Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 декабря 2015 г. N 1631-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N31 федерального медико-биологического агентства"
- в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "Гермес" надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в присутствии заинтересованных лиц ООО "МежРегионСтрой", ООО "Затмение" -
- в присутствии слушателей
рассмотрев жалобу ООО "Гермес" (622048, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Калинина, 105-79) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N31 федерального медико-биологического агентства" (далее по тексту - ФГБУЗ ЦМСЧ N 31 ФМБА России) (624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Садовая, 2А), при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0362100030215000789) на выполнение работ по капитальному ремонту 1-ого этажа хирургического корпуса Заказчика, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Гермес" (вх. N 01-25638 от 15.12.2015) о нарушении заказчиком в лице ФГБУЗ ЦМСЧ N 31 ФМБА России законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0362100030215000789) на выполнение работ по капитальному ремонту 1-ого этажа хирургического корпуса Заказчика, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе ООО "Гермес" обжалует положения документации об электронном аукционе в части описания объекта закупки (по пунктам 11, 49, 51, 67 спецификации технического задания). На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
10.11.2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362100030215000789 на выполнение работ по капитальному ремонту 1-ого этажа хирургического корпуса Заказчика. Действующая аукционная документация опубликована на сайте "http://zakupki.gov.ru" в редакции от 25.11.2015г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 41 500 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержится в разделе 1 аукционной документации.
Описание объекта закупки содержится в части 3 аукционной документации (задание на аукцион в электронной форме 678/ЭА-15).
В Приложении N 19 к заданию на аукцион в электронной форме N 678/ЭА-15 (далее по тексту - приложение N19 к заданию на аукцион) содержится спецификация основных используемых материалов и оборудования с указанием качественных характеристик, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту 1-ого этажа хирургического корпуса Заказчика
В частности в пунктах 11, 49, 51, 67 приложения N19 к заданию на аукцион установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, являющихся предметом закупки:
N п/п |
Техническое требование заказчика (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) товара) |
Предложение участника размещения заказа. Указывается конкретный показатель участником закупки в соответствии со статьей 66 Федерального закона 44-ФЗ |
|
Наименование товара |
Значения и показатели функциональных характеристик и качественных свойств товара (минимальное и/или максимальное значение, или показатель который не может изменяться) |
||
11. |
Раствор кладочный |
Должен быть предназначен для кладки пустотелого или полнотелого кирпича, марка раствора должна быть не менее М100, марка морозостойкости должна быть не ниже F35, расход цемента* на 1 метр кубический должен быть более 110 килограмм, марка подвижности должна быть П2 или П3 или П4, крупность зерен заполнителя* должна быть менее 5 миллиметров. В качестве вяжущего материала должен применяться цемент для строительных растворов с активными минеральными добавками или с вспомогательными компонентами, добавки должны быть гранулированные доменные или электротермофосфорные шлаки, содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций* величиной менее 0,05 мм (диапазонная величина) должно быть не более 3%, содержание клинкера* в цементе должно быть не менее 20 %, предел прочности* цемента при сжатии в 28-суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа, начало схватывания* должно быть не ранее 45 мин. В качестве заполнителя должен применяться песок для строительных работ, класс песка должен быть 1 или 2, группа песка должна быть: крупный или средний или мелкий, модуль крупности должен быть не менее 1,5 Мк (диапазонная величина), полный остаток на сите N 063 по массе* должен быть не менее 10 %, содержание зерен крупностью свыше 10 мм (диапазонная величина) должно быть не более 5% (диапазонная величина) по массе, содержание зерен крупностью свыше 5 мм (диапазонная величина) должно быть не более 15% (диапазонная величина) по массе, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм (диапазонная величина) должно быть не более 20% (диапазонная величина) по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 5% (диапазонная величина), содержание глины в комках должно быть не более 0,5% (диапазонная величина) по массе. |
|
49. |
Регулятор давления |
Должен быть предназначен для поддержания постоянного давления, присоединительные размеры от 'Л (исключение) дюйма до 1 дюйма (включительно), условный проход от 10 до 20 мм, входное давление более 12 бар, рабочая среда должна быть вода питьевая с температурой* от +10°С до +80°С (включительно), ресурс регулятора должен быть более 200 000 циклов, масса не должна превышать 1250 гр, размеры (ширина х высота) менее 130 х 105 мм |
|
51. |
Люк чердачный |
Должен иметь запорное замковое устройство, должен быть легким или тяжелым или средним, номинальная нагрузка более 15 000 Н, должен иметь полное открывание более 0,4 м, глубина установки крышки в корпус должна быть не менее 20 мм, масса должна быть от 50 кг, диаметр лаза должен быть не более 100 см, верхняя поверхность крышки люка должна быть рельефной с высотой рельефа от 2 до 8 мм (включительно), люк должен быть выполнен из материала с характеристиками: плотность более 7000 кг/м3 и теплопроводность при +20 °С должна быть более 50 Вт/(м^К) |
|
67. |
Сифон под умывальник |
Размер не менее Л (исключение) х 40 мм с гибкой трубой не менее 40 мм x 50 мм. Габаритные размеры 270 мм x 110 мм x 86 мм. Величина гидрозатвора не менее 60 мм. Материал горловины - сталь. |
|
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что по позиции 11 (товар "раствор кладочный") заказчиком определены значения показателя марка подвижности кладочного растовра: П2 или П3 или П4. При этом в соответствии с таблицей 1 ГОСТа 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" установлены следующие марки подвижности растворных смесей:
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
Пк1 Пк2 Пк3 Пк4 |
От 1 до 4 включ. Св. 4 " 8 " " 8 " 12 " " 12 "14 " |
Таким образом, требования заказчика к марке подвижности раствора позволяют определить соответствие товара, используемого при выполнении работ, предусмотренных предметам контракта требованиям ГОСТа 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия". Указание в аукционной документации на марку подвижности П2 или П3 или П4 вместо Пк2 или Пк3 или Пк4 можно рассматривать не более как опечатку текста. Принимая во внимание факт того, что заявитель в своей жалобе сам ссылается на ГОСТ 28013-98, которым установлены марки подвижности растворов строительных, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что заявитель жалобы, как профессиональный участник рынка, мог заполнить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и ГОСТа 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Вместе с тем, заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы в части обжалования описания объекта закупки по позициям 49, 51, 67 приложения N19 к заданию на аукцион. В связи с чем, иные доводы жалобы ООО "Гермес" не находят своего подтверждения.
Кроме того, Комиссией Свердловского УФАС России в ходе внеплановой проверки закупки установлено также следующее.
В пунктах 19, 30, 49, 55, 62, 89, 90 приложения N19 к заданию на аукцион установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, являющихся предметом закупки:
N п/п |
Техническое требование заказчика (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) товара) |
Предложение участника размещения заказа. Указывается конкретный показатель участником закупки в соответствии со статьей 66 Федерального закона 44-ФЗ |
|
Наименование товара |
Значения и показатели функциональных характеристик и качественных свойств товара (минимальное и/или максимальное значение, или показатель который не может изменяться) |
||
19. |
Штукатурка |
Способ нанесения должен быть машинный или ручной, должна быть на основе гипсового вяжущего, расход воды* не более 0,7 л/кг, начало схватывания* не ранее 45 минут, конец схватывания* не ранее 4-х часов, должна иметь возможность применения при температуре основания в диапазоне не уже чем от +5 до +25 °С (включительно), содержание зерен размером 1,25/0,125 мм не должно превышать 15% (диапазонная величина), расход смеси* при толщине слоя 10 мм не должен превышать 10 кг/м2, должна иметь прочность при сжатии/на растяжение (исключение) при изгибе не менее 1 МПа, максимальная толщина слоя* не менее 50 мм, время полного высыхания* не более 10 суток. |
|
30. |
Шайба |
Диаметр внутренний должен быть более 10 менее 50 мм, толщина должна быть менее 5 мм с допустимым предельным отклонением* менее _ 1 мм, масса должна быть менее 40 грамм, материал должен быть сталь, алюминий или медь. |
|
49. |
Регулятор давления |
Должен быть предназначен для поддержания постоянного давления, присоединительные размеры от (исключение) дюйма до 1 дюйма (включительно), условный проход от 10 до 20 мм, входное давление более 12 бар, рабочая среда должна быть вода питьевая с температурой* от +10°С до +80°С (включительно), ресурс регулятора должен быть более 200 000 циклов, масса не должна превышать 1250 гр, размеры (ширина х высота) менее 130 х 105 мм |
|
55. |
Листы гипсокартонные |
Вид листа должен быть: ГКЛ или ГКЛВ или ГКЛО. По форме продольной кромки листов должно быть: ПК или УК или ПЛК или ПЛУК или ЗК. Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (L=350 мм) продольных, Н: не менее 322. Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (L=350 мм) поперечных, кгс: не более 13,3. Надписи на листах должны быть выполнены цветом: синий или красный. Гипсокартонный лист относится к группе воспламеняемости: не хуже В3. Гипсокартонный лист относится к группе дымообразующей способности не хуже Д1 Толщина должна быть не менее 12,5 мм. Длина не менее 2000 мм, ширина не менее 1000 мм. |
|
62. |
Краска |
Готовые к применению масляные краски должны быть произведены в соответствии с ГОСТ 105023-71, представляющие собой суспензию пигментов (и пигментов и наполнителей) в различных олифах с введением сиккатива, а также добавок, препятствующих образованию плотного осадка или без них. Краски наносят на поверхность кистью, краскораспылителем и валиком. Готовые к применению масляные краски должны выпускаться следующих цветов: голубая. Для наружных и внутренних работ или для внутренних работ. Массовая доля пленкообразующего вещества*, %, не менее 22. Массовая доля летучего вещества*, %, не более 12. Словная вязкость краски* по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре* (20,0_0,5) °С, с 65-140 (включительно). Степень перетира*, мкм, не более 80. Укрывистость невысушенной пленки краски*, г/м2, не более 100. Время высыхания* до степени* 3 (включительно) при температуре* (20_2) °С, ч, не более 24. Твердость пленки*, условные единицы, не менее, по маятниковому прибору: типа ТМЛ (маятник Б) 0,05. Условная светостойкость пленки*, ч, не менее 2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды* при температуре* (20_2) °С, ч, не менее 0,5. Высушенное покрытие не оказывает вредного воздействия на человека. Гарантийный срок хранения - шесть месяцев со дня изготовления. |
|
89. |
Шкаф пожарный |
Предназначен для размещения пожарного крана и/или огнетушителя, должен быть навесным или встраиваемый, дверца шкафа должна отрываться не менее чем на 160 ° и обеспечивать быстрый доступ в течение не более 15 с, масса менее 60 кг, должен комплектоваться краном или огнетушителем, размеры шкафа (высота х ширина х глубина) должны быть не более 700 мм. |
|
90. |
Пожарная соединительная головка |
Должна быть муфтовая, рабочее давление должно быть более 1 МПа, максимальное давление должно быть более 2 МПа, размер D4 должен быть более 19 мм, размер l/L (исключение) должен быть более 17 мм. |
|
В пункте 30 приложения N19 к заданию на аукцион (товар "шайба") заказчиком установлены следующие требования к товару: "материал должен быть сталь, алюминий или медь". Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что использование знака препинания "," при перечислении значений показателя приравнивается к соединительному союзу "и".
В ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации от 03.12.2015г. по пункту 30 приложения N19 к заданию на аукцион ("просим разъяснить: материал должен быть сталь и алюминий, параметры данного ресурса следует указывать к двум материалам?") заказчиком был дан ответ следующего содержания: "П.30 согласно инструкции Использование знак препинания "," приравнивается к союзу "и"".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТом 11371-78 "Шайбы. Технические условия", требование на соответствие которому установлено в описании объекта закупки, указано, что шайба может быть изготовлена из стали, алюминиевого сплава, бронзы, латуни, меди. Однако ГОСТом 11371-78 не предусмотрено, что товар "шайба" может быть изготовлен из и из стали и из алюминия.
Таким образом, в нарушение п.1.ч.1 ст.64, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает в описании объекта закупки по пункту 30 приложения N19 к заданию на аукцион характеристику товара не предусмотренную техническими регламентами и стандартами.
В пункте 14 приложения N19 к заданию на аукцион (товар "оповещатель звуковой") установлен следующий показатель и его значение: напряжение питания* 9-13 (включительно), 8 В. Из инструкции по заполнению заявки следует, что знак "*" означает, что технические характеристики материала являются диапазонными. Заказчиком указан диапазон напряжения 9-13(включительно). Вместе с тем, установлено также конкретное значение показателя 8В, из чего неясно: является ли напряжение питания в 8В допустимым в соответствии с требованиями, установленными в техническом задании и инструкции по заполнению заявки.
В пункте 19 приложения N19 к заданию на аукцион (товар "штукатурка") установлены следующие требования к товару: "должна иметь возможность применения при температуре основания в диапазоне не уже чем от +5 до +25 °С (включительно), содержание зерен размером 1,25/0,125 мм не должно превышать 15% (диапазонная величина)_максимальная толщина слоя* не менее 50 мм".
Как следует из инструкции по заполнению заявки, если слова "от", "до", "-", "_" в показателе товара сопровождаются словами "включительно", то крайние значения входят в этот диапазон, а так же их можно прочитать со словами "не менее", "не более". При этом неясно как трактовать словосочетание "не уже чем" применительно к диапазону значений показателя, установленному в техническом задании. Из указанной формулировки требования технического задания неясно при какой температуре основания должна иметь возможность применения штукатурки.
В пункте 49 приложения N19 к заданию на аукцион (товар "регулятор давления") установлены следующие требования к товару: "должен быть предназначен для поддержания постоянного давления, присоединительные размеры от (исключение) дюйма до 1 дюйма (включительно)".
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что знак "/" между двумя значениями показателей может сопровождать словом "исключение", в этом случае он приравнивается к союзу "и", при условии, что значение этого показателя товаров, у производителя являются переменным.
Таким образом, из указанного описания объекта закупки неясно, какое именно требование установлено в техническом задании: от 1 и 2 дюйма до 1 дюйма или от 0,5 дюйма до 1 дюйма? В связи с изложенным, непонятно, какое именно значение показателя допустимо к указанию в первой части заявки участника аукциона. Следовательно, описание объекта закупки не носит объективный характер.
В пункте 55 приложения N19 к заданию на аукцион (товар "листы гипсокартонные") заказчиком установлены следующие требования к товару: "гипсокартонный лист относится к группе воспламеняемости: не хуже В3. Гипсокартонный лист относится к группе дымообразующей способности не хуже Д1".
Инструкция по заполнению заявки не разъясняет значение словосочетания "не хуже", используемого заказчиком при описании объекта закупки в позиции 55 технического задания. Кроме того, оборот "не хуже" носит субъективный и оценочный характер, не позволяющий однозначно определить требование, установленное к товару, что может ввести в заблуждение участников закупки. Следовательно, неясно какому именно значению показателя "группа воспламеняемости гипсокартонного листа" и "группа дымообразующей способности гипсокартонного листа" должен удовлетворять гипсокартонный лист, предлагаемый участником закупки в составе первой части своей заявки.
В пункте 62 приложения N19 к заданию на аукцион (товар "краска") заказчиком установлены следующие требования к товару: "готовые к применению масляные краски должны быть произведены в соответствии с ГОСТ 105023-71. Заявитель жалобы указывает, что ГОСТа 105023-71, которому должен соответствовать товар "краска", не существует.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что товар "краски" не регламентирован ГОСТом 105023-71. Доказательств обратного представителями заказчика не представлено.
Представителем заказчика Комиссии Свердловского УФАС России не представлено доказательств того, что ГОСТ 105023-71 существует и применим к товару "краски".
Таким образом, ФГБУЗ ЦМСЧ N 31 ФМБА России в описании объекта закупки установлено требование о соответствии товара нестандартному показателю, не установленному ни одним из технических регламентов, стандартов, применимых к товару "краска".
В пункте 89 приложения N19 к заданию на аукцион (товар "шкаф пожарный") заказчиком установлены следующие требования к товару: "предназначен для размещения пожарного крана и/или огнетушителя, должен комплектоваться краном или огнетушителем".
Поскольку заказчик установил, что шкаф пожарный предназначен для размещения пожарного крана и/или огнетушителя участник закупки в соответствии с инструкцией по заполнению заявки должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". То есть участник может предложить на выбор следующие товары: шкаф пожарный предназначен для размещения пожарного крана; шкаф пожарный предназначен для размещения огнетушителя; шкаф пожарный предназначен для размещения пожарного крана и огнетушителя.
Однако далее описанием объекта закупки предусмотрено, что шкаф пожарный должен комплектоваться краном или огнетушителем. Однако, используя указанную формулировку, заказчик исключает возможность участнику аукциона предложить в своей заявке шкаф пожарный укомплектованный пожарным краном и огнетушителем, что предусмотрено самим техническим заданием. В связи с изложенным, выявленное противоречие в описании объекта закупки по п.89 приложения N19 к заданию на аукцион, вносит неясность относительно возможности предложения участником товара "шкаф пожарный предназначен для размещения пожарного крана и огнетушителя".
Таким образом, описание объекта закупки в пунктах 30, 14, 19, 49, 55, 62, 89, 90 приложения N19 к заданию на аукцион носит необъективный характер и составлено с нарушением требований, предусмотренных п.1 ч.1 ст.64, чч.1-2 ст.33 Закона о контратакой системе.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность по ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Гермес" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ФГБУЗ ЦМСЧ N 31 ФМБА России выявлены нарушения п.1.ч.1 ст.64, чч.1-2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице ФГБУЗ ЦМСЧ N 31 ФМБА России выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 декабря 2015 г. N 1631-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2016