Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 марта 2016 г. N 395-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Полевская центральная городская больница" - ,
- заявителя в лице ООО "Социальное питание" - ,
рассмотрев жалобу ООО "Социальное питание" (620026, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 138, оф. 27) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Полевская центральная городская больница" (623380, г. Полевской, ул. Сталеваров, 3) , его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг на оказание услуг по организации питания пациентов, находящихся на лечении в круглосуточных стационарах и лиц, находящихся на койках по уходу за больным ребенком в стационарах ГБУЗ СО "Полевская ЦГБ" (извещение 0362300009216000080) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Социальное питание" (вх. N 01-3984 от 22.03.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Полевская центральная городская больница", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по организации питания пациентов, находящихся на лечении в круглосуточных стационарах и лиц, находящихся на койках по уходу за больным ребенком в стационарах ГБУЗ СО "Полевская ЦГБ" (извещение 0362300009216000080) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации в части требований к составу заявки и документов, подтверждающих свое соответствие требованиям к участникам закупки, установлены с нарушением норм Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, предоставили письменные возражения, просили признать жалобу необоснованной, пояснили, что ХАССП - это система по управлению безопасностью пищевых продуктов, обеспечивающая контроль на всех этапах пищевой цепочки, абсолютно в каждой точке производственного процесса, а также реализации и хранении продуктов, где есть вероятность появления опасной ситуации.
Согласно статьи 10 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 10.06.2014) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "TP ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции") изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. В соответствии с п. 2 ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.
В связи с этим, для всех предприятий пищевой промышленности наличие сертификата ХАССП является обязательным условием для осуществления деятельности.
Предоставление сертификата соответствия на питание столовой и реализацию кулинарной продукции вне предприятия обусловлено требованиями к транспортировке, пищевых продуктов в виду особенности оказания услуг. Оказание услуг по организации питания обусловлено, прежде всего тем, что питание должно доставляться на разные площадки (инфекционное отделение, гинекологическое отделение) в отдельно стоящие здания, рассоложенные в удаленности друг от друга.
Таким образом, кулинарная продукция реализуется вне помещения и процедура доставки продукции должна соответствовать требованиям законодательства РФ, что и мог бы подтвердить запрашиваемый сертификат. Пунктами 7.4., 7.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 (ред. от 31.03.2011) "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарио-этидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) установлено что, кулинарные и кондитерские изделия перевозятся в специально предназначенном для этих целей транспорте, реализация продукции вне организации осуществляется при наличии информации, предусмотренной действующими гигиеническими требованиями к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Кроме того, наличие указанного выше сертификата необходимо в целях соблюдения требований, установленных в приложении 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Феде рации от 14 ноября 2001 г. N 36, а именно, в части соблюдения гигиенических требований безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, а именно: "п.1.9.15 готовые кулинарные изделия, в том числе продукция для общественного и социального питания".
Пунктом 9.10 Постановления Министерства здравоохранения РФ от 08 ноября 2001 N31 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) предусмотрено, что реализация полуфабрикатов, готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, удостоверения о качестве и безопасности, декларацию или сертификата о соответствии).
Указанное требование о наличии сертификата соответствия на питание столовой и реализация кулинарной продукции вне предприятия, обусловлено соблюдением санитарных правил и норм в части обеспечения пациентов ГБУЗ СО "Полевская ЦГБ" безопасным и здоровым питанием, приготовленным организацией, у которой есть в наличии достаточная материально-техническая база для реализации (доставки) питания.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
15 марта 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0362300009216000080 и аукционная документация оказание услуг по организации питания пациентов, находящихся на лечении в круглосуточных стационарах и лиц, находящихся на койках по уходу за больным ребенком в стационарах ГБУЗ СО "Полевская ЦГБ". Начальная (максимальная) цена контракта составила 846 472,32 рублей.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 11.1 информационной карты документации об аукционе установлен объект закупки, а именно: оказание услуг по организации питания пациентов, находящихся на лечении в круглосуточных стационарах и лиц, находящихся на койках по уходу за больным ребенком в стационарах ГБУЗ СО "Полевская ЦГБ".
Частью 2 аукционной документации установлено описание объекта закупки, требования заказчика к оказываемым услугам и условиям их исполнения, в том числе:
1. Организовать питание в соответствии: с номенклатурой диет (система стандартные диеты с учетом содержания основных пищевых веществ, энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточного набора продуктов); с Инструкцией по организации лечебного питания в ЛПУ (приложение N4 к приказу МЗ РФ от 05.08.2003г. N 330); с нормами питания для больных, в том числе для больных в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях) на одного ребенка в день (приложение N1 к приказу МЗ СССР от 10.03.1986 г. N 333).
2. Предоставлять питание разнообразное по дням недели, по разработанным диет. врачом Исполнителя за подписью заведующего производством, бухгалтера и согласованным с Заказчиком Карточкам - раскладкам: форма N 1-85 согласно Инструкции по организации лечебного питания в ЛПУ, и десятидневному меню. Исполнитель должен разработать примерное десятидневное меню (с учетом установленной стоимости 1 койко-дня), предоставить его Заказчику в течение десяти дней с момента заключения контракта.
3. Соблюдать качество предоставляемых услуг в соответствии с утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ санитарными нормами и правилами, а также следующими нормативно - методическими документами Минздравсоцразвития России, в том числе:
3.1. Инструкция по организации лечебного питания в ЛПУ (приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003г. N330);
3.2. Приказ МЗ РФ от 05.08.2003г. N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации";
3.3. Методическое письмо МЗ СР РФ от 23.12.2004г. "Способ определения пищевого статуса больных и методы его коррекции специализированными продуктами лечебного питания в условиях стационарного и санаторно-курортного лечения";
3.4. Методические рекомендации МЗ СР РФ от 03.02.2005г. "Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях";
4. Оказывать услуги по организации питания в строгом соответствии со следующими нормативными документами:
4.1. Закон N29-ФЗ "О качестве безопасности пищевых продуктов";
4.2. Закон N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
4.3. СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья";
4.4. СанПиН 2.3.6. 2867-11 "Изменения и дополнения к СанПиНу 2.3.6.1079-01";
4.5. СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (с дополнениями N 1-N 10);
4.6. СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов";
4.7. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (с изменениями);
4.8. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
4.9. СанПиН 1.1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
5. Соблюдать установленные государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами, технологическими нормативами, другими правилами и нормативными документами обязательные требования к качеству питания, обеспечить безопасность предоставляемых услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества больницы. Соблюдать принципы поточности технологического процесса в соответствии со стандартами ХАССП.
26. Приготовленную пищу раскладывать в промаркированную тару (термоконтейнеры) по отделениям, с учетом лечебных столов, по весу и счету, с оформлением учетно-отчетной документации.
28. Осуществлять доставку готового питания в герметичных термоконтейнерах с гастроемкостями с обязательным использованием обменного фонда Исполнителя. В каждое отделение стационара, куда осуществляется доставка, должен быть свой комплект термоконтейнеров с гастроемкостями. Обработка термоконтейнеров осуществляется за счет сил и средств Исполнителя.
29. Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы за счет собственных средств.
30. Производить доставку готового питания своими силами с пищеблоков, предоставленных заказчиком до пунктов приема термоконтейнеров буфетчиками.
Требования к Исполнителю:
1. Наличие у Исполнителя Сертификата соответствия на питание столовой и реализацию кулинарной продукции вне предприятия.
2. Отсутствие у Исполнителя протоколов Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности исполнителя за 2 последних года.
3. Наличие у Исполнителя Руководства системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанного на принципах ХАССП, оформленного согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007.
При этом, согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, установлены заказчиком в п. 13.1 информационной карты аукционной документации, при этом каких либо требований к участникам закупки, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации при оказании услуг по организации питания, установлено не было.
В соответствии с п. 14.2 информационной карты аукционной документации установлено требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе (если это указано в п. 14.2.1 настоящей документации), или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, а именно: 1) сертификат соответствия на питание столовой и реализацию кулинарной продукции вне предприятия или копия Сертификата; 2) руководство системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанное на принципах ХАССП или копия Руководства (п. 14.2.1).
Таким образом, требование к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, установлено заказчиком с нарушением п. 2 ч.1 ст.64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
24 марта 2016г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 2 заявки от участников закупки, заявка с порядковым номером 2 участника закупки ООО "Социальное питание" отклонена на основании несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе требованиям документации об электронном аукционе, а именно в заявке конкретный показатель используемого товара (Тележка транспортная): "Грузоподъемность 250кг", не соответствует значению, установленному в Части II "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе: "Грузоподъемность не менее 300кг".
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.14.1информационной карты аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 2 аукционной документации установлено требование заказчика к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товаров, используемым при оказании услуг, в том числе:
3 |
Тележка транспортная |
Грузовая платформенная тележка из нержавеющего крашеного металла. Габаритные размеры: Длина, не менее 1200мм, не более 1400мм; Ширина, не менее 600мм, не более 700мм; Высот а, не менее 870мм, не более 930мм; Грузоподъемность, не менее 300кг |
Представленная первая часть заявки с порядковым номером 2 участника закупки ООО "Социальное питание" в п. 3 "тележка транспортная" содержит указание грузоподъемность товара - 250 кг, что не соответствует требованиям технического задания аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционной комиссий было принято правомерное решение о признании заявки с порядковым номером 2 не соответствующей требованиям аукционной документации и не допуске участника закупки ООО "Социальное питание" к участию в электронном аукционе, ввиду чего, нарушение п. 2 ч.1 ст. 64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не влияет на результат закупки.
Доказательств обратного, Комиссии предоставлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Социальное питание" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Полевская центральная городская больница" выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Полевская центральная городская больница", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не влияет на результат закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 марта 2016 г. N 395-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016