Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 ноября 2016 г. N 346
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела контроля закупок Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела Новикова Ю.Л.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее также - заказчик) Бабицин И.Г. по доверенности;
от Управления государственных закупок Тюменской области (далее - уполномоченный орган) Шуневич М.И. по доверенности,
в отсутствии представителя заявителя ООО "Регион-Энерго" (далее также - заявитель, участник закупки), извещенного надлежащим образом о дате и времени настоящего дела,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N КО-227/16 (реестровый номер закупки: 0167200003416007340) на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Строительство а/д "Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард, км 1000 - км 1060" (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 22.11.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Копия жалобы направлена заявителю, заказчику, уполномоченному органу. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 24.11.2016 г. N 443 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, заказчика при проведении открытого конкурса.
Заявитель указывает, что заказчиком в конкурсной документации на оказание услуг по проведению строительного контроля, установлен критерий оценки заявок "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг,наличие (собственной или арендованной) аккредитованной лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в области испытаний строительных материалов и изделий, необходимой для оперативного контроля качества строительных материалов".
При этом наличие аккредитованной лаборатории подтверждается копией договора аренды недвижимого имущества или копией свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества. Таким образом, участнику закупки, имеющему аккредитованную лабораторию, располагающуюся не в капитальном строении, по указанному критерию, будет присвоено ноль баллов. Учитывая изложенное, заявитель считает, что установленные требования к документам, подтверждающим квалификацию участника закупки по обозначенному критерию, являются незаконными и необоснованными, влекущие ограничение количества участников закупки.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которых конкурсная документация на оказание услуг по проведению строительного контроля не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Заказчик, позицию уполномоченного органа поддержал, считает жалобу заявителя необоснованной. Пояснил, что техническим заданием открытого конкурса на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Строительство а/д "Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард, км 1000 - км 1060" предусмотрены строительно-монтажные работы с применением следующих материалов: щебеночная смесь, щебень, мелкозернистый и крупнозернистый асфальтобетон, бетон при строительстве мостов. При определении физико-механических показателей и свойств применяемого материала используются лабораторные пропарочные камеры, термостаты, сушильные шкафы, прессы, морозильные камеры, при этом размещение указанного оборудования возможно только в стационарных условиях. Условия проведения испытаний и/или калибровки, в частности источник энергии, освещение, окружающая среда не должны влиять на правильность испытания и/или калибровки. Испытания проводятся в лабораторных условиях с температурой воздуха +20(+/-5) градусов Цельсия, влажностью не менее 55%, обозначенные условия можно достичь только в стационарных и недвижимых помещениях.
Лаборатория должна обеспечивать определенный температурный режим, влажность, чтобы условия окружающей среды не приводили к недостоверным результатам или не оказывали неблагоприятного воздействия на требуемое качество любого измерения.
Вышеперечисленные факторы указывают на необходимость наличия в стационарных и недвижимых помещениях испытательной лаборатории, в мобильных и передвижных лабораториях соответствующих условий для выполнения испытаний достичь невозможно.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управления государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса N КО-227/16 на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Строительство а/д "Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард, км 1000 - км 1060" с начальной (максимальной) ценой контракта 40 433 776,55 рублей.
Информация об открытом конкурсе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416007340.
Комиссией установлено, что раздел 4 конкурсной документации N КО-227/16 содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации- значимость критерия оценки 40%, включая показатели:
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, значимостью 30%;
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг,наличие (собственной или арендованной) аккредитованной лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в области испытаний строительных материалов и изделий, необходимой для оперативного контроля качества строительных материалов, значимостью 10%.
Максимальное значение 100 баллов, отсутствие ноль, наличие 100 баллов.
Подтверждается копией договора аренды недвижимого имущества, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору); копией свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества. Соответствие лаборатории подтверждается копией аттестата аккредитации с приложениями к нему.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Комиссия, исследовав конкурсную документацию, приходит к выводу, что установленные в конкурсной документации N КО-227/16 критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Комиссия указывает, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев, что заказчиком и было сделано.
В свою очередь предоставление в составе конкурсной заявки документов, в соответствии с критерием оценки заявок "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" - это право участника конкурса предоставить данные документы, при этом не предоставление указанных документов не является основанием отказа в допуске в закупке.
Согласно пояснениям заказчика, уполномоченного органа надлежащих условий для проведения испытаний при строительном контроле на объекте "Строительство а/д "Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард, км 1000 - км 1060", при использовании передвижной (мобильной) лаборатории достичь невозможно, учитывая специфику и объем выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорные положения конкурсной документации могли повлиять на его права и обязанности относительно участия в указанной закупке (в части невозможности подачи заявки на участие в конкурсе). Доказательств наличия у заявителя какой-либо лаборатории по проведению строительного контроля в материалы дела не представлено.
Кроме того, в материалы дела объективных доказательств, свидетельствующих о том, что требования заказчика приводят к ограничению числа участников закупки по спорному критерию, заявителем не представлены.
Более того, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N КО-227/16 от 24.11.2016 поступило три конкурсных заявки, что в свою очередь не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Регион-Энерго" на действия заказчика: Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Строительство а/д "Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард, км 1000 - км 1060", реестровый номер закупки: 0167200003416007340, необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Верзун Ю.Д
Члены Комиссии Новиков Ю.Л.
Логинова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 ноября 2016 г. N 346
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016