Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 15 марта 2016 г. N 29
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"<_>",
в присутствии:
- представителя заказчика Прокуратура Брянской области "<_>", действующего на основании доверенности от 11.03.2016 года исх. N10-04-2016/1547;
- представителя заказчика Прокуратура Брянской области "<_>", действующего на основании доверенности от 11.03.2016 года, исх. N10-04-2016/1547,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя ООО "Стройинвест",
рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО "Стройинвест" на действия заказчика Прокуратуру Брянской области при осуществлении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ: "Строительство здания прокуратуры Брянской области г. Брянск" за N 0127100008416000002, установила:
16.02.2016 года в единой информационной системе (на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru) размещены извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на выполнение работ: "Строительство здания прокуратуры Брянской области г. Брянск" за N 0127100008416000002 (далее - конкурс). До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения Прокуратуры Брянской области ( вх. N 1396 от 11.03.2016 года, вх. N1412 от 14.03.2016 года).
Контракт по итогам проведения рассматриваемого конкурса на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "Стройинвест" считает, что заказчиком нарушены требования Федерального законом от 05.04.2-13 N 44-Ф3 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) в части отсутствия в конкурсной документации требования о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией, отсутствия в извещении о проведении закупки информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, отсутствия в проекте контракта сведений о всех возможных значениях размеров штрафа, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) для каждого порогового значения цены контракта.
Представитель Прокуратуры Брянской области "<_>" с доводами жалобы не согласилась и обратила внимание Комиссии Брянского УФАС России, что размещенное извещение о проведении открытого конкурса содержит информацию об установленных заказчиком единых требованиях к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Раздел извещения о проведении открытого конкурса "Обеспечение исполнителя контракта" содержит отсылку к конкурсной документации с указанием "порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении: в соответствии с конкурсной документацией", что не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Сведения, содержащиеся в пункте 28 информационной карты конкурсной документации, позволяют в полном объеме участникам закупки ознакомится о размере, условиях обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления и требованиях к нему. Таким образом, по мнению заказчика, все необходимые требования, предусмотренные Законом о контрактной системе, соблюдены. Также представитель заказчика "<_>" указала на несостоятельность довода Заявителя о ненадлежащем определении в проекте контракта условий об ответственности заказчика и исполнителя, поскольку заказчиком в проект контракта внесены размеры штрафа за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом и за ненадлежащее Заказчиком обязательств по контракту в размере 0,5 процента цены контракта, что соответствует начальной (максимальной) цене контракта 257 578 900 рублей.
Заслушав представителей заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Прокуратура Брянской области нарушены требования ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса и положения п.2 ч.3 ст. 49, ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает следующие единые требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса,
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией,
поскольку заказчиком в конкурсной документации не установлено такое обязательное требование к участникам закупки как участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
2. Заказчиком Прокуратура Брянской области нарушены требования п.2 ч.3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса и положения ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, определяющие исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, поскольку заказчиком Прокуратурой Брянской области в извещении о проведении открытого конкурса не установлены все обязательные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3,4,5,7,9,10 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, включая требование о том, что участник не является офшорной компанией.
При обозрении извещения о закупке за N 012710000841600002 установлено, что извещение о проведении конкурса содержит указание на соответствие участника закупки только двум требованиям:
1)требованию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, т.е соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) соответствие требованию, предусмотренному частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, т.е. требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, включая информацию об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Выявленные в п.1 и 2 настоящего решения нарушения не нарушают прав потенциальных участников закупки, претендующих на заключение государственного контракта и не могут быть признаны препятствующими подаче заявок на участие в конкурсе, поскольку
1) в содержании конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3,4,5,7,9 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что позволяет участника закупки определить совокупность требований, которым они должны соответствовать при подаче заявок на участие в рассматриваемой закупке. При этом необходимо отметить, что в конкурсной документации заказчиком установлено требование продекларировать участникам закупки свое соответствие требованиям пунктам 3-5,7,9 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2) определение соответствия участника закупки требованию, предусмотренному пунктом 10 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (участник не является оффшорной компанией) осуществляется единой комиссией при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе путем изучения предоставляемой участниками закупки в соответствии с под. 1 п.1 ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе в составе заявки выписки из единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки.
3. Заказчиком Прокуратура Брянской области нарушены положения части 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и п.п.4,5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, согласно которым за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей,
а за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей,
поскольку заказчиком в пункте 12.3 проекта контракта, являющегося приложением к документации о закупке, предусмотрен только один размер штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, и в пункте 12.6 проекта контракта предусмотрен только один размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, в то время как подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Постановления Правительства от 25.11.2013 года N1063 содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
В проекте контракта заказчику надлежало установить различные размеры штрафа, поскольку заказчику и участнику закупки до проведения процедуры снижения цены контракта при аукционе и до заключения контракта не известно, будет ли снижена первоначальная начальная цена контракта ниже 100 млн. рублей, ниже 50 млн. рублей и т.д.
Таким образом, учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчик должен установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Постановлением Правительства от 25.11.2013 года N1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Данное нарушение признается устранимым при подписании контракта.
4. Заказчиком Прокуратура Брянской области нарушены положения части 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, предусматривающей обязанность заказчика в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта установить требование об обеспечении исполнения контракта, а также требования ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку в проекте государственного контракта заказчиком не отражено требование по обеспечению исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе (антидемпинговые меры).
Данное нарушение не нарушает прав участников закупки, поскольку в конкурсной документации содержится в полном объеме информация об антидемпинговых мерах.
5. Заказчиком Прокуратура Брянской области не нарушены требования п.2 ч.3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную п.8 ст. 42 Закона о контрактной системе, определяющую размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком Прокуратурой Брянской области в разделе извещения о проведении открытого конкурса "Обеспечение исполнителя контракта" сделана отсылка к содержанию конкурсной документацией, пункт 28 информационной карты которой в полном объеме включает сведения о размере, условиях обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления и требованиях к нему. Положения Закона о контрактной системе не содержат запрета на возможность заказчика при указании в извещении о закупке необходимой участникам закупки информации делать отсылки с содержанию конкурсной документации.
В действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе
Решила:
1.Признать жалобу участника закупки ООО "Стройинвест" на действия заказчика Прокуратура Брянской области при осуществлении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ: "Строительство здания прокуратуры Брянской области г. Брянск" за N 0127100008416000002 частично обоснованной в части отсутствия в конкурсной документации требования к участнику закупки о том, что он не является офшорной компанией, а также не указания в проекте контракта всех возможных значения размеров штрафа, предусмотренных Постановлением Правительства от 25.11.2013 года N1063 для каждого порогового значения цены контракта.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Прокуратура Брянской области нарушение требований п.2 ч.3 ст. 49, ч.1 ст. 50, ч.1 ст. 31, п.10 ч.1 ст. 31 ч.8 ст. 34, ч.1 ст. 96 Закона о контрактной системе и положений п.п.4,5 Постановления Правительства от 25.11.2013 года N1063.
3. Выдать заказчику Прокуратура Брянской области, единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения с ними контрактов на поставку товаров, (выполнение работ, оказания услуг) для нужд Прокуратуры Брянской области предписание об устранении нарушений ч.8 ст. 34, ч.1 ст. 50, п.10 ч.1 ст. 31, ч.1 ст. 96 Закона о контрактной системе п.п.4,5 Постановления Правительства от 25.11.2013 года N1063.
4.Признать выявленные нарушения п.2 ч.3 ст. 49, ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в извещении о проведении открытого конкурса единых требований к участникам закупки, предусмотренных п. 3-5,7,9 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не влияющими на итоги осуществляемой закупки, поскольку вышеуказанные единые требования к участникам закупки установлены заказчиком в конкурсной документации.
5.Признать выявленное нарушение ч.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте контракта требования по обеспечению исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе (антидемпинговые меры), не влияющими на итоги осуществляемой закупки, поскольку данное требование установлено в конкурсной документации.
6. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 15 марта 2016 г. N 29
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2016