Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 февраля 2016 г. N 06-56/16т
изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяФГАОУ ВПО "Северо - Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"(далее также - ФГАОУ ВПО "СВФУ", заявитель, Учреждение):Слепцова Н.Н., Негнюрова Н.Н. (представители по доверенностям),
от конкурсной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчикаГосударственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Школа высшего спортивного мастерства"(далее также - ГБУ РС(Я) "ШВСП", заказчик): Степанова М.В.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуФГАОУ ВПО "СВФУ" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания спортсменов ГБУ РС(Я) "Школа высшего спортивного мастерства" на 2016 год (извещение N 0116200007915011368),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
02 февраля2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалоба ФГАОУ ВПО "СВФУ" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания спортсменов ГБУ РС(Я) "Школа высшего спортивного мастерства" на 2016 год (извещение N 0116200007915011368).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) наофициальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09 февраля2016 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
05 февраля 2016 года от заявителя в Якутское УФАС России поступило дополнение к жалобе с исх. N 14.
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя приведены следующие доводы жалобы.
По мнению представителей Учреждения, конкурсная заявка заявителя была неправомерно отклонена конкурсной комиссией на основании того, что на копии платежного поручения,подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе,отсутствует штамп (печать) банка, а также, что копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц не засвидетельствована в нотариальном порядке.
По первому основанию отклонения заявки поясняют следующее.
Распечатка платежного поручения о перечислении денежных средств по системе "Банк-Клиент" является документом, не требующим дополнительного удостоверения в силу Положение Банка России от 19.06.2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение), предусматривающий осуществление банками такого перевода по распоряжениям клиентов как на бумажных носителях, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа.
Согласно пункту 1.24 Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
По правилам части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 6З-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, при знается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Более того, данный Закон провозглашает принцип недопустимости признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе (статья 4).
Согласно пункту 4.6 Положения исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика также посредством направления плательщику исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения.
Таким образом, платежное поручение от 14.01.2016 года N 8 содержащее все необходимые реквизиты, является надлежащим документом, подтверждающим внесение обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием.
Проставление же банком плательщика оттиска штампа и подписи уполномоченного лица банка плательщика, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств предусмотрено только для платежного поручения на бумажном носителе, в то время как в платежном поручении в электронном виде банк получателя средств указывает лишь дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Таким образом, в оформленном в электронном виде платежном поручении в разделе "отметки банка" должна быть указана дата его исполнения, а какие-либо специальные требования к штампу банка, подписи работника банка для электронных платежных поручений не установлены. Закон о контрактной системе не запрещает участникам конкурса осуществлять оплату обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с помощью электронных средств платежа и представлять платежное поручение, оформленное в электронном виде и воспроизведенное на бумажном носителе, в качестве документа, подтверждающего перечисление денежных средств в обеспечение такой заявки.
Кроме того, с 01.01.2016 года внесены изменения в положения Закона о контрактной системе, согласно которым исключено требование о том, что копия платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки, необходимо заверить в банке (ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
По второму основанию отклонения заявки указывают, что в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 24.06.2015 года N ММВ-7-6/255@ "О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения, реализующего предоставление сведений из ЕГРЮЛ/EГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа" документ предоставляемый по запросу юридического лица приравнивается подлиннику документа выдаваемого ФНС России.
В промышленную эксплуатацию введено модернизированное программное обеспечение для предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа.
Так, Приказом ИО ММВ-7-6/255@ модернизирован сервис получения выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет. Документ упрощает доступ заказчика к выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП участников закупки, в том числе и по информации, представленной на официальном сайте ФНС России.
Выписку об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, можно скачать в течение пяти дней. Данные выписки в формате PDF предоставляются сервисом бесплатно, а сертификат ключа электронной подписи заявителя для их получения не требуется. На официальном сайте ФНС России размещена инструкция по проверке электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2001 (https://service.nalog.l'u/vyp/sigl1-help.htl111).
Следовательно, выписка из единого государственного реестра юридических лиц может быть представлена в форме электронного документа (полученная с использованием модернизированного программного обеспечения для предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП), оригинала выписки из ЕГРЮЛ, полученная с ФНС России или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки.
Также дополнением к жалобе от 05.02.2016 г. с исх. N 14 указывают, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также справки о соответствии или несоответствии изложенных в запросесведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах, осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
С 18 августа 2015 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 809 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" изменены условия предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее -ЕГРИП).
Постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 462 "О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в соответствии с которыми предоставление сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе СВ том числе предоставление сведений юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о самом себе) на бумажном носителе осуществляется за плату:
- 200 рублей (при предоставлении сведений не позднее пяти дней со дня получения
регистрирующим органом соответствующего запроса)
- 400 рублей (при предоставлении сведений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган).
Для обеспечения бесплатного предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронных документов на сайте ФНС России www.nalog.ru реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/ индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/EГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и её визуализацию, в том числе при распечатывании указанной выписки или справки.
При этом необходимо отметить, что исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРЮЛ/EГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке (справке) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
Также отмечают, что в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления выписки из ЕГРЮЛIЕГРИП. Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, органам, предоставляющим государственную услугу, осуществляется Федеральной налоговой службой по межведомственному запросу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (часть 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Поскольку заявитель воспользовался бесплатным способом получения сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронных документов на сайте ФНС России www.nalog.ru с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа",приложенная в заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания спортсменов ГБУ РС(Я) "Школы высшего спортивного мастерства" на 2016 год выписка из ЕГРЮЛ является оригиналом.
Просят признать жалобу обоснованной, конкурсной комиссии выдать соответствующее предписание.
В ходе рассмотрения дела представитель Госкомзакупок РС (Я)не согласился с жалобой и пояснил следующее.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе (в редакции до 01 января 2016 года) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В подпункте "м" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 конкурсной документации установлено аналогичное п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе (в редакции до 01 января 2016 года) требование.
Участником закупки ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" представлена копия (распечатка) платежного поручения в электронном виде не заверенная банком в установленном порядке.
Согласно п. 1.9 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (далее - Положение), утвержденного Центральным банком РФ 19.06.2012 N383-П), перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Согласно п. 1.10 Положения перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению.
Согласно п. 1.23 Положения банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.
Согласно п. 5.4 Положения платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
Согласно п. 5.3 Положения реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1-3 к настоящему Положению.
В соответствии с приложением 1 к Положению на платежном поручении на бумажном носителе проставляется штамп банка и подпись уполномоченного лица банка.
Исходя из вышеизложенного следует, что препятствий для получения платежного поручения на бумажном носителе с соответствующими отметками банка у заявителя не имелось.
Извещение о проведении закупки и документация об открытом конкурсе размещены 31 декабря 2015 года, то есть в соответствии с редакцией закона о контрактной системе действовавшей до 01 января 2016 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В силу п. 1 ч. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из указанных норм Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ следует, что изменения, внесенные в п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Федеральным законом от 29.12.2015 N390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не действуют на документацию, размещенную до 01 января 2016 года.
В соответствии с подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
В подпункте "б" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 конкурсной документации установлено аналогичное подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе требование.
Участником закупки ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" представлена не заверенная нотариусом копия выписки из ЕГРЮЛ.
Доводы заявителя о том, что платежное поручение и выписка из ЕГРЮЛ подписаны электронной подписью, в связи с чем приравниваются к соответствующему документу на бумажном носителе не состоятельны в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Исходя из положений ч. 1 ст. 49, подп. 3 ч. 3 ст. 49, ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что заявки могут быть поданы как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Однако в соответствии с этими же положениями Закона способ подачи заявок определяется заказчиком (уполномоченным органом).
Таким образом, условие ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи" о равнозначности ЭП и рукописной подписи не действует в отношении конкурсов, где выбран способ подачи заявок на бумажном носителе.
Кроме того, участником закупки представлены не электронные документы, а их копии воспроизведенные на бумажных носителях, в связи с чем данные копии также не подпадают по действие ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи".
При таких обстоятельствах, конкурсная комиссия уполномоченного органа обоснованно отклонила заявку ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" на основании ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием заявки требованиям конкурсной документации.
Представитель заказчика с жалобой заявителя согласна.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
31декабря2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ruопубликованы извещение N0116200007915011368о проведении конкурсас ограниченным участием на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания спортсменов ГБУ РС(Я) "Школа высшего спортивного мастерства" на 2016 год и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила9 779 000,00 руб.
28января 2016 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием, о чем составлен протокол NПВК1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участиемподана одна заявка N КД-01 (ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова").
29января 2016 года проведена процедура предквалификационного отбора на участие в конкурсе с ограниченным участием, о чем составлен протокол N ППО1.
Согласно указанному протоколу конкурсная комиссия приняла решение признать единственного участника закупки соответствующим единым и дополнительным требованиям, а заявку содержащей все необходимые документы, соответствующие требованиям, установленным документацией конкурса с ограниченным участием.
Конкурс с ограниченным участием признан несостоявшимся.
02 февраля 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки, о чем составлен протокол N ПРЕ1.
Согласно указанному протоколу комиссия приняла решение о признании заявки единственного участника закупки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуФГАОУ ВПО "СВФУ"необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия конкурсной комиссии в части отклонения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсес ограниченным участием N ПРЕ1 от 02 февраля 2016 года конкурсная комиссия отклонила заявку заявителя на основании следующего: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. На основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка признана несоответствующей, установленным конкурсной документацией. В представленном документе (копии платежного поручения), подтверждающего перечисление денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, в нарушение подпункта "м" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" части 1 документации конкурса с ограниченным участием, отсутствует штамп (печать) банка.
Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. На основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка признана не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией. Копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц не засвидетельствована в нотариальном порядке в нарушение подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и подпункта "б" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" части 1 документации конкурса с ограниченным участием".
Из сути жалобы заявителя следует, что вышеуказанные документы, представленные в составе конкурсной заявки получены заявителем форме электронного документа, в частности выпискаЕГРЮЛ через модернизированное программное обеспечение ФНС России, реализующее предоставление сведений из ЕГРЮЛ/EГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа,а платежное поручение посредством электронной системы платежа "Банк-Клиент", то ираспечатанные на бумажном носителе данные документы являются оригиналами и, соответственно, не требующая нотариального засвидетельствования выписка ЕГРЮЛ, а платежное поручение - заверения банка.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
При этомчч. 1, 2 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что заявки могут быть поданы как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Однако, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе способ подачи заявок на участие в конкурсе определяется заказчиком/уполномоченным органом.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе, в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Так, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 года N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" Федеральному казначейству обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г., при этом возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2017 г.
Таким образом, в настоящее время возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений в форме электронного документа функционалом официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru не предусмотрена.
Следовательно, условие части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи" о равнозначности электронной подписи и рукописной подписи не действует в отношении конкурсов, где выбран способ подачи заявок на бумажном носителе (письменная форма), в частности в рассматриваемом случае (раздел 2 конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также -Закон N 390-ФЗ) внесены следующие изменения"пункт 5 части 2 статьи 51 изложить в следующей редакции:5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона)".
Таким образом, согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числедокументы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
Между тем, согласно Закону N 390-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2016 года.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
31 декабря 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ruопубликованы извещение N 0116200007915011368о проведении конкурсас ограниченным участием на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания спортсменов ГБУ РС(Я) "Школа высшего спортивного мастерства" на 2016 год, а также конкурсная документация.
Таким образом, конкурсная документация была разработана в соответствии с действующими на момент ее размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru положениямиЗакона о контрактной системе, согласно которым заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручениялибо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) (пункт 5 части 2 статьи 51).
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признанане соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсная комиссия при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе руководствуется положениями конкурсной документации.
Из материалов дела установлено, что в подпункте "м" пункта 1 подраздела 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержатьдокументы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, илизаверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
В подпункте "м" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации установлено аналогичное п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе (в редакции до 01 января 2016 года) требование.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:выписку из единого государственного реестра юридических лицилизасвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
В подпункте "б" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 конкурсной документации установлено аналогичное подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, требование.
Пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дано определение электронного документа.Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Распечатанное платежное поручение, а также выписка ЕГРЮЛ утрачивает статус электронного документа, признаки которого сформулированы в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поскольку осуществляется процесс преобразования электронного документа на бумажный носитель.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством распечатанный на бумажном носителе документ, исполненное в электронном виде, является копией этого документа.
При этом, действующим законодательством могут быть установлены требования о предоставлении копии документа, заверенныенадлежащим образом соответствующими органами/организациями соответствующих организаций. На это, в частности, указывают положения пункта 5 части 2 статьи 51 и подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1.9, 5.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение), распоряжение о переводе денежных средств, в том числе платежное поручение, может оформляться в электронном виде.
В качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению и его исполнения согласно пункту 2.13 Положения должны быть проставлены следующие отметки: штамп банка, подпись уполномоченного лица банка, а также дата исполнения.
Таким образом, при воспроизведении документа на бумажном носителе форма и реквизиты платежного поручения должны соответствовать требованиям Положения.
Между тем, распечатанное платежное поручение не может содержать подтверждение исполнения платежного поручения, поскольку такое подтверждение предоставляется банком плательщика в электронном виде (абзац 2 пункта 4.6 Положения).
Аналогичная позиция выражена в письме Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (исх. N 14-57/13537 от 07.10.2015 г.) и письме Якутского отделения N 8603 ПАО "Сбербанк России" (исх. N 11/2-369 от 12.10.2015 г.).
Как следует из материалов дела, а также из пояснений представителей заявителя, документы, представленные в составе конкурсной заявки (выписка из ЕГРЮЛ от 23.11.2015 г. N ЮЭ9965-15-1778471 и платежное поручение от 14.01.2016 г. N 8) получены заявителем в форме электронного документа, в частности выписка ЕГРЮЛ посредством модернизированного программного обеспечения ФНС России, реализующее предоставление сведений из ЕГРЮЛIEГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, а платежное поручение посредством электронной системы платежа "Банк-Клиент", таким образом, участником закупки в составе конкурсной заявки представлены копии вышеуказанных документов. Вместе с тем, копия платежного поручения не заверена банком, а выписка ЕГРЮЛ - не засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, исходя из вышеустановленного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что конкурсной комиссией заявка заявителя правомерно признана не соответствующейтребованиям, установленным в конкурсной документации.
ЖалобаФГАОУ ВПО "СВФУ"подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобуФГАОУ ВПО "СВФУ" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания спортсменов ГБУ РС(Я) "Школа высшего спортивного мастерства" на 2016 год (извещение N 0116200007915011368)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 февраля 2016 г. N 06-56/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016