Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 марта 2016 г. N А85-03/16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - В/Ч 3785 при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы (электронный аукцион N0310100013816000005) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
3 марта 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика - В/Ч 3785 при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал, что в пунктах 1-5 раздела 3 Технического задания Аукционной документации Заказчик установил к товарам характеристику предела текучести при растяжении не более 30 МПа и не менее 30 Мпа, тем самым вводя в заблуждение потенциальных участников Аукциона.
Так же, из жалобы Заявителя следует, что в Техническом задании Аукционной документации Заказчик использует единицу измерения предела текучести при растяжении - Мпа, тогда как, по мнению Заявителя существует всего две единицы измерения предела текучести при растяжении: МПа (мегапаскаль) и мПа (миллипаскаль).
В объяснении по существу жалобы В/Ч 3785 указала, что согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленными заказчиком требований. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а так же значения показателей, которые не могут изменяться. На основании выше изложенного во время подготовки Технического задания был проведен мониторинг рынка и составлена Аукционная документация где были указаны необходимые для Заказчика требования к материалам, а именно в п.3 Технического задания Аукционной документации "Технические характеристики оборудования, строительных материалов и изделий" установлены требования к пределу текучести при растяжении, не более 30 Мпа и не менее 30 Мпа. В указанный интервал попадает значение 30 МПа, что полностью соответствует ст.33 Закона о контрактной системе.
Во время подготовки Аукционной документации Заказчиком был проведен мониторинг рынка, на основе нескольких спецификаций товара были выбраны основные для Заказчика, в том числе и характеристики товара по системе СИ. Так в Техническом задании Аукционной документации были выбраны параметры: п.1-5 - "предел текучести при растяжении, не более 30 МПа, предел текучести при растяжении, не менее 30 МПа", п.6 - "разрушающее давление не менее 10 МПа", п.9 - "давлением 1 МПа", однако в результате набора текста произошла опечатка ("Мпа" вместо "МПа"). По мнению Заказчика, данная опечатка существенно не изменила положений Аукционной документации, так как значение (М-мега) указана правильно, а предел текучести при растяжении измеряется в единицах давления, однако никаких похожих обозначений единиц давления "Мпа" кроме обозначения "МПа" не существует и всем участникам Аукциона, подавшим заявки это понятно, в том числе и Заявителю, так как он ссылается на необходимую позицию в Техническом паспорте, где ключевое значение имеет первая буква "М" (мега). Так же при необходимости, если участник Аукциона не понял требований настоящей Аукционной документации он в праве направить запрос о даче разъяснений положений Аукционной документации от Заказчика, на который он получил бы необходимые пояснения. Таким образом Заказчик не вводил участников Аукциона в заблуждение, о чем свидетельствует 29 поданных заявок на участие в Аукционе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 11 февраля 2016 года в Единой информационной системе в сфере закупок В/Ч 3785 было размещено извещение N0310100013816000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы с начальной (максимальной) ценой контракта 2 004 530 рублей 00 копеек (далее - Извещение), и документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 19.02.2016 года командиром В/Ч 3785 (далее - Аукционная документация).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пунктах 1-5 раздела 3 Технического задания Аукционной документации Заказчиком установлено, что при выполнении работ необходимо использовать трубы из полипропилена различного диаметра, предел текучести при растяжении которых должен быть не менее 30 Мпа и не более 30 Мпа.
То есть, Заказчиком в Техническом задания Аукционной документации установлены максимальные и минимальные значения показателей предела текучести при растяжении труб из полипропилена, что соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В пунктах 1-5 раздела 3 Технического задания Аукционной документации Заказчиком установлено, что при выполнении работ необходимо использовать трубы из полипропилена различного диаметра, предел текучести при растяжении которых должен быть не менее 30 Мпа и не более 30 Мпа.
В пункте 6 раздела 3 Технического задания Аукционной документации Заказчиком установлено, что при выполнении работ необходимо использовать радиаторы биметаллические с разрушающим давлением не менее 10 Мпа.
Так же, пунктом 9 Технического задания Аукционной документации установлено, что при выполнении работ необходимо использовать клапан радиаторный ручной настройки для системы отопления давлением 1,0 Мпа.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Из части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.06.2008 года N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии (далее - система СИ).
Согласно системе СИ, паскалями (Па), помимо прочего, измеряется так же давление и сопротивление разрыву и обозначается - "Па".
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в пунктах 1-5, 6 и 9 раздела 3 Технического задания Аукционной документации при описании показателей давления Заказчик использует "Мпа".
То есть, при описании показателей давления в Техническом задании Аукционной документации Заказчик использует не стандартные показатели и обозначения, тем самым нарушая требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившееся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 закона о контактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 закона о контактной системе документов и информации, не допускается.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 закона о контактной системе, подпунктом "б" пункта 3 части 1 раздела 1.4 Аукционной документации, Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
То есть, Заказчиком в Аукционной документации установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, не предусмотренное Законом о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившееся в установлении требования о представлении участникам Аукциона в составе заявки на участие в Аукционе информации, не предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Однако, в нарушение части 3 статьи 64 и пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит требования к участникам Закупки о том, что участник Закупки не должен являться офшорной компанией.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям части 3 статьи 64 и пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено, который включает в себя, помимо прочего, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, помимо прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 6 части 1.4 Аукционной документации Заказчиком установлено требование о представлении участниками Аукциона во второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участника Аукциона и (или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий этих документов.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Заказчик в Аукционной документации не установил перечень документов подтверждающих соответствие участника Аукциона и (или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий этих документов.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. В соответствии с частью 1 статьи 64 и пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпунктом 2 пункта 1.1 части 1.15 Аукционной документации установлено такое требование к участникам Аукциона как правомочность, которое не предусмотрено частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях предусмотренных документацией о закупке.
Так же, из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что аукционная документация, помимо прочего, должна содержать условия контракта.
Согласно части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать, помимо прочего, срок выполнения работ.
Из пункта 9 Технического задания Аукционной документации следует, что гарантийный период на весь объем проведенных работ, установленного оборудования и материалов должен составлять не менее 60 месяцев после выполнения работ. В течении гарантийного срока подрядчик должен своими силами и за свой счет проводить консервацию и запуск систем отопления установленных подрядчиком.
При этом, пунктом 3.1 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации, установлено, что работы должны быть выполнены в течение 72 календарных дней (без учёта времени на устранение возможных замечаний) с 20 апреля 2016 года до 30 июня 2016 года.
То есть условия проекта контракта не соответствуют условиям Аукционной документации в части срока выполнения работ по контракту.
При таких обстоятельствах, срок выполнения работ не считается установленным, то есть Аукционная документация не соответствует требованиям части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия государственного заказчика - В/Ч 3785 при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы (электронный аукцион N0310100013816000005).
2. Признать в действиях государственного заказчика - В/Ч 3785 при проведении электронного аукциона N0310100013816000005 на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 3 статьи 64, пункта 10 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - В/Ч 3785 предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА85-03/16 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц В/Ч 3785, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 марта 2016 г. N А85-03/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2016