Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 февраля 2016 г. N 44-12/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПрофитМед СПб" на действия комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на поставку лекарственного препарата Метронидазол (извещения: 0157200000315001009) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2015 года уполномоченным органом - Государственным комитетом Псковской области по организации государственных закупок (совместные закупки) объявлен электронный аукцион на поставку лекарственного препарата Метронидазол (номер извещения: 0157200000315001009).
Извещение о проведении вышеуказанного открытого аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30 декабря 2015 года 12:13.
Начальная (максимальная) цена контракта - 582 704,20 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 22.01.2016 10:00.
По итогам окончания подачи заявок подано 4 (четыре) заявки, все допущены до участия в аукционе (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0157200000315001009-1 от 26.01.2016 года).
Аукцион состоялся 29 января 2016 года, участвовало 3 (три) участника аукциона, понижение на 39,87% , лучшее предложение о цене контракта 350 363,86 рубля.
01 февраля 2016 года итоговым протоколом N0157200000315001009-3 по итогам рассмотрения вторых частей обе заявки отклонены, аукцион признан несостоявшимся.
05 февраля 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 12 февраля 2016 года в 15 часов 45 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N20 от 04.02.2016 года).
Необоснованный отказ по вторым частям заявок на участие в аукционе.
Представители уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, N ГЗ-21-0042 от 10.02.2016 года, в материалах дела).
Заявка ООО "ПрофитМед Спб" отклонена в связи с не предоставлением сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров (сертификат о происхождении товаров по форме СТ-1).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона заявка ООО "ПрофитМед СПб" признана не соответствующей требованиям документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 2.2 части 2 Инструкции для участников закупки установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки:
4) копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленными в документации об электронном аукционе: копия сертификат о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев отклоненные заявки, установила, что в составе заявки на участие в аукционе участники закупки ООО "ПрофитМед Спб" и ООО "БСС" не представили копию вышеуказанного документа.
Следовательно, аукционная комиссия, приняв решение о не соответствии заявок ООО "ПрофитМед Спб" и ООО "БСС" требованиям документации об аукционе, не нарушила Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Метронидазол (номер извещения: 0157200000315001009) содержит условие о применении национального режима и об ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1289 от 30.11.2015 года "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление).
Лекарственный препарат Метронидазол, являющийся объектом закупки входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Таким образом, Заказчиком правомерно установлен национальный режим и ограничен доступ товаров, происходящих из иностранного государства.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31).
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 (вопрос о цене л/с из перечня ЖНВЛП).
Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе, а именно:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В оспариваем аукционе Заказчиком установлен национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Закона о контрактной системе.
Документацией об аукционе на поставку лекарственного препарата Метронидазол (номер извещения: 0157200000315001009) в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
4) копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленными в документации об электронном аукционе: копия сертификат о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 года N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) определяются ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 Постановления установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень ЖНВЛП (с одним МНН или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Поскольку вышеназванный сертификат по форме СТ-1 получают для подтверждения страны происхождения товара России или членов Евразийского экономического союза, то при осуществлении закупки с применением Постановления, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе второй части заявки на участие в аукционе такая заявка считается содержащей предложения о поставке иностранных товаров и может быть отклонена при наличии 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно соответствуют условиям части 1 Постановления.
Таким образом, Заказчик в нарушении части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно установил требование об обязательном предоставлении вышеназванного документа.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты российского внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, по мнению Комиссии, в случае потребности учреждения в закупке лекарственного препарата из перечня ЖВЛП, Заказчик должен соблюдать национальный режим, руководствоваться положениями статьи 14 Закона о контрактной системе и условиями осуществления закупок (с одним международным непатентованным наименованием, являющегося предметом одного контракта), которые установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 года N1289.
Правительством РФ устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для проведения закупок и самое главное, что закупки государством лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемый Правительством РФ, обеспечивают лечение и сохранение в целом ряде случаев жизни пациентов, которые не в состоянии вследствие низкой платежеспособности приобретать дорогостоящие препараты.
На закупки лекарственных средств распространяются как общие правила Закона о контрактной системе, так и специально разработанные для закупок лекарственных средств, а специальным правилом в отношении закупок лекарственных средств является установление дополнительного основания отстранения участника от закупки, в целях поддержки отечественного производителя и производителей.
Таким образом, по факту рассмотрения заявок на участие в аукционе на поставку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП, в связи с установлением Заказчиками в документации об аукционе обязательного требования о предоставлении копии сертификата по форме СТ -1, Комиссия уполномоченного органа была вынуждена отклонить 2 (две) заявки с лекарственными препаратами Российского производителя (из за не предоставления СТ- 1), при условии установления в документации национального режима.
Что явно противоречит целям статьи 1 и статьи 14 Закона о контрактной системе, ведь установленные ограничения предназначены для стимулирования развития отечественного производства лекарственных препаратов.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок считает необходимым
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофитМед СПб" необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчиков (по списку указанному в извещении о проведении совместных торгов N0157200000315001009) нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - Государственному комитету Псковской области по организации государственных закупок выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены итогового протокола N0157200000315001009-3 от 01.02.2016 года и рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе без учета требования о предоставлении сертификата по форме СТ-1.
4. Материалы дела сотруднику Псковского УФАС России в связи с устранением последствий нарушений законодательства о контрактной системе для проведения административного расследования не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 февраля 2016 г. N 44-12/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2016