Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Николаев Посад" (далее - Заявитель) на действия органа местного самоуправления Соликамского городского округа администрация города Соликамска (далее - Уполномоченный орган), МКУ "УКС г.Соликамска" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Наружное освещение на участке автодороги от ж/д переезда 32 км ул. Энергетиков до ул. Всеобуча в г. Соликамске Пермского края" (изв. N 0156300001216000039),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001216000039 Заказчиком, Уполномоченным органом проводилась закупка на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Наружное освещение на участке автодороги от ж/д переезда 32 км ул. Энергетиков до ул. Всеобуча в г. Соликамске Пермского края" .
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к работам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
- В соответствии с требованиями Технического задания, при формировании земельного участка для выполнения работ по данному объекту проектная организация осуществляет разработку проекта планировки и проекта межевания территории и обеспечивает его утверждение в установленном порядке.
Заявитель указывает, что данное требование установлено незаконно.
В соответствии с ч.6 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Гк РФ) в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Вместе с тем, данная норма не носит императивный характер.
Более того, согласно ч.8 ст.45 ГкРФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с требованиями аукционной документации сбор исходных данных в необходимом объеме для проектирования осуществляет и оплачивает проектная организация.
Комиссия отмечает, что поскольку передача указанных функций (полномочий) Подрядчику не противоречит действующему законодательству, нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в данной части не усматривается.
Согласно документации о закупке (п.14 Технического задания) проектная организация согласовывает проект со всеми владельцами сетей и коммуникаций, выдавшими технические условия, МБУ "Управлением благоустройства г. Соликамска", Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Соликамска, отделом по экологии и природопользованию администрации г. Соликамска и отделом ГИБДД "Соликамский". При необходимости осуществить сбор всех необходимых согласований и заключений для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и начала выполнения работ на объекте.
Нарушений правил описания объекта закупки в спорной части антимонопольный орган также не усматривает.
В этой связи довод подателя жалобы со ссылкой на нарушение Заказчиком, Уполномоченным органом нормы, обозначенной в ч.16 ст.48 ГкРФ, подлежит отклонению.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Как указано выше, установленные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В рассматриваемом случае на участие в аукционе подано 5 заявок, что свидетельствует о том, что участники закупки готовы выполнить работы, предусмотренные документацией, в том числе, осуществить согласование проекта со всеми владельцами сетей.
Доказательств обратного не представлено.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта в спорной части носит объективный характер, не противоречит нормам, содержащимся в Законе о закупках.
Согласно документации о закупке, результатом выполненных работ является проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы.
В соответствии с п.5.1.1 проекта контракта не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем завершения работ, Подрядчик предоставляет документацию Заказчику, в соответствии с "Техническим заданием", в полном объеме со всеми согласованиями в составе:
- положительное заключение государственной экспертизы;
- положительное заключение достоверности определения сметной стоимости;
- 2 экземпляра отчетов по результатам инженерных изысканий на бумажном носителе;
- 4 экземпляра проектной документации на бумажном носителе;
- 4 экземпляра рабочей документации на бумажном носителе,
а также 1 экземпляр всей документации в электронном виде (формат PDF).
Документация (в том числе электронный вариант) предоставляется с подписями и печатями проектной организации.
Документация предоставляется по накладной и с предоставлением акта сдачи-приемки выполненных работ для принятия Заказчиком выполненных работ.
Заявитель указывает на то, что для проведения государственной экспертизы необходим акт сдачи-приемки выполненных работ. Однако, в соответствии с положениями контракта Подрядчик одновременно с подписанным со своей стороны актом сдачи-приемки выполненных работ, должен предоставить Заказчику положительное заключение экспертизы, что делает невозможным исполнение контракта в части проведения государственной экспертизы, поскольку отсутствие акта сдачи - приемки выполненных работ является основанием для отказа в принятии документации на экспертизу.
Для разрешения данного вопроса Пермским УФАС России в адрес КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" был направлен запрос (исх. N 03629-16 от 06.04.2016 г.) с просьбой пояснить, является ли самостоятельным основанием для отказа в проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий отсутствие акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно представленному ответу (вх. N 005160-16 от 14.04.2016 г.) основания для отказа в проведении государственной экспертизы установлены в п.24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, в том числе, представление не всех документов, указанных в пунктах 13-16 Положения, необходимых для проведения государственной экспертизы.
В перечне документов, указанных в пунктах 13-16 Положения, содержатся, в том числе, выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату подписания акта приемки выполненных работ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам является обязательным, и акт приемки выполненных работ (или их копии в случае предоставления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В тоже время, в целях повышения качества подготовки проектной документации контракты (договоры) на проектные и (или) изыскательские работы, заключаемые между заказчиками и подрядчиками, зачастую содержат условия о результате выполнения работ - это проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы. Заказчик также вправе наделить подрядчика полномочиями на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы, что соответствует подпункту "и" пункта 13 Положения. В таком случае акт приемки выполненных работ между заказчиком и подрядчиком составляется после получения положительного заключения экспертизы.
При приеме проектной документации на государственную экспертизу в вышеуказанном случае, действительность свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям проверяется на дату преставления такой документации на экспертизу.
С учетом позиции, изложенной в ответе, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода подателя жалобы.
Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
На участие в закупке, как указано выше, было подано 5 заявок, все они были признаны соответствующими требованиям аукционной документации (протокол от 05.04.2016 г.), снижение в ходе аукциона составило 46,8 %. Заявки четырех участников, принявших участие в аукционе, признаны соответствующими требованиям аукционной документации (протокол от 11.04.2016 г.).
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Николаев Посад" на действия органа местного самоуправления Соликамского городского округа администрация города Соликамска (далее - Уполномоченный орган), МКУ "УКС г.Соликамска" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Наружное освещение на участке автодороги от ж/д переезда 32 км ул. Энергетиков до ул. Всеобуча в г. Соликамске Пермского края" (изв. N 0156300001216000039) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2016