Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 февраля 2016 г. N 2-57-917/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя:
Администрации МО Хамовники: Макаровой Е.А.,
в отсутствие представителей ООО "МОСТРАНССИТИ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/3666 от 01.02.2016),
рассмотрев жалобу ООО "МОСТРАНССИТИ" (далее - Заявитель) на действия Администрации МО Хамовники (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуги по перевозке автомобильным транспортом для нужд администрации муниципального округа Хамовники в 2016 году (Закупка N 0173300012116000001) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
Заявитель обжалует неправомерный отказ в допуске к участию в Аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/3666 от 01.02.2016) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0373200173915001679 от 19.01.2016, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по причине несоответствия заявки N 3 требованиям Аукционной документации, по следующему основанию: п.2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: На основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона N44-ФЗ - в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 требованиям документации об аукционе, а именно:
1. Товар "Легковой автомобиль" п. 4.1 Описания объекта закупки "Технические требования к используемому автомобилю": Требование документации: Диапазон расхода топлива по трассе и в смещанном цикле от 5,00 до 9,00 л/км Предложение в заявке: Расход топлива по трассе 5,9 л/100 км, в смещанном цикле 7,5 л/100 км Правила заполнения заявки указаны в инструкции по заполнению заявки (п. 3.2.4. Документации об аукционе в электронной форме): Значение слова "диапазон", либо словосочетания "в диапазоне" указывает на то, что нуж:но указать числовое значение в диапазоне, например "10-20".
2. Материал "Антифриз" п. 6 Описания объекта закупки "Общие требования к оказанию услуги и поставляемых материалов": Требование документации: "охлаоюдающая эюидкость должна использоваться в концентрациях от 33% до 50% с разбавлением дистиллированной водой, чтобы получить оптимальные защиту от коррозии" Предложение в заявке: "охлаждающая жидкость будет использоваться в концентрациях 48% с разбавлением дистиллированной водой, чтобы получить оптимальные защиту от коррозии" Правила заполнения заявки указаны в инструкции по заполнению заявки (п. 3.2.4. Документации об аукционе в электронной форме): фразы, взятые в кавычки "" в любом регистре, являются неизменяемыми значения и приводятся частником закупки в том виде, который указан Заказчиком.
3. Материал "Антифриз" п. 6 Описания объекта закупки "Общие требования к оказанию услуги и поставляемых материалов": Требование документации: температуры замерзания должны находиться в диапазоне от -18°С до -36°С: Предложение в заявке: температуры замерзания будут находиться -34°С Правила заполнения заявки указаны в тструкти по заполнению заявки (п. 3.2.4. Документации об аукционе в электронной форме): Значение слова "диапазон", либо словосочетания "в диапазоне" указывает на то, что нуэюно указать числовое значение в диапазоне, например "10-20".
4. Материал "Синтетическая тормозная жидкость" п. 6 Описания объекта закупки "Общие требования к оказанию услуги и поставляемых материалов": Требование документации: [плотность при 20°С 1,02 -1,07 г/мл: Предложение в заявке: [плотность при 20°С 1,05 г/мл: Правила заполнения заявки указаны в инструкции по заполнению заявки (п. 3.2.4. Документации об аукционе в лектронной форме): Квадратная скобка также указывает на неизменяемость значения показателя, характеристики или диапазон.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, в соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены следующие требования:
1. Товар "Легковой автомобиль": "Диапазон расхода топлива по трассе и в смещанном цикле от 5,00 до 9,00 л/км".
2. Материал "Антифриз": "охлаждающая жидкость должна использоваться в концентрациях от 33% до 50% с разбавлением дистиллированной водой, чтобы получить оптимальные защиту от коррозии".
3. Материал "Антифриз": "температуры замерзания должны находиться в диапазоне от -18°С до -36°С".
4. Материал "Синтетическая тормозная жидкость": "[плотность при 20°С 1,02 -1,07 г/мл".
Комиссией Управления установлено что в инструкции по заполнению заявки, размещенной в составе аукционной документации, указано: ""диапазон значений установленный через "тире" или "от_до" или "_.." без слова "диапазон" означает необходимость предоставления товара с конкретной характеристикой из указанного диапазона и не включает крайние значения (исключение составляет указание фракции материала, которая указывается диапазонным значением, включая крайние значения по умолчанию)", "Значение слова "диапазон", либо словосочетания "в диапазоне" указывает на то, что нужно указать числовое значение в диапазоне, например "10-20", который указывается в сочетании с символом "-", либо значениями "от" одного числового значения "до" другого числового значения, крайние значения не включены, конкретное значение не допускается (при этом использование слова "диапазон", "в диапазоне", не отменяют использование знаков "<", ">" а так же слов "от" и "до"", "Значение слова "интервал", либо словосочетаний "в интервале" указывает на то, что нужно указать конкретное числовое значение из требуемого диапазона, включая крайние значения, диапазонное значение не допускается, фразы взятые в кавычки "" в любом регистре являются неизменяемыми значения и приводятся участником закупки в том виде, который указан Заказчиком", "Значения показателей, указанные в виде десятичных дробных значений с указанием определенного количества знаков после запятой (до десятых, до сотых, до тысячных и т. д.), означает требование конкретного показателя с учетом указанного количества знаков после запятой (например: "5,5"; "2,25"; "0,368" и т.п.), при этом указание участниками закупки целого значения без "ноля" после запятой, будет считаться неконкретным округленным значением, содержащим неконкретное количество знаков после запятой, округленных до целого значения и будет считаться не соответствующим требованиям документации", Квадратная скобка также указывает на неизменяемость значения показателя, характеристики или диапазона".
Согласно пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В составе первой части заявки Участник закупки выразил согласие на оказания услуг на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, указав следующие значения предлагаемого к использованию при оказании услуг товара:
1. Товар "Легковой автомобиль" Расход топлива по трассе 5,9 л/100 км, в смещанном цикле 7,5 л/100 км", что не противоречит требованиям аукционной документации и является конкретным значением показателя. Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, участником закупки по показателю "расход топлива" указано конкретное значение показателя согласно данным производителя, поскольку характеристики расхода топлива указываются конкретным значением.
2. Материал "Антифриз" охлаждающая жидкость будет использоваться в концентрациях 48% с разбавлением дистиллированной водой, чтобы получить оптимальные защиту от коррозии", температуры замерзания будут находиться -34°С, что соответствует требованиям аукционной документации и инструкции по заполнению первых частей заявок, поскольку согласно инструкции "диапазон значений установленный через "от_до" без слова "диапазон" означает необходимость предоставления товара с конкретной характеристикой из указанного диапазона и не включает крайние значения (исключение составляет указание фракции материала, которая указывается диапазонным значением, включая крайние значения по умолчанию).
3. Материал "Синтетическая тормозная жидкость": [плотность при 20°С 1,05 г/мл, что соответствует требованиям аукционной документации и инструкции по заполнению первых частей заявок, поскольку согласно инструкции "диапазон значений установленный через "тире" без слова "диапазон" означает необходимость предоставления товара с конкретной характеристикой из указанного диапазона и не включает крайние значения (исключение составляет указание фракции материала, которая указывается диапазонным значением, включая крайние значения по умолчанию)", при этом из аукционной документации не следует, что при указании квадратной скобки участникам закупки необходимо указать неизменяемое значение характеристики в виде диапазона 1,02 -1,07 г/мл.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика, в части отказа в допуске заявки Заявителя к участию в вышеуказанной закупке по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок, является неправомерным и принято в нарушение ч. 5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены технические требования к оказанию услуг:
- "Диапазон расхода топлива по трассе и в смешанном цикле от 5,00 до 9,00 л/км";
- "Время разгона 0 - 100 км/ч - не более 15 с";
- "Футляр для солнечных очков";
Характеристики расходных материалов, используемых для оказания услуг:
- "Антифриз должен представлять собой концентрат охлаждающей жидкости на основе моноэтиленгликоля и специально подобранного пакета присадок, без ингибиторов, содержащих нитриты, амины и фосфаты; "охлаждающая жидкость должна использоваться в концентрациях от 33% до 50% с разбавлением дистиллированной водой, чтобы получить оптимальные защиту от коррозии"; температуры замерзания должны находиться в диапазоне от -18°C до -36°C; плотность при 20 °C от IP 15, (г/мл) содержание воды % масс. до 4; температура кипения охлаждающей жидкости 170-180 °C; класс от G10; максимальная температура замерзания до -35. Синтетическая тормозная жидкость должна содержать компоненты, предотвращающие образование "водяных паровых пробок"; температура кипения 225-245°C; температура кипения "мокрой" жидкости (сод. 3% воды) от ста пятидесяти градусов цельсия; кинематическая вязкость при - 40°C < 1850 mm2/s; кинематическая вязкость при + 100°C 1,0 mm2/s; [плотность при 20°C 1,02 -1,07 г/мл; pH от семи до десяти; температура застывания остатка < - 5°С; срок хранения в закрытом виде должен быть не менее одного года. Жидкость для омывания стекол должна соответствовать следующим характеристикам: жидкость должна быть предназначена для очистки переднего ветрового стекла и стекол фар от снега, льда, антигололедных реагентов, копоти, соли и грязи; в процессе применения не должна оставлять разводов и следов на поверхностях после прохода стеклоочистителей и высыхания (до приемки Заказчиком представитель должен предоставить пробный экземпляр для проверки соответствия данному требованию), должен обладать приятным запахом; должен обеспечивать плавное скольжение стеклоочистителей, сохранность рабочей поверхности от абразивного износа и растрескивания; фары не должны мутнеть, жидкость должна быть нейтральна к лакокрасочным покрытиям, резине и пластиковым деталям автомобиля; применяемый состав должен сохранять эффективность применения до -23 °C; при более низкой температуре должен густеть, но полностью не замерзать; исходя из приведенных данных, жидкость стеклоочистителя должна состоять из деионизированной воды, изопропилового спирта, пропиленгликоля, поверхностно-активных веществ, грязеводоотталкивающих добавок, стабилизаторов кислотности, отдушки и красителя; объём не менее 4 литров".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднился обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, в том числе затруднилась пояснить каким образом указанные требования оказывают влияние на результаты оказания услуг по перевозке автомобильным транспортом, являющихся объектом закупки. Таким образом установление требования к вышеуказанным товарам не носит объективных характер, нарушение п. 1, 2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в инструкции по заполнению первых частей заявок содержатся требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а именно: "диапазон значений установленный через "тире" или "от_до" или "_.." без слова "диапазон" означает необходимость предоставления товара с конкретной характеристикой из указанного диапазона и не включает крайние значения (исключение составляет указание фракции материала, которая указывается диапазонным значением, включая крайние значения по умолчанию)", "Значение слова "диапазон", либо словосочетания "в диапазоне" указывает на то, что нужно указать числовое значение в диапазоне, например "10-20", который указывается в сочетании с символом "-", либо значениями "от" одного числового значения "до" другого числового значения, крайние значения не включены, конкретное значение не допускается (при этом использование слова "диапазон", "в диапазоне", не отменяют использование знаков "<", ">" а так же слов "от" и "до"", "Значение слова "интервал", либо словосочетаний "в интервале" указывает на то, что нужно указать конкретное числовое значение из требуемого диапазона, включая крайние значения, диапазонное значение не допускается, фразы взятые в кавычки "" в любом регистре являются неизменяемыми значения и приводятся участником закупки в том виде, который указан Заказчиком", "Значения показателей, указанные в виде десятичных дробных значений с указанием определенного количества знаков после запятой (до десятых, до сотых, до тысячных и т. д.), означает требование конкретного показателя с учетом указанного количества знаков после запятой (например: "5,5"; "2,25"; "0,368" и т.п.), при этом указание участниками закупки целого значения без "ноля" после запятой, будет считаться неконкретным округленным значением, содержащим неконкретное количество знаков после запятой, округленных до целого значения и будет считаться не соответствующим требованиям документации", Квадратная скобка также указывает на неизменяемость значения показателя, характеристики или диапазона".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования инструкции по заполнению и порядку оформления заявок на участие в аукционе составлена таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки, не позволяя определить потребность Заказчика, и могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значение которых не могут изменятся, при формировании заявок на участие в аукционе, и в нарушение положений п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь за собой ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОСТРАНССИТИ" на действия Администрации МО Хамовники, аукционной комиссии обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Д.А. Орехов
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 февраля 2016 г. N 2-57-917/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2016