Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 января 2016 г. N 82
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М.Чудиновой, начальника отдела, Е.М.Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Строй" на заказчика - Администрации города Ачинска (далее - заказчик), при определении исполнителя путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) на "Выполнение работ по содержанию и обслуживанию зеленых насаждений вдоль дорог города Ачинска", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 22.01.2016 поступила жалоба ООО "Бизнес-Строй" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300000115000520.
Существо жалобы: документация об открытом электронном аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Суслова А.Г. (доверенность от 11.01.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик не обеспечили. До момента проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России заказчиком направлены возражения на жалобу (вх. N 1030 от 26.01.2016).
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению подателя жалобы, указанные в документации реквизиты заказчика содержат недостоверные сведения в части указания наименования банка получателя, поскольку согласно Письму Центрального Банка РФ N 228-Т от 26.12.2014 с 02.02.2015 изменены наименования подразделений Банка России.
Податель жалобы полагает, что допущенное нарушение может послужить причиной для невозможности представления участниками закупки обеспечения исполнения контракта. В случае выбора способа предоставления обеспечения путем перечисления денежных средств.
Также податель жалобы отмечает, что при установлении требований к содержанию декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не допускается установления требований к обязательному указанию в названной декларации участниками закупки отсутствия у них статуса оффшорной компании.
Из письменных пояснений заказчика следует, что по данным доводам подателя жалобы, заказчиком 21.01.2016 в документацию о проведении электронного аукциона внесены изменения и опубликованы на сайте 22.01.2016 года, таким образом, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
К моменту рассмотрения жалобы по существу податель жалобы представил дополнительные доводы, в которых изложил, что разделом 2 информационной карты установлено требование о том, что работы должны быть выполнены исключительно силами подрядчика без привлечения субподрядных организаций, аналогичные требования установлены пунктом 4.1 проекта контракта. Податель жалобы считает данное требование не правомерным.
Следующим доводом в дополнении к жалобе является, то что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код по ОКПД 81.30.10.000 выполнение работ по содержанию и обслуживанию зеленых насаждений вдоль дорог города Ачинска, при этом в пункте "Наименование объекта закупки" информационной карты указано: выполнение работ по содержанию и обслуживанию зеленых насаждений вдоль дорог города Ачинска. Код ОКПД 01.41.12.112.
Податель жалобы считает, что извещение и документация о проведении электронного аукциона имеют противоречивые сведения о предмете закупки и вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением. Податель жалобы считает, что отсутствие сведений о случаях, в которых положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта не применяются, является нарушением положений Закона о контрактной системе.
В виду представления, на заседание Комиссии Красноярского УФАС, ООО "Бизнес-Строй" дополнительных доводов по жалобе N 82. Комиссия Красноярского УФАС решила объявить перерыв до 29.01.2016.
К моменту рассмотрения указанной жалобы заказчиком представлены пояснения в отношении дополнительных доводов, в которых изложено, что закупки внесены в план-график 16.12.2015 размещены на официальном сайте 30.12.2015, с кодами ОКПД действовавшие до 01.01.2016.
В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", вступившим в действие с 01.01.2016, прекращено действие общероссийских классификаторов ОК 029-2007 (ОКПД) и ОК 034-2007 (ОКВЭД), и установлено в объектах закупки указывать коды из ОКПД2.
На основании изложенного 21.01.2016 при внесении изменений в закупки, коды ОКПД автоматически сайтом перекодировались на коды ОКПД2.
Так при размещении изменений сайт вывел информационное сообщение:
"В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" прекращено действие общероссийских классификаторов ОК 029-2007 (ОКПД) и ОК 034-2007 (ОКВЭД).
Во всех позициях объекта закупки требуется указать коды из ОКПД2. Возможность автоматизированного перекодирования кодов ОКПД на коды ОКПД2 доступна на вкладке с блоком "Объект закупки"."
Далее заказчик отмечает, что запрет привлекать к исполнению контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора после проведения аукциона, а не требование к участникам закупки, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, поэтому включение этого условия в документацию об аукционе не противоречит у положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, Кодекс) в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работы.
Относительно не указания в документации об аукционе в электронной форме сведений о не применении положений по обеспечению муниципального контракта, поясняю.
Статьи 42, 63, 64 Закона о контрактной системе содержат исчерпывающий перечень информации, которая должна быть указана в извещении о проведение аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме, данный перечень расширению не подлежит. В данных перечнях отсутствует информация об указании исключений положений по обеспечению контракта.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по содержанию и обслуживанию зеленых насаждений вдоль дорог города Ачинска".
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
3. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссия Красноярского УФАС в ходе анализа документации о проведении электронного аукциона отмечает, что согласно доводов об указании в документации недостоверных реквизитов заказчика, а так же установлении требований к содержанию декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не допускается установления требований к обязательному указанию в названной декларации участниками закупки отсутствия у них статуса оффшорной компании. Заказчиком 21.01.2016 в документацию о проведении электронного аукциона внесены изменения и опубликованы на сайте 22.01.2016 года, таким образом, вышеуказанные доводы являются необоснованными.
По следующему доводу Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что запрет привлекать к исполнению контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора после проведения аукциона, а не требование к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, поэтому включение этого условия в документацию об аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работы.
Из статьи 447 Кодекса следует, что договор может быть заключен двумя способами - путем проведения торгов и без проведения торгов.
При этом ни Гражданский кодекс, ни Закон о контрактной системе не содержат положений, исключающих применение названной нормы Кодекса к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Таким образом, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьей 96 Закона о контрактной системе положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта не применяются в том числе при заключении контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением.
При анализе документации о проведении электронного аукциона данного положения установлено не было, в связи с чем Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика, не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Строй" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившими требования пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не влияет и не может повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М.Чудинова |
|
Е.М.Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 января 2016 г. N 82
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2016