Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального бюджетного учреждения науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека -
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Комплект сервис", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, 3) на действия (бездействие) заказчика в лице Федерального бюджетного учреждения науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора) (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул.Попова, 30) при проведении закупки путем открытого конкурса (извещение N 0362100019516000007) на строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства: "ФГУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны рабочих промпредприятий Роспотребнадзора", г. Екатеринбург, Реконструкция корпусов, г. Екатеринбург. Этапы: "3 - этап реконструкция поликлинического корпуса по ул.Репина, 2"; "4 этап - реконструкция административно-производственного корпуса по ул. Попова, 30- с пристроем в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-5536 от 14.04.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора при проведении закупки в форме открытого конкурса (извещение N 0362100019516000007) на строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства: "ФГУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны рабочих промпредприятий Роспотребнадзора", г. Екатеринбург, Реконструкция корпусов, г. Екатеринбург. Этапы: "3 - этап реконструкция поликлинического корпуса по ул.Репина, 2"; "4 этап - реконструкция административно-производственного корпуса по ул. Попова, 30- с пристроем.
В своей жалобе заявитель обжалует положения конкурсной документации в части того, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) необоснованно объединены в один лот строительно-монтажные работы на объекте и поставка технологического оборудования, необходимого для приготовления пищи, медицинского оборудования и иных товаров не имеющих непосредственного отношения к выполнению работ по строительству и реконструкции. На основании изложенного просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать ее обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.03.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0362100019516000007 и конкурсная документация. Конкурсная документация размещена на сайте http://zakupki.gov.ru/ в действующей редакции от 30.03.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 777 315 800,00 рублей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать среди прочего:
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Одним из законов, на которых основывается законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является Закон о защите конкуренции.
В силу ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
По обстоятельствам дела Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Пунктом 7 Информационной карты конкурсной документации (часть 2 конкурсной документации) установлено следующее: описание объекта закупки определяет задание на корректировку рабочей документации, проектно-сметная документация, представленная в Части V "Техническое задание". Выполнения работ должно проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
При этом пунктом 2.2. проекта государственного контракта прямо предусмотрено, что в стоимость работ, поручаемых Подрядчику, не входит стоимость технологического и медицинского оборудования.
Относительно сведений содержащихся в файле конкурсной документации "ЕМНЦ Пристрой к Попова,30_ТХ.С_ст.Р.pdf", опубликованном на официальном сайте в сети "Интернет", на который ссылается в своей жалобе ООО "Комплект сервис" представителями заказчика пояснено следующее. Раздел документации "ЕМНЦ Пристрой к Попова,30_ТХ.С_ст.Р.pdf" имеет название "Ведомость рабочих чертежей основного комплекта" и включает общие данные, план цокольного этажа, план 1-го этажа,2-го этажа, 3-го этажа, 4-го этажа с расстановкой технологического оборудования. Данный раздел включен в состав документации исключительно для того, чтобы участник закупки мог определить объем монтажа инженерных коммуникаций для последующего подключения технологического оборудования.
Таким образом, из материалов дела следует, что товары указанные в файле конкурсной документации "ЕМНЦ Пристрой к Попова,30_ТХ.С_ст.Р.pdf" не входят в объем работ, предусмотренных предметом открытого конкурса. Следовательно, предметом рассматриваемой закупки являются только строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства.
Доказательств обратного Комиссии Свердловского УФАС России представлено не было.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 ст.55.8 Градостроительного кодекса установлено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
При этом в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624) входит в частотности п.33.3: работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем - жилищно-гражданское строительство.
В п.11 Информационной карте конкурсной документации содержится требование о наличии у участника открытого конкурса свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разделом III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
п.33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, поскольку объектом закупки являются строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства требование конкурсной документации о том, что участник открытого конкурса должен иметь свидетельство о допуске к работам по п.33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства установлено заказчиком в соответствии с п.1 ч.2 ст.51, п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Комплект сервис" не находят своего подтверждения.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки закупки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено. Указанный перечень включает в себя, в частности, работы по строительству зданий, строительству инженерных сооружений и работы строительные специализированные, с кодами ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Извещением о проведении открытого конкурса предусмотрено, что осуществляемые в рамках рассматриваемой закупки работы подпадают под код ОКПД2 41.20.40: работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).
Таким образом, проводимый открытый конкурс подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457. Следовательно, в соответствии с п.1 ч.2 ст.51, п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать запрет на участие в открытом конкурсе, а также на выполнение работ, предусмотренных предметом государственного контракта (в том числе в качестве субподрядчиков) гражданам и организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Однако, как установлено Комиссией Свердловского УФАС России, в нарушение п.1 ч.2 ст.51, п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе конкурсная документация не содержит условия о том, что участником открытого конкурса и исполнителем по контракту, заключаемому по итогам проведения такого конкурса (в том числе в качестве субподрядчиков) не могут выступать граждане и организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом в соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, которым утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - Правила).
В приложении к указанным Правилам содержатся предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, в приложении содержатся следующие предельные величины значимости критериев оценки
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
||
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
||
2 |
Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг |
60 |
40 |
3 |
Отдельные виды товаров, работ, услуг: |
|
|
|
проведение реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов. |
40 |
60 |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе: их показатели, содержание, значимость и порядок оценки содержатся в приложении N1 к информационной карте конкурсной документации. В частности, приложением N1 к информационной карте установлено, что критериями оценки заявок являются:
- цена контракта (значимость критерия 40%);
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 60%).
Представителями ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора в части установления значимости критериев оценки заявок участников пояснено Комиссии антимонопольного органа, что предельные величины значимости критериев оценки заявок участников установлены в конкурсной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для проведения работ по реконструкции и ремонту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поскольку объект, на котором будут производится строительно-монтажные работы, включен в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Вместе с тем, документов, подтверждающих вышеуказанный факт, представителями заказчика на заседании комиссии при рассмотрении жалобы ООО "Комплект сервис" представлено не было.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В силу ст.9.2 вышеуказанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Свердловской области от 21.06.2004 N 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области" установлено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия:
10-2) формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области.
Из описания объекта закупки следует, что строительно-монтажные работы будут осуществляться на двух объектах капитального строительства: поликлинического корпуса по ул. Репина, 2 (г. Екатеринбург) и административно-производственного корпуса по ул. Попова, 30 (г. Екатеринбург).
В перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, содержится информация об объекте культурного наследия "физиотерапевтический институт" расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Репина, 2. Однако информации о том, что по адресу г. Екатеринбург, ул. Попова, 30 также находится объект культурного наследия Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области не содержит. В связи с чем, у Комиссии Свердловского УФАС России нет оснований полагать, что объект, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Попова, 30, является объектом культурного наследия.
Поскольку один из объектов (ул. Попова, 30), на которых будут осуществиться строительно-монтажные работы, не является объектом культурного наследия, ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора установил величины значимости критериев оценки заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для проведения работ по реконструкции и ремонту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в нарушение п.9 ч.1 ст.50, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
Выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе влекут административную ответственность по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно протоколу вскрытия конвертов, с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 14.04.2016 NПВК1 на участие в закупке поступила заявка от одного участника - Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс".
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 18.04.2016 NПРЕ1 единственным участником открытого конкурса было стало Закрытое акционерное общество "Корпорация "Атомстройкомплекс", чья заявка была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Поскольку заявку на участие в открытом конкурсе подал лишь один участник, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что выявленные в ходе проведения внеплановой проверки закупки нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения подрядчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора выявлены нарушения п.1 ч.2 ст.51, п.1.ч.1 ст.31, п.9 ч.1 ст.50, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать ввиду того, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения подрядчика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2016