Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 ноября 2016 г. N 04-01/371-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (г. Уфа) и ООО "АгроПремиум" (г. Барнаул) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Лабытнанги" (ИНН: 8902003396) при осуществлении закупки "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Сети теплоснабжения котельной N8 (Орбита) для обеспечения инженерными коммуникациями и производственными мощностями теплоснабжения микрорайона N3 г. Лабытнанги"" (закупка N 0190300000216000363),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "АгроПремиум" на положения аукционной документации N 0190300000216000363.
Заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Лабытнанги".
НМЦ контракта 18 155 050,00 рублей.
По мнению ООО "Стройинвест", документация об аукционе утверждена с нарушениями положений Закона о контрактной системе:
1) Заказчик нарушил положения части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ;
2) включение в проект контракта пункта 12.16. - неправомерно;
3) требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства), нарушают часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "АгроПремиум" указывается, что положения документации об электронном аукционе не позволяют участнику закупки сформировать свое предложение, что ведет к существенному нарушению прав участников закупки и уменьшению количества участников закупки.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства города Лабытнанги", через уполномоченный орган - отдел по размещению муниципального заказа Администрации города Лабытнанги осуществлено размещении закупки, способом открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Сети теплоснабжения котельной N8 (Орбита) для обеспечения инженерными коммуникациями и производственными мощностями теплоснабжения микрорайона N3 г. Лабытнанги". Извещение N 0190300000216000363 и аукционная документация размещены 08.11.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Окончание срока подачи заявок 06 ч. 00 мин. 24.11.2016 г.
По окончанию срока подачи заявок подано 2 заявок.
На заседании комиссии по рассмотрению первых частей заявок 25.11.2016 г. принято решение о допуске к участию в открытом аукционе и о признании участниками открытого аукциона принято каждым членом комиссии в отношении участников под следующими порядковыми номерами заявок: 1, 2/
В жалобе заявители указывают, что аукционная документация утверждена с нарушением требований действующего законодательства и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Частью 1 ст. 105 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Частью 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Частью 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ установлено, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявители предполагают, что утвержденная документация ущемляет их права и законные интересы, положение ч. 9 ст. 105 Закона 44-ФЗ указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушенные права и законные интересы заявителя.
Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона 44-ФЗ и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителей не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.
Таким образом, факт нарушения прав и законных интересов заявителей Заявителями документально не подтверждается.
1) Относительно доводов ООО "Стройинвест"
Частями 3, 4 ст. 65 Закона 44-ФЗ установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Срок окончания подачи заявок установлен в аукционной документации 24.11.2016г., и согласно п. 6 аукционной документации установлен срок подачи запросов участниками закупок 20.11.2016г., то есть за три дня до даты окончания срока подачи заявок, что соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона 44-ФЗ Правительством Российской Федерации установлены случаи и порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). (Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190).
Пунктом 1. постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрено, что, заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Согласно п. 2.3 проекта контракта, работы по контракту выполняются Генеральным подрядчиком в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований на финансовый год. Размер лимитов бюджетных ассигнований доводится до генерального подрядчика письмом-уведомлением в день заключения муниципального контракта.
Пунктом 3.2 проекта контракта установлено, что сроки, установленные календарным планом строительных работ (приложение N 3) являются исходными для определения и применения имущественных санкций в случаях нарушения Генеральным подрядчиком сроков выполнения работ.
Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии пояснил следующее.
До заказчика до момента размещения закупки в ЕИС доведены предельные объемы бюджетных ассигнований на следующий финансовый год и плановый период.
На заседании Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги 30.11.2016 года будет утвержден бюджет муниципального образования город Лабытнанги на 2017 год и плановый период 2018, 2019 годы.
После утверждения бюджета муниципального образования город Лабытнанги на 2017 год и плановый период 2018, 2019 годы, да заказчика в начале декабря 2016 года будут доведены лимиты бюджетных обязательств на 2017-2019 годы.
Таким образом, при заключении муниципального контракта, генеральный подрядчик в соответствии с п. 2.3. проекта муниципального контракта будет уведомлен письмом-уведомлением о наличии лимитов бюджетных обязательств равным цене муниципального контракта.
Согласно письму-уведомлению, генеральный подрядчик имеет право выполнить весь объем работы в 2016 году и сдать её результат заказчику, однако при выполнении работ, в случае нарушений условий муниципального контракта, в соответствии с п. 12.12 муниципального контракта, генеральному подрядчику будет начислен штраф.
И в связи с тем, что весь объем работ будет выполнен генеральным подрядчиком в 2016 году, заказчик в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12.03.2016 N 190 обязан предоставить отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществить списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), так как данная норма носит императивный характер и направлена на поддержку предпринимательской деятельности.
Пункт 12.16 проекта муниципального контракта, в котором предусмотрена обязанность заказчика предоставить отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществить списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) соответствует требованиям Закона 44-ФЗ и направлен в первую очередь на защиту интересов генерального подрядчика.
Заказчиком в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 N 624 установлены следующие требования к участникам закупки:
- наличие свидетельства выданного саморегулируемой организацией (СРО) о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являющихся предметом контракта и/или его части (в соответствии с приказом N624 от 30.12.2009г.):
п.16.Устройство наружных сетей водопровода
п.п.16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
п.п.16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
п.п.16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
п.п.16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
п.18. Устройство наружных сетей теплоснабжения
п.п.18.1.Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
п.п.18.3.Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
п.п.18.4.Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
п.п.18.5.Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения
и/или работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в частности:
п.33.5. Объекты теплоснабжения
п.33.7. Объекты водоснабжения и канализации
Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Частью 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, требование Заказчика о наличии СРО с открытыми видами работ или открытым генеральным подрядом, так как в зависимости от открытых в СРО видов работ, участник аукциона может иметь право как лично выполнять работы предусмотренные аукционом, так и выступать генеральным подрядчиком, или часть работ выполнить лично, а на часть заключить договор с подрядной организацией, при наличии у неё СРО с открытыми необходимыми видами работ, не нарушает положений Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признаются необоснованными.
2) Относительно доводов ООО "АгроПремиум"
Пунктом 11.3 проекта муниципального контракта установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения настоящего муниципального контракта возвращаются Генеральному подрядчику Заказчиком при условии качественного и своевременного выполнения Генеральным подрядчиком всех своих обязательств по настоящему муниципальному контракту в течение 5 банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Генерального подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Генеральным подрядчиком в этом письменном требовании.
В связи с тем, что денежные операции осуществляются через кредитные организации (банки), то заказчиком установлено, что возврат средств внесенных в качестве обеспечения контракта возвращается в течение 5 банковских дней.
Установление заказчиком понятия "банковский день" не нарушает требования Закона 44-ФЗ, так как многие нормативные правовые акты Российской федерации, в том числе нормативно правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа содержат понятие "банковский день" (Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов", Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", Постановление Правительства ЯНАО от 21.04.2016 N 383-П "О совместных конкурсах проектов фундаментальных научных исследований", Постановление Правительства ЯНАО от 05.09.2013 N 737-П "Об утверждении Порядка предоставления финансовой поддержки в виде субсидий из окружного бюджета товариществам собственников жилья в Ямало-Ненецком автономном округе" и. так далее).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в задании на выполнение строительно-монтажных работ в пункте 32 предусмотрен материал "Счетчик электроэнергии Меркурий 230ART-03 3*230/400B 5-60A" со знаком *, то есть эквивалент не допустим.
В пояснении к сноске прописано, что в связи с внедренной в филиале передвижные электростанции "Лабытнанги" ПАО "Передвижная энергетика" (единственный гарантированный поставщик электрической энергии) автоматизированной информационно-измерительной системы применяются многофункциональные счетчики электрической энергии марки Меркурий (производство НПК "Инкотекс"), использование электрических счетчиков иных марок на территории муниципального образования не возможно.
Таким образом, с целью сдачи объекта в эксплуатацию и подключением к электрическим сетям единственного гарантирующего поставщика электрической энергии заказчиком обоснованно установлено требование о монтаже счетчиков электроэнергии Меркурий 230ART-03 3*230/400B 5-60A.
Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы ООО "АгроПремиум" не нашли своего подтверждения. Жалоба признается необоснованной.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (г. Уфа) и ООО "АгроПремиум" (г. Барнаул) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Лабытнанги" (ИНН: 8902003396) при осуществлении закупки "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Сети теплоснабжения котельной N8 (Орбита) для обеспечения инженерными коммуникациями и производственными мощностями теплоснабжения микрорайона N3 г. Лабытнанги"" (закупка N 0190300000216000363) необоснованными.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 ноября 2016 г. N 04-01/371-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2016