Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 декабря 2016 г. N 44-4220/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФГБУН Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук (далее - Заказчик) и ИП Черняка Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26589-ЭП/16 от 25.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, д. 7, лит. Б (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100016716000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 4 "Плитки" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Отклонение от номинальных размеров плиток (по длине) в меньшую сторону не должны быть более 1,6 мм. Отклонение от номинальных размеров плиток (по длине) большую сторону не должны быть более 1,6 мм. Отклонение от номинальных размеров плиток (по ширине) в меньшую сторону не должны быть более 1,6 мм. Плитка должна соответствовать ГОСТ 6141-91.".
Согласно п. 1.3.4 ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия" отклонения от номинальных размеров плиток не должны быть, в процентах, более: по длине и ширине: 0,8.
Таким образом, требования Заказчика к показателям отклонения от номинальных размеров плиток, установленные в миллиметрах, не соответствуют требованиям ГОСТ 6141-91.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 24 "Пена" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к товару: "Предел звукоизоляции должен быть более 35 Дб.".
В соответствии с Приложением N 4 к постановлению Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" единицей измерения уровня звукового давления является децибел. Обозначениями единицы измерения "децибел" являются: dB, дБ.
Единица измерения Дб в системе единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации не установлена.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлена нестандартная единица измерения без обоснования необходимости ее использования.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных единиц измерения жалоба Заявителя признана обоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на необъективное описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер и позволять участникам закупки установить потребность Заказчика.
Согласно п. 17 "Шкурка" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Должна быть водостойкая, двухслойная, тканевая шлифовальная шкурка. Шкурка должна быть: однослойная или двухслойная.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке по п. 17 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены противоречивые требования, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы документации о закупке не в полном объеме. Согласно доводам жалобы документация о закупке не содержит локальную смету, отсылочное указание на которую указано Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Закона о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию документации о закупке Заказчиком установлены требования к конкретным значениям показателей, а также указано соответствие каждого пункта Приложения N 1 к Техническому заданию номеру позиции локальной ресурсной ведомости.
Согласно п. 10 Информационной карты документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения проектно-сметного метода.".
Комиссия УФАС установила, что локальная смета опубликована Заказчиком в Разделе IV документации о закупке.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
4. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, которая не позволяет установить порядок заполнения в отношении всех показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в п. 15 Части III документации о закупке.
Согласно п.41 "Листы гипсокартонные" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Предельное отклонение по ширине листов не должно превышать 0/-5 мм. ".
Согласно п. 31 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Длина шурупа должна быть не менее 40 мм. Допустимые нагрузки в kН на вырыв, бетон/кирпич/керамзитобетон должны быть не менее 1,4/1,2/0,9.Шурупы должны быть изготовлены из стали или латуни.".
Порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе показателей, которые установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию с использованием символа "/" в документации о закупке отсутствует.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяет определить участнику закупки порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе.
Следовательно, инструкция по заполнению первой части заявки не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
5. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно разъяснениям положений документации об электронном аукционе от 24.11.2016 N РД7, опубликованным Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы, участником закупки указан следующий предмет запрос: "В П.31 "Дюбель тип 2" в Приложение N 1 к Техническому заданию к документации об аукционе" установлено требование Заказчика: "Допустимые нагрузки в kН на вырыв, бетон/кирпич/керамзитобетон должны быть не менее 1,4/1,2/0,9". Просим разъяснить: Как правильно читается знак "/"? Нужно оставить без изменения значение вместе со знаком "/" , например: "Нагрузки в kН на вырыв, бетон/кирпич/керамзитобетон 1,4/1,2/0,9"?".
Заказчиком опубликован следующий ответ на запрос: "Да, верно".
Таким образом, согласно разъяснениям положений документации о закупке установленные Заказчиком требования с использованием символа "/" являются неизменными.
Вместе с тем, согласно разъяснениям положений документации об электронном аукционе от 24.11.2016 N РД7 участником закупки также указан следующий предмет запроса: "В П.41 Литы гипсокартонные " в Приложение N 1 к Техническому заданию к документации об аукционе" установлено требование Заказчика: "Предельное отклонение по ширине листов не должно превышать 0/-5 мм.". Просим разъяснить: Как правильно читается знак "/"? Не будет ли это ошибкой и причиной для отклонения если участник укажет одно значение отклонения как это указано в ГОСТ 6266-97, например: "Предельное отклонение по ширине листов 0 мм."".
Заказчиком опубликован следующий ответ на запрос: "Да, верно".
Таким образом, согласно разъяснениям положений документации о закупке по п. 41 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчик указал на соответствие показателя требованиям Заказчика в случае, если участник предоставит в первой части заявки одно из значений, установленных Заказчиком с использованием символа "/".
Следовательно, Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации о закупке, которые носят противоречивый характер и не разъясняют положения документации о закупке. Заказчиком функция по разъяснению положений документации о закупке исполнена формально, действия Заказчика не направлены на фактическое разъяснение по предмету запроса участника закупки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 7, 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича частично обоснованной в части доводов жалобы:
- об установлении нестандартных показателей;
- об установлении необъективного описания объекта закупки и требований к значениям показателей, которые не позволяют определить потребность заказчика;
- об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 декабря 2016 г. N 44-4220/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016