Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 ноября 2016 г. N 1994
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярскдорремстрой" (далее - ООО "КДРС") на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.11.2016 поступила жалоба ООО "КДРС" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019816001369.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса ООО "КДРС", заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "КДРС" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "СИРИУС" и ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, назначенном на 28.11.2016 года в 10 часов 20 минут (по местному времени), присутствовали:
- представитель ООО "СИРИУС" Панарина Вера Анатольевна (доверенность N 10 от 25.11.2016, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 11.01.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Бондаренко Иван Михайлович (доверенность N 61 от 16.12.2015, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии ООО "КДРС", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" не обеспечили.
Из содержания жалоб ООО "СИРИУС" следует, что, по мнению подателя жалобы, в аукционной документации к участникам закупки необоснованно предъявлено требование о наличии и предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (основание: Федеральный закон 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") с видом работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности.
Податель жалобы отмечает, что предметом контракта не являются работы, требующие указанную лицензию, следовательно, указанное требование влечет ограничение количества участников закупки.
ООО "СИРИУС" обращает внимание на то обстоятельство, что в предмет контракта заказчиком, уполномоченным органом объединено исполнение нескольких услуг (например, сгребание и сметание снега, погрузка и вывоз снега, патрульная снегоочистка, подметание осевых участков дорог, мойка и поливка проезжей части, уборка тротуаров, ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 50 мм площадью ремонта до 5 м2, ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом), которые, по мнению подателя жалобы, технологически и функционально не связан между собой, что влечет ограничение количества участников закупки и противоречит требованиям статей 33, 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению подателя жалобы, условие аукционной документации о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог в период весенней распутицы противоречит требованиям действующего законодательства об ограничении движения в весенне-осенний период, поскольку в указанный периоды вводится ограничение движения для дорожностроительной и дорожно-эксплуатационной техники, применяемых при производстве вышеуказанных работ. Затраты подрядных организаций, связанные с оплатой пропусков и разрешений на проезд и провоз грузов автотранспортом по дорогам в период весенней распутицы, по мнению ООО "СИРИУС", не учтены заказчиком, и, следовательно, не подлежат возмещению заказчиком по фактическим затратам в соответствии с подтверждающими документами.
ООО "СИРИУС" также отмечает, что заказчиком в Ведомости объемов работ неправомерно установлено ограничение, в частности, дорожные машины мощностью от 210 до 270 л.с. (пункты 105 - 111 Ведомости), грузоподъёмность машин 10 тонн (пункты 126 - 129). Также ООО "СИРИУС" обращает внимание на факт того, что при распределении ПЩС на улицы города используется 25 747 м3, а под утилизацию отходов на полигоне заложено 2 273,75 м3. таким образом, разница в части оплаты между утилизацией и распределением ПЩС составляет 23 473,25 м3, которая, по мнению подателя жалобы, не подлежит оплате.
Вместе с этим, податель жалобы обращает внимание на тот факт, что заказчиком не указаны адреса снегоотвалов, куда подрядчик должен вывозить снег, после уборки улиц от снега. Места размещения снегоотвалов утверждаются Администрацией города Красноярска.
Из содержания жалобы ООО "КДРС" следует, что, по мнению указанного подателя жалобы, объединение в один объект закупки (один лот) выполнения работ по содержанию 617 автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения г. Красноярска, 36 мостов, 15 путепроводов, всей сети ливневой канализации, влечет ограничение количества участников закупки, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В содержании жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" отмечает, что заказчиком неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника закупки в части предоставления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видом работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности. Также ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" обращает внимание на то обстоятельство, что, исходя из присвоенного объекту закупки кода ОКПД2 и начальной (максимальной) цены контракта, заказчику на основании частей 2 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг.
С вышеуказанными доводами, заявленными в жалобах ООО "СИРИУС", ООО "КДРС", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", в письменных пояснениях и в устном порядке представители заказчика, уполномоченного органа не согласились, ходатайствовали о признании жалоб необоснованными, т.к., по их мнению, положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году (извещение с изменениями от 11.11.2016 N 0119300019816001369).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией было установлено, что функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком, уполномоченным органом в разделе 4 аукционной документации, из содержания которого следует, что работы, являющиеся объектом закупки, должны выполняться согласно Ведомости объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) и Техническому заданию (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) с использованием материалов согласно Перечню используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе).
Работы выполняются согласно требованиям Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", Распоряжения администрации г. Красноярска от 22.09.2016 N 91-гх "О порядке работы в городе Красноярске по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических условий в рамках муниципальных полномочий", а также указанным в Перечне нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (Приложение N 4 к документации об электронном аукционе).
Ведомость объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) содержит в себе перечисление работ, подлежащих выполнению, с включением, в том числе следующих работ: Очистка тротуаров, площадок от снега, Распределение противогололедных материалов, Очистка дороги от снега автогрейдерами, Подметание дорожного полотна, Очистка тротуаров, площадок от мусора, Мойка ограждения от пыли и грязи, Установка отдельных участков металлического ограждения, Укрепление обочин (ширина обочины 1,5 м), Обеспыливание, подметание и мойка проезжей и прилотковой части дорог, Текущий и периодический осмотр автомобильных дорог, Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 50 мм площадью ремонта до: 5 м2, Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия литой асфальтобетонной смесью, Противопаводковые мероприятия, Промывка коллекторов, Промывка смотровых и дождеприемных колодцев, Текущее содержание мостов, Ремонт мощения русел труб и малых мостов, Электромонтажные работы на пешеходных переходах.
В позициях 105 - 111 рассматриваемой Ведомости объемов работ содержится указание на необходимость выполнения работ по механизированной очистке покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью от 210 до 270 л.с. с увлажнением и без увлажнения, в позициях 126 - 128, 129 - на перевозку грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера.
Техническое задание (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) содержит в себе требования заказчика, уполномоченного органа к порядку выполнения работ, с указанием на то обстоятельство, что задача содержания улично-дорожной сети состоит в постоянном обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
Перечень объектов улично-дорожной сети, в том числе автомобильных дорог местного значения с ограждениями, площадями, тротуарами, парковочными площадками, лестницами, остановками общественного транспорта, в том числе конечными остановками, и урнами, парковочными карманами, включенных в содержание автомобильных дорог города Красноярска содержится в Приложениях NN 6, 6-1, 6-2, 6-3, 6-4, 6-5, 6-6, 6-7, 6-8, 6-9, 6-10, 6-11, 6-12 к документации об электронном аукционе, в которых перечислены 751 объект улично-дорожной сети, сети ливневой канализации, 36 мостов, 15 путепроводов, 2 тоннеля, 6 надземных переходов, 13 подземных переходов, 6 набережных, 9 подпорных стенок, 6 лестниц, 2 берегоукрепления (далее - Объекты), в отношении которых надлежит выполнять работы, являющиеся объектом закупки.
Перечень используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе) содержит в себе перечисление тех товаров, материалов, которые имеют принципиальное значение для заказчика при выполнении работ, являющихся объектом закупки, поскольку в отношении них установлены максимальные и (или) минимальные показатели, позволяющие определить потребность заказчика. В указанном перечне отсутствуют требования заказчика к характеристикам машин, с помощью которых подрядчику необходимо выполнять работы, являющиеся объектом закупки. Следовательно, наличие указаний на характеристики машин, с помощью которых подрядчику необходимо выполнять работы, являющиеся объектом закупки, в Ведомости объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) и отсутствие таковых в Перечне используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе) свидетельствует о том, что для заказчика не имеет принципиального значения с помощью каких именно машин подрядчик имеет намерения проводить выполнение работ, являющихся объектом закупки. Указанные обстоятельства были подтверждены в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу представителем заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Следовательно, вывод ООО "СИРИУС" о неправомерном установлении в Ведомости объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) ограничения в части характеристик машин, с помощью которых подрядчик имеет намерения проводить выполнение работ, являющихся объектом закупки, признается Комиссией необоснованным.
В отношении довода ООО "СИРИУС" о наличии разницы между объемом подлежащей распределению ПЩС на улицах города и объемом утилизации отходов на полигоне, которая не подлежит оплате заказчиком, Комиссия отмечает следующее. Согласно пояснениям заказчика объем подлежащей распределению ПЩС на улицах города, предусмотренный Ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе), был определен исходя из того, что в зимний период времени больший объем ПЩС подлежит смету (сбору) одновременно со снегом, следовательно, утилизации на снегоотвалах. Оставшаяся часть ПЩС, использование которой предполагается на случай возникновения необходимости в ее распределении в весенний (осенний) период времени, с последующей утилизацией в объеме 2 273,75 м3.
Таким образом, Комиссией установлено, что в рассматриваемой части объемы работ, предусмотренных описанием объекта закупки, не вступают в противоречие между собой, что не влечет за собой возникновение обстоятельства, служащего основанием для неоплаты заказчиком выполненных работ. Следовательно, рассматриваемый довод ООО "СИРИУС" признается Комиссией необоснованным.
Анализ описания объекта закупки показал Комиссии отсутствие включения в него указания со стороны заказчика на адреса (место) снегоотвалов, куда подрядчику необходимо вывозить снег, после уборки улиц. При этом, место выполнения работ определено заказчиком - Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, в соответствии с требованиями раздела 5 документации об электронном аукционе.
Место расположения снегоотвалов не входит в описание объекта закупки, поскольку не является существенным условием контракта и может устанавливаться заказчиком непосредственно при выполнении указанных работ на основании действующего распоряжения Администрации г. Красноярска. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Кроме того, как пояснил представитель заказчика в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчиком учтены затраты на вывоз снега с улично-дорожной сети до снегоотвала. При этом места снегоотвалов утверждаются Администрацией города Красноярска, на настоящий момент распоряжение на 2017 год находится на согласовании в Администрации города Красноярска. До истечения 2016 года действует распоряжение Администрации города Красноярска от 24.09.2013 N 186-ж "Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в городе Красноярске, на зимние периоды 2013 - 2016 годов в районах города Красноярска".
Следовательно, рассматриваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в свою очередь, довод ООО "СИРИУС" в рассматриваемой части признается Комиссией необоснованным.
Из пункта 2.2 проекта контракта следует, что цена контракта сформирована заказчиком с учетом всех затрат подрядчика, в том числе стоимости материалов, стоимости использования необходимого для выполнения работ оборудования и его доставки к месту выполнения работ, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 2 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5430 "О разграничении полномочий органов государственной власти Красноярского края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности", Законом Красноярского края от 24.05.2012 N 2-312 "О временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов на территории Красноярского края" Правительством Красноярского края принято постановление от 18.05.2012 N 221-п, которым утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения на территории Красноярского края.
Пунктом 19 указанного Порядка предусмотрено, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется на дорожную технику, выполняющую работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, подрядчик, выполняющий работы, являющиеся объектом закупки, в вышеуказанный период ограничения движения не возмещает вред, причиняемый транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, размеры которого утверждены Постановлением Администрации города Красноярска от 25.08.2010 N 353. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО "СИРИУС" не подлежит признанию обоснованным.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком, уполномоченным органом характеристик и показателей работ, которые являются объектом закупки, а также товаров (материалов), которые необходимо использовать при выполнении таких работ, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки (раздел 4 аукционной документации с поименованными в нем приложениями), не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, влекущими ограничение количества участников закупки, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
В соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком, при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
Согласно пояснениям заказчика технологическая и функциональная взаимосвязь работ, являющихся объектом закупки, обусловлена потребностью заказчика в обеспечении сохранности дорог и дорожных сооружений, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года, что обосновано Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, согласно пункту 2 которой она устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ таких дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В свою очередь, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят:
- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
- очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
- устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
- восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
- обеспыливание проезжей части автомобильных дорог;
- погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация и пр. (пункты 6, 7 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
Из Приложения N7 к аукционной документации Комиссией было установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком, уполномоченным органом на основании осуществленного анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости работ, являющиеся объектом закупки, в соответствии с описанием объекта закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили 3 (три) коммерческих предложений, содержащих ценовые предложения выполнения работ, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном описанием объекта закупки, что свидетельствует о наличии конкурентной среды подрядчиков, имеющих возможность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году, перечисленные в описании объекта закупки на Объектах.
Поскольку комплекс работ по содержанию автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году, включенных в объект закупки на Объектах, проводится заказчиком для достижения единого результата, а именно: для обеспечении сохранности дорог и дорожных сооружений, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года, следовательно, технологически и функционально связаны между собой, заказчиком принято решение о включении указанных работ в единый предмет закупки.
Включение в предмет контракта оказания одновременно нескольких работ (услуг) и в разные сезоны само по себе не является ни обоснованием, ни доказательством правомерности или неправомерности включения в один лот функционально и технологически не связанных работ.
Анализ перечня работ, входящих в предмет контракта, показал Комиссии, что предметом контракта является единый комплекс работ, связанный единым технологическим и функциональным циклом работ по содержанию автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году на Объектах. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий заказчика.
ООО "Сириус" и ООО "КДРС" не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что, заказчик, уполномоченный орган при формировании объекта закупки и его описания с установлением, исходя из своей потребности, показателей характеристик работ, являющихся объектом закупки, и товаров, которые подлежат использованию при выполнении таких работ, действовали в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок, негативное влияние на конкуренцию таких требований, предусмотренное частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в данном случае не доказано. В свою очередь, доводы ООО "СИРИУС" и ООО "КДРС" о включении в объект закупки технологически и функционально не связанных между собой работ (услуг), об объединении в один предмет закупки выполнения работ на Объектах, что влечет за собой ограничение количества участников закупки, признаются Комиссией необоснованными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчику предписано при осуществлении закупки устанавливать в качестве единого требования к участникам закупки требование о соответствии таких участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определены виды деятельности, которые подлежат лицензированию.
Таким образом, в случае, если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, то заказчик обязан установить к участнику закупки требование о предоставлении в составе подаваемой им заявки на участие в такой закупке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что в разделах 3 и 13 такой документации заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на виды работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В статье 1 Закона об отходах производства и потребления установлены основные понятия, используемые в указанном Законе, в том числе: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Из содержания указанной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
Изучив содержание Ведомости объемов работ, являющихся объектом закупки (Приложение N 1 к аукционной документации), Комиссия установила, что в объект закупки заказчиком, уполномоченным органом были включены, в том числе, следующие работы: Очистка тротуаров, площадок от мусора механизированным способом (позиция 21), Очистка тротуаров, площадок от мусора вручную (позиция 22), Очистка тротуаров, площадок от мусора механизированным способом в период проведения культурно-массовых мероприятий (позиция 23), Очистка газонов от случайного мусора вручную (позиция 26), Вывоз мусора с контейнерных площадок (5 контейнеров по 0,75м3, мусор с прилегающей территории 1,39м3) (позиция 30), Обеспыливание проезжей и прилотковой части дорог (позиция 105), Подметание проезжей и прилотковой части дорог (уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги) (позиции 106 - 108), Погрузка и вывоз мусора в автосамосвалы (позиции 123 - 129), Очистка водоотводных канав и кюветов от мусора, грязи и ила (позиция 175), Очистка смотровых, водоотводных и дождеприемных колодцев от грязи и мусора (с погрузкой в автотранспорт) (позиции 180 - 184), Очистка водоотводных трубок мостовых сооружений от грязи и мусора (позиция 245).
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении" (далее - Классификация). Классификация распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) и устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Пунктом 6 Классификации установлено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода, поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах; по дорожным одеждам - очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" к IV классу опасности относится мусор и смет уличный (код 73120001724), отходы пропитки битумной для упрочения асфальтобетонного покрытия (код 82611311313), отходы асфальта в твердой форме (код 549012000100), отходы асфальтобетона, асфальтобетонной смеси в кусковой форме в виде пыли (код 314035020100, 314035011100).
Согласно статье 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Поскольку в объект закупки согласно описанию такого объекта (Приложение N 1 к аукционной документации) входят, в том числе, работы по сбору и транспортированию отходов, относящихся к IV классу опасности, то требование заказчика, уполномоченного органа о наличии у участника закупки соответствующего разрешительного документа и предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии такого документа не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Наличие в аукционной документации рассматриваемого требования к участникам закупки не свидетельствует об установлении заказчиком, уполномоченным органом в такой документации условия, влекущего ограничение конкуренции, поскольку включение в документацию о проведении закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих целям Закона о контрактной системе, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительством Российской Федерации устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В целях реализации требований Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Из смысла приведенных положений Постановления N99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Вышеуказанная позиция находит свое подтверждение в решении Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574.
В то же время из содержания рассматриваемых положений Постановления N99 не следует, что к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, относятся и работы по текущему ремонту, с учетом того обстоятельства, что в силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения, в том числе аукционов, дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Принимая во внимание обстоятельство того, что из описания объекта закупки не следует потребность заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году, при наличии пояснений заказчика относительно того, что в объект закупки включены работы по текущему ремонту таких дорог, а также при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.10.120 ОКПД2 и начальной (максимальной) цены в размере 390 045 274,16 рублей, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа по неустановлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением N99 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "КДРС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 ноября 2016 г. N 1994
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2016