения раздела III "План-график заключения муниципальных контрактов о выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам и выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам" приложения N2 Постановления администрации Даниловского муниципального района от 01 сентября 2016 года N 01712 внесены изменения, из которого исключены требования о проведении открытого конкурса.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01 июня 2016 года по делу N А82-539/2016, вступившим в законную силу 08 сентября 2016 года, открытый конкурс N1/15 от 01.12.15г. по организации регулярных перевозок на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории Даниловского муниципального района на 2016-2017гг., договор N94 от 08.12.15г. по организации регулярных перевозок на внутримуниципальных регулярных маршрутах на территории Даниловского муниципального района на 2016-2017гг., заключенный между Администрацией Даниловского муниципального района Ярославской области и Индивидуальным предпринимателем Пилясовым Олегом Юрьевичем недействительным.
Действительно, 22 октября 2015 года Администрацией Даниловского муниципального района опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок пассажиров на внутримуниципальных регулярных маршрутах Даниловского муниципального района на 2016-2017г. (на момент проведения данного открытого конкурса положения статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ не вступили в силу)
При этом, как отмечает заявитель в пункте 2.12.2 раздела 2.13 "Обжалование результатов открытого конкурса" конкурсной документации о проведении открытого конкурса N 1/15, в случае признания судом результатов открытого конкурса недействительными, повторный конкурс проводится не позднее, чем через 30 (тридцать) дней после вступления в силу решения суда об аннулировании результатов предыдущего конкурса.
На момент опубликования рассматриваемого аукциона в электронной форме извещение N 0171300007916000092 от 30 сентября 2016 года положения статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, обязывающие осуществлять регулярные перевозки по регулируемым тарифам посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступили в силу (11 января 2016 года), в связи с этим заказчик и уполномоченный орган не могли осуществить закупку услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района путем проведения открытого конкурса, при наличии законодательно установленного запрета (часть 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
признать жалобу ЗАО "Даниловское АТП" на действия уполномоченного органа - Администрации Даниловского муниципального района в лице управления экономики и развития Даниловского муниципального района, и заказчика - Администрации Даниловского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Даниловского муниципального района (извещение N 0171300007916000092) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 ноября 2016 г. N 21168/05-02(236Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2016