Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 марта 2016 г. N 178
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: ******* при участии представителей ООО "Интерстрой" ******* представителей ФКУ "Войсковая часть 39995" ******** рассмотрев жалобу ООО "Интерстрой", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Закон),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Интерстрой" (далее по тексту заявитель) на действия ФКУ "Войсковая часть 39995" (далее по тексту заказчик), связанные с проведением открытого конкурса (извещение N0334100029916000001) на услуги по выполнению работ по текущему ремонту внутренних инженерных систем здания (открытый конкурс). Заявитель считает, что заказчиком нарушено требование ч.2 ст.59 Закона, а именно неверно определен способ закупки - открытый конкурс, поскольку согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД ОК 034-2007) строительные работы, в том числе по текущему ремонту внутренних инженерных систем здания относятся к коду 45. В проекте контракта заказчиком в нарушение ч.5 ст.34 Закона, не установлен ответственность в виде фиксированного размера штрафа. Также заявитель считает, что заказчиком в документации об аукционе требования к документам по обеспечению заявки установлены с нарушением п.5 ч.2 ст.51 Закона, также в нарушение ч.2 ст.52 Закона заказчик установил требование к оформлению пропуска на территорию заказчика не позднее 10 дней до начала вскрытия конвертов с конкурсными заявками.
Заказчик представил возражения на жалобу заявителя, не согласился с доводами заявителя, считает жалобу необоснованной, поскольку проведение электронного аукциона не является обязательным конкурентным способом определения поставщика. Размер штрафа размере 10 процентов в проекте контракта установлен в соответствии с Законом, а фиксированная сумма устанавливается при подписании контракта с победителем. Определенный минимально необходимый временной интервал подачи заявок на оформление пропуска - 10 дней до момента прохода на территорию заказчика, установлен в соответствии с инструкциями по режиму секретности, пропускному режиму.
Комиссия, рассмотрев доводы заявителя, возражения заказчик, установила следующее.
01.03.2016г. заказчик на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение N0334100029916000001, а также конкурсная документация о проведении открытого конкурса (извещение) на услуги по выполнению работ по текущему ремонту внутренних инженерных систем зданий ФКУ "Войсковая часть 39995" в 2016 году (далее конкурсная документация).
В соответствии с извещением, конкурсной документацией заказчиком установлен способ закупки - открытый конкурс, код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности по трем лотам заказчиком установлен 43.22.11.110, наименование предмета контракта - услуги по выполнению работ по текущему ремонту внутренних инженерных систем здания.
В силу ч.2 ст.59 Закона, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013г. N2019-р, действовавшего на момент опубликования извещения о проведении указанного открытого конкурса, работы строительные относятся к коду 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007.
Таким образом, работы по текущему ремонту внутренних инженерных систем здания, являющиеся предметом открытого конкурса, согласно данного распоряжения Правительства РФ, входят в перечень на выполнение которых заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Следовательно, заказчик, объявив о проведении открытого конкурса на услуги по выполнению работ по текущему ремонту внутренних инженерных систем зданий, выбрал неверный способ закупки, тем самым нарушил требования ч.2 ст.59 Закона.
Согласно п.5 ч.2 ст.51 Закона, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
Однако, заказчиком в нарушение данной нормы Закона пунктом 4 раздела 14.1 конкурсной документации установлено требование о наличии в конкурсной заявке платежного поручения с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения.
В силу ч.5 ст.51 Закона, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчик, установив в конкурсной документации требование о наличии в заявке платежного поручения с отметкой банка или заверенной банком копии этого платежного поручения, нарушил требование ч.5 ст.51 Закона.
В соответствии с п.п.9.3, 9.5 проекта контракта конкурсной документации, в случае выполнения работ... несоответствующих требованиям контракта к качеству работ, исполнитель уплачивает штраф в размере 10 % за каждый факт выполнения работ, несоответствующих требованиям контракта к качеству работ. В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств исполнитель уплачивает штраф в размере 10 % за каждый факт гарантийного обязательства.
Согласно п.п.9.2, 9.4 проекта контракта конкурсной документации, размер неустойки (пени) устанавливается контактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. N1063 (далее - Правила), за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В силу Закона, заказчик обязан приложить к документации о закупке, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Таким образом, учитывая, что Законом не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Следовательно, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки является включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта. Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Однако, заказчик в нарушение ч.ч.5,6,7,8 ст.34 Закона в разделе 9 проекта контракта конкурсной документации не установлены размеры штрафа, пеней в отношении заказчика, исполнителя в соответствии требованиями Закона, указанных Правил.
Комиссией установлено, что согласно п.21 конкурсной документации, участникам в связи с установленным у заказчика режимом, правилами и системой пропуска на территорию, необходимо не позднее 10 (десяти) рабочих дней до начала вскрытия конвертов с заявками представить заказчику для оформления пропусков список персонала, который будет задействован в процедуре вскрытия конвертов с заявками, с указанием Ф.И.О. и паспортных данных каждого работника, данных по регистрации, копии страниц паспортов (стр. 2-3, 5-12 (заполненные)) (Приложение N2 к конкурсной документации).
В силу ч.2 ст.52 Закона, заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.
Согласно конкурсной документации, вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе установлено по адресу заказчика 22.03.2016г. в 10 часов 00 минут. Таким образом, в соответствии с п.21 конкурсной документации потенциальный участник конкурса должен представить заказчику для оформления пропуска список персонала для участия в процедуре вскрытия конвертов не позднее 03.03.2016г. При этом, извещение и конкурсная документация опубликована на официальном сайте Единой информационной системы 01.03.2016г., а датой начала подачи заявок является 02.03.2016г. При таких обстоятельствах, участники закупки, ознакомившиеся с конкурсной документацией, уже третий день со дня её размещения на сайте автоматически лишаются возможности оформить пропуск своим сотрудникам, и участвовать на вскрытии конвертов с заявками. При этом Закон предусматривает 20 дней со дня опубликования извещения возможность участникам открытого конкурса определиться с решением о подаче заявки для участия в конкурсе (ч.1 ст.49 Закона).
Вместе с этим, установленное в п.21 конкурсной документации ограничение, не позволяет комиссии заказчика выполнить обязательные требования, предусмотренные ч.ч.3,4 ст.52 Закона, согласно которым непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа, а также о возможности подачи заявок участниками конкурса непосредственно до начала вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссией установлено, что требование, предусмотренное заказчиком в п.21 конкурсной документации о сроках оформления пропуска участниками закупки, противоречат указанным нормам Закона, лишает возможности участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками, что является нарушением ч.2 ст.52 Закона.
В соответствии с протоколом от 23.03.2016г. вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, конкурсной комиссией заказчика осуществлено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе. Однако, учитывая установленные нарушения в действиях заказчика при формировании документации о закупке, указанный протокол принят с нарушением законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч.ч.5,7,8 ст.34, ч.5 ст.51, ч.2 ст.52, ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии заказчика предписание об аннулировании торгов.
4. Направить материалы жалобы должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц заказчика к административной ответственности.
5. Направить копию решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
||
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 марта 2016 г. N 178
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2016