Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 февраля 2016 г. N 188
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобы ООО "СМК", ООО "Управляющая компания "Группа 100", ООО "Бизнес-Строй", ООО "Стройтехника" на положения документации о проведении открытого конкурса "На право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича" (далее - открытый конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "СМК", ООО "Управляющая компания "Группа 100", ООО "Бизнес-Строй", ООО "Стройтехника" на положения конкурсной документации (далее - жалобы).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателей жалоб было направлено уведомление о содержании жалоб и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представители заказчика: Вразовская Марина Валерьевна (доверенность N 27 от 01.02.2016), Ходюня Елена Владимировна (доверенность N 108 от 28.12.2015), Полосина Александра Олеговна (доверенность N 34 от 26.02.2016),
- представитель уполномоченного органа: Шерпак Егор Викторович (доверенность N 3 от 01.01.2016).
В связи с необходимостью проведения внеплановой проверки в работе Комиссии Красноярского УФАС России был объявлен перерыв до 16 часов 45 минут 26 февраля 2016 года.
Существо жалоб: установление положений конкурсной документации с нарушением требований законодательства.
Из содержания жалобы ООО "СМК" следует, что податель жалобы считает, что положения конкурсной документации о порядке оценки конкурсных заявок по критерию "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" установлены с нарушением требований законодательства, а именно: цена оцениваемых контрактов не соответствует положениям Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"; условие об оценке контрактов, заключенных в соответствии с 94-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ, является незаконным и ограничивающим конкуренцию; установление условия оценки заявок о предоставлении акта формы КС-11 является незаконным, так как форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698.
Из содержания жалобы ООО "Управляющая компания "Группа 100" следует, что податель жалобы считает, что при составлении конкурсной документации были нарушены требования законодательства, а именно: в проектно-сметной документации установлены конкретные показатели, а также типы, марки, изготовители, условные обозначения, товарные знаки, без сопровождения "или эквивалент".
Из содержания жалобы ООО "Стройтехника" следует, что ООО "Стройтехника" считает, что извещением о проведении закупки не установлено указания на необходимость предоставления в составе заявки копии свидетельства СРО о допуске к работам, что, по мнению подателя, вводит участников закупки в заблуждение.
Из содержания жалобы ООО "Бизнес-Строй" следует, что ООО "Бизнес-Строй" считает, что в положениях конкурсной документации установлены незаконные требования и условия проведения открытого конкурса, а именно: проект контракта устанавливает обязанность по предоставлению документов для обеспечения исполнения контракта, не соответствующих требованиям законодательства; установленный срок для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, (1 месяц) нарушает права участников закупки, поскольку является неразумным.
В адрес Красноярского УФАС России представлены письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры открытого конкурса.
Предметом контракта, на право заключения которого была осуществлена закупка, являются выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича".
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком, уполномоченным органом в документации о проведении открытого конкурса установлены критерии оценки конкурсных заявок, в том числе о наличии у участника закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема.
Пунктом 11.2.8 инструкции по подготовке заявок на участие в открытом конкурсе установлено следующее:
"Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (30%):
При оценке заявок по критерию квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по критерию.
Данный критерий оценивается максимально в 100 баллов по следующему показателю:
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Значимость показателя - 100%.
Оценка по данному показателю осуществляется на основании предоставленной участником закупки информации об исполненных за последние 5 лет, предшествующих дате подачи заявок на участие в конкурсе, контрактах (или договорах), заключенных в соответствии с 94-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ, на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов здравоохранения и/или зданий, сооружений общественного назначения (согласно "СП 118.13330.2012").
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки (максимальное количество документов, подтверждающих опыт выполнения работ).
Для подтверждения опыта выполнения работ заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы:
- копии исполненных контрактов (или договоров), с приложением технического задания в полном объеме, стороной по которым являлся участник закупки в качестве генерального подрядчика по строительству/реконструкции соответствующего объекта. Цена каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее цены предложения участника по данному открытому конкурсу;
- для подтверждения стоимости выполненных работ: копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) в полном объеме по каждому контракту (договору);
- для подтверждения ввода построенного/реконструированного объекта в эксплуатацию: копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного заказчику, и копия акта о приемке законченного строительством объекта (форма N КС-11), подписанного заказчиком и участником закупки, по каждому контракту (договору).
Не предоставление документов, подтверждающих опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя".
Проанализировав положения порядка оценки конкурсных заявок, установленных положениями конкурсной документации, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о несостоятельности доводов, изложенных в жалобе ООО "СМК", по следующим основаниям:
- положения Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" не регулируют положения документации о проведении закупки при проведении открытого конкурса,
- в соответствии с вышеуказанным критерием оценки при оценке конкурсных заявок комиссией оцениваются контракты заключенных в соответствии с 94-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ, на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов здравоохранения и/или зданий, сооружений общественного назначения. Указание в порядке оценки конкурсных заявок на то, что представляемые контракты должны быть заключены в соответствии с 94-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ, не может являться указанием на то, что оценке будут подлежать только контракты, заключенные в соответствии с процедурами обязательного проведения торгов, поскольку вышеуказанные аббревиатуры не являются реквизитами соответствующих нормативных актов (в правилах оценки отсутствуют ссылки на соответствующие федеральные законы),
- указание подателя жалобы на то, что предоставление акта формы КС-11 не соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698, является необоснованным, поскольку указанный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.05.2015 N 437. Кроме того, указанное постановление регулирует отношения по установлению формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а не формы акта о приемке законченного строительством объекта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком при опубликовании документации о проведении открытого конкурса размещена проектно-сметная документация. В указанной документации присутствуют указания на товарные знаки, марки и модели используемых при выполнении работ товаров.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение в проектно-сметную документацию заказчиком производиться не могут. Таким образом, заказчик не вправе удалить указания на товарный знак, марки и т.д. в проектно-сметной документации, если они установлены проектировщиком.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Положениями извещения о проведении открытого конкурса установлено, что заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с условиями документации. таким образом, довод подателя жалобы ООО "Стройтехника" о том, что положения извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации вводят участников закупки в заблуждение признаются Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным, поскольку указанные положения не противоречат друг другу. Кроме того, заявка на участие в конкурсе направляется в соответствии с положениями конкурсной документацией, а не извещением о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с указанным положением законодательства заказчиком в проект контракта включено условие о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения в течение 1 месяца. При этом законодательством не установлено регламентированного срока для такого возврата, в связи с чем довод подателя жалобы ООО "Бизнес-Строй" о неправомерности указанного срока является несостоятельным.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Проектом контракта предусмотрено обеспечение исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 13.3.1 проекта контракта банковская гарантия должна иметь письменную форму и быть подписана руководителем банка, иной кредитной организации, выдавшей банковскую гарантию, либо иным лицом, уполномоченным на подписание гарантии. Одновременно с оригиналом банковской гарантии Подрядчик обязан представить Заказчику следующие документы:
- нотариально заверенная копия доверенности либо заверенная надлежащим образом гарантом и печатью гаранта копия доверенности на уполномоченное лицо, действующее от имени гаранта (в случае если гарантия подписана уполномоченным лицом, действующим от имени гаранта на основании доверенности). В случае если в доверенности на право подписи банковской гарантии имеются ограничения, а именно - подписание банковской гарантии осуществляется в рамках решений кредитных комитетов, структурных подразделений или должностных лиц банка, необходимо представление всех поименованных в доверенности решений или, в случае отказа банка от предоставления данных документов, письма от уполномоченного лица банка, что предоставление данной банковской гарантии осуществляется в соответствии с решениями, перечисленными в доверенности.
Согласно пункту 13.3.4 проекта контракта установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока); документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность); расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии.
При этом законодательством о контрактной системе установлено, что для предоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки, признанный победителем, должен предоставить только банковскую гарантию, включенную в реестр банковских гарантий и соответствующую требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Таким образом, установление требования о предоставлении победителем закупки вышеуказанных дополнительных документов является нарушением требований законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "СМК", ООО "Стройтехника", ООО "Управляющая компания "Группа 100" необоснованными.
2. Признать жалобу ООО "Бизнес-Строй" частично обоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим положения статей 45, 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с участником закупки, признанным победителем.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии
|
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 февраля 2016 г. N 188
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2016