Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 апреля 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 05.04.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков(подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПро" (далее ООО "ЭкоПро", Заявитель, Общество) (г. Владимир) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку слуховых аппаратов для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000116000396), в присутствии представителей заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской помощи "Областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница", Заказчик) .. (доверенность 13 от 09.03.2016), ...(доверенность N 14 от 09.03.2016); представителя уполномоченного органа- департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее- уполномоченный орган, Департамент) _ доверенность N 9 от 11.01.2016).
ООО "ЭкоПро" надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление от 30.03.2016 04/1266-еес) явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
29.03.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭкоПро" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку слуховых аппаратов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000116000396).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
Документация об электронном аукционе содержит многочисленные нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно.
1.Так, в позиции 1 указаны следующие требования: "Максимальный выходной уровень звукового давления 90-119 дб*. Диапазон частот 0,2-7,7 кГц".
Тогда как в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение такого требования Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчиком не указаны максимальные и минимальные значения показателей максимального выходного уровня звукового давления, диапазона частот, а указаны конкретные значения таких показателей.
Причем анализ требуемых Заказчиком конкретных показателей дает основания утверждать, что под них подпадает исключительно одна модель слухового аппарата - "Audifon Elia СТС", Германия. Ни один другой слуховой аппарат не подпадает под заданные требования. Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В рассматриваемой закупке те участники, которые являются дистрибьюторами компании Audifon, будут иметь преимущество перед другими участниками, поскольку имеют возможность предложить к закупке товар по наименьшей цене, тогда как другие участники будут вынуждены приобретать товар у дистрибьюторов компании Audifon для участия в закупке уже с наценками посредника.
2. В позиции 2 указаны следующие требования: "Максимальный выходной уровень звукового давления 90-126 дб*. Диапазон частот 0,1-5,7 кГц*. Автоматическая система распознавания акустической ситуации и самостоятельный выбор программ (Sound Dynamix)".
В силу частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение такого требования Закона Заказчиком при указании на "Sound Dynamix" не включены слова "или эквивалент"; не указаны максимальные и минимальные значения показателей максимального выходного уровня звукового давления, диапазона частот, а указаны конкретные значения таких показателей.
Причем анализ требуемых Заказчиком конкретных показателей дает основания утверждать, что под них подпадает исключительно одна модель слухового аппарата - "Audifon Elia S", Германия. Ни один другой слуховой аппарат не подпадает под заданные требования. Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В обоснование правомерности действий заказчика, представители ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница заявили следующее.
Участник закупки должен указать конкретные показатели диапазона частот в рамках указанного Заказчиком диапазона, что установлено Заказчиком в Приложении к информационной карте, Таблица 1 Показатели товара (поставка слуховых аппаратов) под значком-*.
Показатели товара также зависят от характера предмета закупки. Есть показатели, которые невозможно выразить одним конкретным значением. Помимо технического задания необходимо обращать внимание, как эти характеристики отражены у производителя в паспорте на изделие.
В техническом задании указан показатель товара- Диапазон частот 0,2-7,7 кГц*.
Конкретные показатели - это такие показатели, которые однозначно идентифицируют товары (материалы), указанные в 1-й части заявки на участие в аукционе.
Диапазон частот - полоса частот, которой присвоено условное наименование. Диапазон частот - одно из важнейших понятий радиотехники. Это понятие имеет общий характер, то есть можно говорить или о диапазоне рабочих частот какого-либо конкретного устройства, или о диапазоне, выделенном какой-то радиослужбе, или, например, об обобщённой разбивке всей полосы радиочастот.
Частотный диапазон-это диапазон эффективного функционирования слухового аппарата. Он ограничивается двумя частотными срезами. Диапазон частот не может быть здесь одним конкретным показателем.
Sound Dynamix- система автоматического распознавания акустической ситуации. Sound Dynamix без вмешательства пользователя позволяет использовать наилучшую из возможных программ восприятия звуков даже в самых сложных ситуациях. Данная функция присутствует у нескольких производителей слуховых аппаратов, в том числе и отечественного производства.
Шум, речь при шуме, тишина, речь в тишине, музыка, ветер - Sound dynamix идентифицирует различные ситуации и автоматически корректирует алгоритм слуховых аппаратов с помощью: адаптивно направленного микрофона, WDRC компрессии, адаптивного подавления шума, адаптивного подавления обратной связи.
Заказчиком в техническом задании указано требование на наличие у слуховых аппаратов автоматической системы распознавания акустической ситуации и самостоятельный выбор программ. Конкретизация систем по названиям не приводилась.
Система распознавания акустической ситуации и самостоятельный выбор программ присутствует во всех слуховых аппаратах.
Заказчик сформировал техническое задание исходя из объективно существующих потребностей в товаре, с соблюдением положений ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании выше изложенного действия заказчика являются правомерными и обоснованными.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений на заседании Комиссии пояснил следующее.
В соответствии с п.2.2.1., п.2.2.6.,п.2.2.9. постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а так же разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Документация о проведении данного электронного аукциона утверждена приказом главного врача ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница".
Таким образом, нарушений законодательств со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Таким образом, Заказчиком в Таблице 1 "Показатели товара (поставка слуховых аппаратов)" по позициям 1,2 были установлены характеристики товара, отвечающие потребностям ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница".
2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявителем жалобы не были представлены доказательства того что Sound Dynamix является товарным знаком, знаком обслуживания, фирменным наименованием, патентом, полезный моделью, промышленным образцом, наименованием места происхождения товара или наименованием производителя.
Таким образом, довод относительно нарушения Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Как уже отмечалось ранее в соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что, если заказчик устанавливает показатель товара, то этот показатель должен быть объективным, обоснованным и не вводить в заблуждение участников закупки и комиссию по рассмотрению заявок.
В Приложение к информационной карте Таблица 1 "Показатели товара (поставка слуховых аппаратов)" по позициям 1,2 указано следующее.
Позиция1- Диапазон частот 02-7,7 кГц*
Позиция2- Диапазон частот 01-5.7 кГц*
Где знак "*" означает, что участник закупки указывает конкретные показатели.
Вместе с тем на заседании Комиссии было установлено, что под значком * Заказчик подразумевал показатели товара в диапазоне частот, то есть указанная характеристика не может быть конкретным показателем товара.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика в части установления показателей товара установлены нарушения ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЭкоПро" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку слуховых аппаратов для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000116000396) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016