Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 января 2016 г. N 56-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Шалинского городского округа -
- в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в присутствии заинтересованного лица ООО "СУ5групп" -
- в присутствии заинтересованного лица ООО "Гермес" -
- слушателя
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (450010,г. Уфа, ул. Летчиков, 6, оф. 14,15) о нарушении заказчиком в лице Администрации Шалинского городского округа (623030, Свердловская обл., р.п. Шаля, ул. Орждоникидзе, 5), при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300006215000036) на выполнение работ по строительству трехэтажного многоквартирного жилого дома секционного типа в п. Шамары Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Гагарина, 2 на условиях "под ключ", Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 01-164 от 12.01.2016) о нарушении заказчиком в лице Администрации Шалинского городского округа законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300006215000036) на выполнение работ по строительству трехэтажного многоквартирного жилого дома секционного типа в п. Шамары Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Гагарина, 2 на условиях "под ключ", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что при утверждении документации об аукционе Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1) в проекте контракта отсутствует формула расчета неустойки согласно Постановлению Правительства РФ N 1063;;
2) исходные данные для проектирования объекта закупки не опубликованы заказчиком на сайте "http://zakupki.gov.ru" в сети "Интернет";
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.12.2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162300006215000036 на выполнение работ по строительству трехэтажного многоквартирного жилого дома секционного типа в п. Шамары Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Гагарина, 2 на условиях "под ключ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 31 009 216,00 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
В ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2014 г. N 02-02-04/63862 установлено, что Законом о контрактной системе не установлена обязанность при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки. При этом согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, в контракте необходимо указывать норму, в соответствии с которой будет производиться расчет неустойки, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Частями 1 и 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Пунктом 9.3 Информационной карты электронного аукциона в частности установлено, что любой участник закупки перед подачей заявки может ознакомиться с исходными данными для проектирования в Управлении архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Шалинского городского округа по адресу: Свердловская обл., р.п. Шаля, ул. Орджоникидзе, 5, второй этаж (телефон: 343- 582-23-95), в рабочее время.
При этом указанные исходные данные для проектирования не размещены Администрацией Шалинского городского округа на сайте http://zakupki.gov.ru.
Вместе с тем, представителем заказчика пояснено, что указанные исходные данные для проектирования содержатся в общем доступе на сайте Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Также Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2016г. на участие в аукционе поступило и не было отозвано до окончания срока подачи заявок 8 заявок от участников закупки.
Кроме того, в соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Однако заявитель жалобы не представил Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что не размещение заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru исходных данных для проектирования объекта жилищного строительства повиляло на возможность ООО "СТРОЙИНВЕСТ" принять участие в рассматриваемом электронном аукционе или иным образом повлияло на права и законные интересы заявителя жалобы. В связи с изложенным, Комиссия Свердловского УФАС России не усматривает нарушения Закона о контрактной системе в действиях заказчика в части не размещения им на сайте http://zakupki.gov.ru исходных данных для проектирования объекта жилищного строительства.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержится в части 5 аукционной документации. Инструкцией по заполнению заявки, в частности установлено, что качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником закупки к использованию, по своим конкретным, диапазонным показателям должны соответствовать значениям, установленным в техническом задании документации об аукционе, НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ со всеми рекомендованными и иными приложениями к НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ с учетом требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в перечне основных используемых материалов.
Описание объекта закупки содержится в части 2 аукционной документации (техническое задание). При этом, в приложении N1 к техническому заданию содержится перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ (далее по тексту перечень используемых материалов), в том числе:
22 |
Плиты железобетонные ленточных фундаментов |
Требования к техническим характеристикам: Марка бетона не ниже В10; Не более чем с двумя монтажными петлями; Расход бетона не более 0,3 м3; Расход стали не менее 2,66 кг Масса не менее 0,6 т Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам): Должны быть изготовлены из тяжелого бетона средней плотности 2500 кг/м3 Наибольшее допускаемое давление на основание, МПа (кгс/см2) не менее 0,15(1,5) Требуемые размеры (ширина b* длина l* высота h), мм: не более 1000*менее 1200*не более 300мм |
27 |
Кабель силовой |
Силовой кабель с медными жилами, с пластмассовой изоляцией, предназначенный для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66 или 1 или 3 кВ номинальной частотой 50 Гц. Кабель силовой должен быть с поливинилхлоридной изоляцией, в поливинилхлоридной оболочке Количество жил: 2 и номинальное сечение основных жил: не менее 1,5 мм2 Номинальная толщина оболочки: более 0,5 мм Токопроводящая жила алюминиевая или медная однопроволочная или многопроволочная, круглой или секторной формы, второго или первого класса Допустимая токовая нагрузка (на воздухе) не менее 21 А Кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие постоянного напряжения частотой 50 Гц: не менее 3кВ и не более 9,5кВ Минимальный радиус изгиба: менее 15 Dн |
33 |
Железобетонная перемычка брусковая |
Марка бетона: не ниже В15 Расход бетона, м: не менее 0,041 Справочная масса перемычки не может быть менее 102 кг. Расчетная нагрузка: не менее 2,94 (300) кН/м (кгс/м) Расход арматуры класса АI, кг: не более 2,11 Длина: 2460 мм Ширина: не более 150 мм. Высота от 50 до 220 мм. Плотность бетона: от 2000 кг/м |
44 |
Блоки бетонные стен подвалов сплошные |
Марка бетона: не ниже В7,5 (М100) Вид бетона: легкий или тяжелый Расход бетона: не менее 0,3 м3 Расход арматуры: до 1,5 кг Ширина: 500 мм Плотность бетонной смеси: от 2000 до 2500 кг/м3 |
97 |
Гвозди толевые круглые |
Длина стержня d х длина гвоздя не более 3,0 мм х не более 40 мм Минимальная высота головки составляет не менее 22% не более 25% от диаметра стержня Масса 1000 гвоздей: не более 2,23 кг |
101 |
Шнур |
Шнур с параллельными жилами или со скрученными жилами, с поливинилхлоридной изоляцией, с поливинилхлоридной оболочкой, гибкий на напряжение до 380 В для систем 380/380 В. Без заземляющей жилы или с заземляющей жилой. Число жил: не более 3 Номинальное сечение жил: не более 1,0 мм2 Токопроводящая жила должна быть круглой формы, многопроволочная не ниже класса 5 по ГОСТ 22483-2012. Номинальная толщина изоляции, мм2: 0,5 Номинальная толщина оболочки, мм2: 0,6 Диапазон температур эксплуатации : не ниже -40°С не выше +40°С Максимальная температура токопроводящей жилы при эксплуатации должна быть: не более +70°С Шнур не должен распространять горение Шнур после выдержки в воде при температуре (205)°С в течение 1 ч должен выдержать испытание переменным напряжением частотой 50 Гц в течение 15 мин.: 2000В Номинальная токовая нагрузка, А, не более 10,0 Номинальное растягивающее усилие, Н: 9,8 Номинальный диаметр роликов, мм: 80 Цвет изоляции основных жил : голубой или черный или коричневый или зелено-желтый Климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69: УХЛ или У, категорий размещения 1 или 2 или 3 или 4 |
116 |
Перемычка брусковая |
Марка бетона: не ниже В15 Расход бетона, м3: не менее 0,02 Расход арматуры класса BpI, кг: не более 0,57 Расчетная нагрузка: от 100 кгс/м Длина: 1290 мм Ширина: менее 150 мм Высота: от 50 до 150 мм Плотность бетона: от 2000 кг/м3 |
Пунктом 97 перечня используемых материалов установлены требования к товару "Гвозди толевые круглые". В частности, описанием объекта закупки к товару "Гвозди толевые круглые" установлено следующее требование: Длина стержня d х длина гвоздя не более 3,0 мм х не более 40 мм. Кроме того заказчиком установлено соответствие технических характеристик товара требованиям ГОСТ 4029-63 "Гвозди толевые круглые. Конструкция и размеры". При этом ГОСТом 4029-63 "Гвозди толевые круглые". Конструкция и размеры" не предусмотрено характеристики "Длина стержня"
Таким образом, описание объекта закупки не соответствует положениям пп.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку требования, установленные аукционной документацией к товару "Гвозди толевые круглые", не регламентируется ГОСТом 4029-63, условие о соответствии которому установлено техническим заданием. Следовательно, у участника закупки отсутствует возможность предложить в составе своей заявки при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки, товар "Гвозди толевые круглые" с длиной стержня, который при этом соответствовал бы требованиям ГОСТа 4029-63.
Пунктом 101 используемых материалов установлены требования к товару "Шнур". В частности, описанием объекта закупки к товару "Шнур" установлено следующее требование: номинальная толщина оболочки, мм2: 0,6. Кроме того заказчиком установлено соответствие технических характеристик товара требованиям ГОСТ 23286-78 "Кабели, провода и шнуры. Нормы толщин изоляции, оболочек и испытаний напряжением". Вместе с тем, в указанном ГОСТе показатель номинальная толщина оболочки измеряется в мм. Следовательно, в нарушение пп.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе у участника закупки отсутствует возможность предложить в составе своей заявки при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки, товар "Шнур" с номинальной толщиной оболочки в единице измерения мм2, который при этом соответствовал бы требованиям ГОСТа 23286-78.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в п. 22, 33, 116 перечня используемых при выполнении работ материалов установлены, в том числе требования об указании марки бетона не ниже В10, В15. Кроме того заказчиком установлено соответствие технических характеристик товаров требованиям ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия". При этом в соответствии с п. 3.3.1 ГОСТ 26633-2012 значения показателей не ниже В10, В15 относятся к характеристике класс прочности бетона на сжатие в проектном возрасте.
Таким образом, описание объекта закупки не соответствует положениям пп.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку требования, установленные аукционной документацией к товарам в п. 22, 33, 116 перечня используемых при выполнении работ материалов, не регламентируются ГОСТ 26633-2012, условие о соответствии которому установлено техническим заданием. Следовательно, у участника закупки отсутствует возможность предложить в составе своей заявки при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки, товары с указанием марки бетона, который при этом соответствовал бы требованиям ГОСТа 26633-2012.
В соответствии с п. 27 перечня используемых материалов установлены требования к товару "Кабель силовой". В частности, описанием объекта закупки к товару "Кабель силовой" установлено следующее требование: кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие постоянного напряжения частотой 50 Гц: не менее 3кВ и не более 9,5кВ. Кроме того заказчиком установлено соответствие технических характеристик товара требованиям ГОСТ 10348-80. "Кабели монтажные многожильные с пластмассовой изоляцией. Технические условия", ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия". При этом ГОСТ 10348-80, ГОСТ 31996-2012 не предусмотрено характеристики "кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие постоянного напряжения частотой 50 Гц: не менее 3кВ и не более 9,5кВ". Следовательно, у участника закупки отсутствует возможность предложить в составе своей заявки при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки, товар "Кабель силовой" с указанной характеристикой, который при этом соответствовал бы требованиям ГОСТ 10348-80, ГОСТ 31996-2012.
В связи с вышеизложенным, описание объекта закупки в части установления характеристик по кабелю силовому (п. 27 перечня используемых материалов) не соответствует п.1 ч.1 ст.64, пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность по ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Шалинского городского округа выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.64, пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Шалинского городского округа выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 января 2016 г. N 56-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016