Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 февраля 2016 г. N 182-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Управления делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области" - ,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - ,
- заявителя в лице ООО "Телевизионная компания "Резонанс" - ,
рассмотрев жалобу ООО "Телевизионная компания "Резонанс" (620026, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 136, оф. 7) о нарушении заказчиком в лице Управления делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области" (620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, д. 1), уполномоченным органом в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области (620095, г. Екатеринбург, Малышева, 101) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению телевизионного вещания в соответствии с перечнем тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам (извещение N 0162200011816000034), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Телевизионная компания "Резонанс" (вх. N 01-1502 от 05.02.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Управления делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области", уполномоченным органом в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению телевизионного вещания в соответствии с перечнем тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам (извещение N 0162200011816000034) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя ООО "Телевизионная компания "Резонанс" поддержал доводы жалобы, пояснил, что в настоящее время в РФ и в Свердловской области отсутствует оператор связи/лицензиат-вещатель (телеканал), осуществляющий вещание телеканала по средствам среды наземного эфирного аналогового вещания на территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области, ввиду чего также отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Положения закупочной документации содержат противоречивые сведения, в пп.7 п. 13.1 части 1 документации содержится указание на охват аналоговым вещанием должен быть не менее 80%, в п. 3 технического задания установлено - 90%, в пп.7 п. 13.1 части 1 документации - не установлен запрет для потенциальных участников на привлечение для выполнение работ/услуг при помощи подряда/субподряда иных организаций, а в п.3 технического задания, как и в п. 2.1.2. проекта государственного контракта установлен запрет (ссылка на ст.779-780 ГК РФ).
Кроме того, указанная закупка не соответствует Постановлению Правительства Свердловской области N1596-ПП от 18.12.2013г. "Об обеспечении доступности получения гражданами информации о деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимой информации" (далее - Постановление), просит признать жалобу обоснованной.
Уведомил Комиссию об осуществлении видеозаписи заседания комиссии.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили возражения, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29 января 2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011816000034 и документация об аукционе на оказание услуг по осуществлению телевизионного вещания в соответствии с перечнем тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 87 083 334,44 рублей.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что порядок обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта установлен в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе.
Заказчиком была получена информация о стоимости услуг по осуществлению телевизионного вещания в соответствии с перечнями тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам на 2016 год на условиях, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, от трех хозяйствующих субъектов.
Полагают, что начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком с соблюдением требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно ч. 8-9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ.
На основании изложенного, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы в части доводов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Объектом закупки в соответствии п. 11.1 информационной карты аукционной документации является оказание услуг по осуществлению телевизионного вещания в соответствии с перечнем тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено техническое задание заказчика на оказываемые услуги, в том числе: услуги по осуществлению телевизионного вещания в соответствии с перечнем тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам реализуются в рамках Распоряжения Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 2088-РП "Об утверждении перечней тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам на 2015 - 2017 годы".
Оказание услуг в соответствии со ст. 779 и 780 Гражданского кодекса Российской Федерации по осуществлению телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам на круглосуточном телевизионном канале, обеспечивающем уверенный прием на территории проживания 90 процентов населения Свердловской области, в том числе с охватом телевизионного наземного эфирного аналогового вещания на территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области согласно перечню тематики телевизионного вещания.
Объем вещания в каждом месяце исполнения государственного контракта должен составлять не менее 5 200 минут с разбивкой по соответствующей тематике.
Услуги оказываются на основании действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, с указанием следующих обязательных параметров (в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"):
1) Виды работ (услуг), выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности - телевизионное вещание телеканала;
2) Наименование распространяемого телеканала;
3) Срок действия лицензии на телевизионное вещание;
4) Программная концепция вещания;
5) Территория распространения телеканала;
6) Сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, подтверждающие право на осуществление наземного эфирного аналогового вещания на территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области.
Телевизионное вещание по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам должно осуществляться с помощью видеооборудования и программного обеспечения, гарантирующего профессиональное эфирное качество видеоматериала.
Вещание должно осуществляться на круглосуточном телевизионном канале, обеспечивающем уверенный прием на территории проживания 90 процентов населения Свердловской области, в том числе с охватом телевизионного наземного эфирного аналогового вещания на территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области.
Таким образом, при планировании и осуществлении закупок заказчик исходит из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд в процессе реализации возложенных на него функций.
Комиссией установлено, что описание объекта закупки носит объективный характер, установленное описание объекта закупки соответствуют требованиям ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного, в том числе, что с учетом установленного заказчиком описания объекта закупки, на территории РФ и Свердловской области отсутствует исполнитель - оператор связи/лицензиат-вещатель (телеканал), отвечающий требованиям заказчика, осуществляющий вещание телеканала по средствам среды наземного эфирного аналогового вещания на территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области, Комиссии предоставлено не было.
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
При этом ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к участникам закупки установлены в п. 13 информационной карты аукционной документации, в том числе:
7) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, с указанием следующих обязательных параметров (в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"):
1) Виды работ (услуг), выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности - телевизионное вещание телеканала;
2) Наименование распространяемого телеканала;
3) Срок действия лицензии на телевизионное вещание;
4) Программная концепция вещания;
5) Территория распространения телеканала;
6) Сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, подтверждающие право на осуществление наземного эфирного аналогового вещания на территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области.
В соответствии с п. 37 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" услуги телевизионного вещания и радиовещания подлежат обязательному лицензированию.
Услуги вещания регулируются Федеральным законом от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации), п. 1 ст. 31 которого предусмотрено, что в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:
1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;
3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);
4) территория распространения телеканала или радиоканала;
5) объем вещания (в часах);
6) дата начала вещания;
7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона;
8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;
9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.
Представители заказчика пояснили, что в п. 3 технического задания части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, что охват телевизионным вещанием должен составлять 90 процентов населения Свердловской области, в том числе наземным эфирным аналоговым вещанием - не менее 80 процентов населения Свердловской области.
Данное положение технического задания не противоречит установленному пп. 7 п.13.1 информационной карты аукционной документации требованию о наличии в лицензии на телевизионное вещание сведений, подтверждающих право на осуществление наземного эфирного аналогового вещания на территории проживания не менее 80 процентов населения Свердловской области, ввиду чего доводы жалобы в данной части не находят своего подтверждения.
Доказательств обратного, Комиссии предоставлено не было.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 2.1.1. государственного контракта части 3 "проект контракта" аукционной документации установлена обязанность исполнителя осуществить телевизионное вещание в соответствии со ст.780 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иного порядка исполнения государственного контракта аукционная документации не содержит.
Ст. 780 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено общее правило, согласно которому исполнитель по договору возмездного оказания услуг обязан оказать услуги лично. Исключением из этого правила является случай, когда иное предусмотрено договором.
Также, представители заказчика пояснили, что отсутствие запрета на привлечение к исполнению контракта соисполнителей в общих требованиях, предъявляемых к участникам аукциона (пп.7 п. 13.1 информационной карты аукционной документации) не является противоречием, так как такой запрет не является требованием к участникам закупки, а относится к порядку исполнения контракта. В связи с чем, данное требование обоснованно содержится только в пункте 3 технического задания.
В соответствии с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной письме от 07.12.2015 N Д28и-3551, запрет о привлечении к исполнению контракта соисполнителей представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупок. Поэтому включение указанного условия в аукционную документацию не нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, услуги по осуществлению телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам должны быть оказаны участником электронного аукциона лично.
Свобода договора, предусмотренная ст. 421 ГК РФ, позволяет сторонам заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовым актом, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. К отношениям по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных в части, не урегулированной гражданским законодательством, на основании ст. 768 ГК РФ применяются специальные нормы, закрепленные Законом о контрактной системе.
Контракт, заключаемый по результатам закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, должен соответствовать ст. 34 Закона о контрактной системе, которая предусматривает наличие в проекте контракта ряда обязательных условий. Соответственно включение в контракт иных условий определяется заказчиком, который в соответствии с п. 1 ст. 528 ГК РФ самостоятельно разрабатывает проект контракта.
Оснований полагать, что в данном случае имело место нарушение ст. 34, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, у Комиссии не имеется.
Относительно довода заявителя о несоответствие аукционной документации Постановлению, на которое ссылается заявитель, представители заказчика пояснили, что в соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а имеют право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, аукционная документация на оказание услуг по осуществлению телевизионного вещания в соответствии с перечнем тематики телевизионного вещания по вопросам деятельности органов государственной власти Свердловской области и социально значимым вопросам (извещение N 0162200011816000034) ссылок на указанное Постановление не содержит, вопрос исполнения заказчиком требований Постановления не затрагивает прав и законных интересов ООО "ТК "Резонанс" и не регулируется Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Комиссия приходит к выводу, что указанное Постановление не является нормативным актом, регулирующим отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, ввиду чего вышеуказанный довод заявителя не находит своего подтверждения
Доказательств обратного, Комиссии предоставлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Телевизионная компания "Резонанс" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Управления делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 февраля 2016 г. N 182-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2016