Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 апреля 2016 г. N рз-443-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В.
от заказчика - Попов А.С., Анфиногенов Е.В., Тюменев Н.В.
от ООО "Атлас" - Попова Е.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Атлас" на действия заказчика - МБДОУ детский сад N 34 "Радость" и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001116000002 "Работы по капитальному ремонту мягкой кровли здания МБДОУ детского сада N34 Радость".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона N 0321300001116000002 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "Атлас" - установлено:
1). Довод ООО "Атлас" об установлении муниципальным заказчиком незаконного требования применительно к обеспечению исполнения контракта является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона.
Действительно, документация об аукционе (Раздел 3 Части I "Общие условия проведения электронного аукциона" документации об аукционе и пункт 9.3 проекта муниципального контракта) содержит требование к подписанию лицом, имеющим право действовать от имени банка, усиленной электронной подписью информации и документов, включаемых в реестр банковских гарантий.
Ранее вышеуказанное требование содержалось в части 10 статьи 45 Закона N 44-ФЗ (которая, как верно указал податель жалобы, утратила силу с 01 апреля 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ), а ныне содержится в части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, установленное муниципальным заказчиком требование о подписании информации и документов, включаемых в реестр банковских гарантий, усиленной электронной подписью лица, имеющего права действовать от имени банка, законно и обоснованно, а довод ООО "Атлас" не находит своего подтверждения.
2). Также несостоятельным считаем указание в жалобе ООО "Атлас" на установление муниципальным заказчиком требования о соответствии СНиПу 2.08.02-89 (2003), который, как указано в жалобе, утратил силу с 10 января 2010 года.
Нормативный документ, признающий СНиП 2.08.02-89 (2003) (с 1 июля 2003 года введено в действие "Изменение N 5 к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения") утратившим силу, отсутствует. Напротив, в пункте 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 01 сентября 2009 N 390 "О внесении изменений в СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" указано: "Утвердить прилагаемый СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" в новой редакции, изменив его название на СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Кроме того, хотелось бы отметить, что в документации об аукционе п.18 части I говорится, что в случае если в технической части присутствуют указания на ГОСТы или СНиПы, которые на момент проведения аукциона изменились, _.. применять действующие.
Таким образом, речь в данном случае идет именно о внесении изменений в нормы РФ по качеству, а не о введение в действие нового нормативного документа после признания утратившим силу документа ему предшествовавшего.
3). По поводу позиции Арматурная сталь.
Заказчиком установлено, прежде всего, требование о соответствии товара (материала) государственному стандарту, регламентирующему товар "Арматурная сталь". Характеристика плотности стали установлена Заказчиком в соответствии с требованиями пункта 1.5 регламентирующего ГОСТ 5781-82, где говорится о плотности стали и о плотности вообще. Довод заявителя о том, что установленное значение противоречит требованиям ГОСТ, является необоснованным, т.к. установленное значение сопровождается словами "не менее".
В соответствии с пунктами 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
В документации об аукционе в п.18 части I, установлено, что в заявке должны применяться общепринятые, в том числе математические, обозначения (знаки, буквы и сокращения), единицы измерения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов. Из всех участников закупки, подавших заявки на участие, все смогли определить потребности Заказчика и подать сведения в соответствии с требованиями нормативно правовых актов (ГОСТ).
4). По поводу позиции Раствор готовый (Тип 3)
Мнение подателя жалобы о том, что требования, установленные Заказчиком, вводят в заблуждение и создают условия для отклонения участника является необоснованным.
Участник Закупки в первой части заявки представляет конкретные показатели, позволяющие заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе.
Такие слова как "должна", "нужна" или "не должна" используются Заказчиком для определения потребности или соответственно необходимости отсутствия в значениях характеристик, которые не могут изменяться.
Данное представление требований к значениям характеристик полностью соответствует требованиям Законодательства и не может ограничить участников в подаче заявок.
Утверждение Подателя жалобы о том, что Заказчик устанавливает в позиции "Бетон тяжелый" нестандартный показатель "Модуль крупности песка нужен" является не состоятельным, так как оно определяет потребность Заказчика именно в том модуле крупности песка, который установлен в документации об аукционе. Сама же характеристика установлена на основании п.3.5.2.2 ГОСТ 26633-20012 в котором говориться, что в качестве мелких заполнителей для бетонов применяют природный песок или песок из отсевов дробления горных пород _, соответствующие требованиям ГОСТ 8736 или ГОСТ 31424. А уже в этих государственных стандартах и установлены требования к модулю крупности песка. Бетон без песка не существует, Заказчик установил требования в рамках своих потребностей.
Таким образом, довод Подателя жалобы является не находит своего подтверждения.
5). По поводу позиции Электроды
По характеристике Овальность. Данная характеристика установлена Заказчиком в полном соответствии с государственными стандартами, регламентирующими электроды, на основании п.3.2 ГОСТ 9466-75 и п.2.3 ГОСТ 2246-70. Установленая характеристика "Овальность проволоки не должна превышать половины предельного отклонения по диаметру." не противоречит ГОСТам. Данный показатель полностью зависит от предельных отклонений, указанных в заявки участником закупки. В заявке оно указывается участником закупки постоянным значением, поэтому Заказчик и определил данный показатель в данную графу таблицы и попросил указать конкретное значение овальности, зависящее от предельных отклонений.
Такие слова как "должна", "нужна" или "не должна превышать" используются Заказчиком для определения потребности или соответственно необходимости отсутствия в значениях характеристик, которые не могут изменяться.
Данное представление требований к значениям характеристик полностью соответствует требованиям Законодательства и не может ограничить участников в подаче заявок.
Остальные характеристики электродов по предназначению и временному сопротивлению разрыву указаны Заказчиком в строгом соответствии с содержанием пункта 2 ГОСТ 9467-75. Как указывает сам податель жалобы, ГОСТ 9467-75(таблица 1) устанавливает что временное сопротивление разрыву для типа Э42 должно быть не менее 42 кгс/мм2. Характеристики электродов установлены Заказчиком в полном соответствии с указанными требованиями стандарта. Характеристики установлены Заказчиком в соответствии с действующим законодательством и не противоречит требованиям государственных стандартов.
6). По поводу позиции Гвозди
Данная характеристика установлена Заказчиком в соответствии с государственными стандартами, регламентирующими гвозди, на основании п.3 ГОСТ 4028-63 и п.1.4 ГОСТ 283-75. Данная характеристика полностью зависит от значения условного диаметра стержня d, которое установил Заказчик как "Условный диаметр стержня d не менее 5,0 мм". Государственный стандарт 4028-63 предполагает также и значения для данного показателя и 6 мм и 8 мм. Кроме того значение характеристики не более d, предполагает то, что оно может быть равно и нулевому значению (то есть минимальному) и значениям 5мм, 6мм и 8 мм (то есть максимальному), соответственно Заказчик и определил данный показатель в данную графу таблицы.
В отношении требования заказчика "указать конкретное значение", ясно, что под значением понимается именно то числовое значение условного диаметра стержня d , которое выберет участник закупки в своей заявке, данное значение не может быть более d или может иметь значение от 0 и до значения d.
В отношении знака _, Заказчик - данная характеристика установлена Заказчиком в соответствии с действующим законодательством и не противоречит требованиям государственных стандартов.
7). По поводу позиции Проволока (Тип 2)
Податель в жалобе приводит недостоверные доводы, описывая требования Заказчика к проволоке. Так податель говорит о том, что Заказчик требует, чтобы проволока одновременно находилась и в мотках, и на катушках и о том, что Заказчик не использует графу варианты значений при описании характеристик проволоки. На странице 166 в таблице 1.5. в графе значения характеристик, которые имеют варианты значений, Заказчик установил требование к проволоке: "Проволока должна изготовляться в мотках или на катушках". В таблице 1.3 на странице 60 Заказчиком установлено требование к массе проволоки в мотке или на катушке не менее 4 кг. Требование указано "один в один" как в таблице 4 регламентирующего ГОСТ 3282-74.
Таким образом, Заказчик установил требование к массе проволоки в соответствии с регламентирующим государственным стандартом.
8). По поводу позиции Раствор готовый (Тип 1)
Характеристика установлена Заказчиком на основании требований п. 4.14.7 ГОСТ 28013-98 и п.1.2.1 и таблице ГОСТ 25818-91. Заказчик установил характеристику "Остаток на сите N 008 золы-уноса не более 30% по массе".
Даная характеристика установлена в отношении золы-уноса, одного из заполнителя раствора готового, так как в самой характеристике есть ссылка на "золу-уноса". Соответственно ограничение "не более 30 % по массе" имеет полное отношение только к золе-уноса, то есть к % по массе золы-уноса. Характеристика установлена Заказчиком в соответствии с действующим законодательством и не противоречит требованиям государственных стандартов.
9). По поводу Размер фракций позиции Раствор готовый (Тип 3)
Утверждение Подателя жалобы о том, что размер фракций гипсового камня является неизменным, не подтверждено и является несостоятельным.
Наименование показателя "размер фракций гипсового камня" установлен во множественном числе. Данный показатель установлен на основании п. 3.2.2. ГОСТ 4013-82, который гласит, что фракционный состав гипса определяют контрольными ситами (для камня размером, меньшим или равным 60 мм). Пробу камня размером 0-60 мм просеивают через сито с размерами ячеек 5 мм, остаток взвешивают и определяют содержание зернового состава гипса. Соответственно, государственный стандарт 4013-82 четко определяет, что размер гипсового камня в диапазоне 0-60 мм должен иметь две фракции, например от 0 до 5 мм и св. 5 и до 40мм, что подтверждают и сведения от производителей, паспорта качества предоставляем, где четко видно, что фракция гипса может иметь значение и меньше 60 мм. Заказчик и установил данное диапазонное значение размера гипсового камня с минимальным значением 0 и максимальным значением 60 мм в графе таблицы "Максимальные (или) Минимальные значения показателей".
Характеристика установлена Заказчиком в соответствии с действующим законодательством и не противоречит требованиям государственных стандартов.
10). По поводу допускаемого разбега позиции Проволока (Тип 1)
Заказчиком в соответствии со статьей 33 Закона на основании п. 2.5. ГОСТ 7372-79 для характеристики "Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву" установлены максимальные значения показателей. Показатели, для которых установлены варианты значений, а также значения, которые не могут изменяться, для данной характеристики Заказчиком не установлены. Данная табличная форма требований не предусматривает заполнения участником каких либо граф или колонок, а предназначена только для описания Заказчиком требований к товарам, поэтому все доводы подателя жалобы о том, что ему непонятно какие графы заполнять или не заполнять не обоснованы, участник вправе подавать заявку в свободной форме.
Более того, ООО "Атлас" не воспользовалось своим правом и не обратились с запросом о предоставлении разъяснений по вышеуказанным позициям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы ООО "Атлас" не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - МБДОУ детский сад N 34 "Радость" и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атлас" на действия заказчика - МБДОУ детский сад N 34 "Радость" и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001116000002 "Работы по капитальному ремонту мягкой кровли здания МБДОУ детского сада N34 Радость" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 апреля 2016 г. N рз-443-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2016