Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2016 г. N 44-4254/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 72 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей:
ООО "А1" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 26408/16 от 24.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузочно-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) в образовательные учреждения Петроградского района Санкт-Петербурга в 2017 году (извещение N 0172200003816000099) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 11.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003816000099. Начальная (максимальная) цена контракта 18 662 705,30 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в:
- установление ненадлежащего порядка оценки по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- установлении требования о предоставлении для оценки сертификата, подтверждающего членство участника в саморегулируемой организации;
- отсутствии ограничения допуска пищевых продуктов, включенных в перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств;
- неверном установлении величин значимости критериев оценки конкурсных заявок.
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса заявка на участие в открытом конкурсе может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п. 11 Правил.
Пунктами 10 и 11 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Положениями конкурсной документации в отношении показателя "деловая репутация участника закупки" установлен следующий порядок оценки:
"Для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" конкурсная комиссия определяет индекс деловой репутации участника конкурса по совокупным характеристикам, установленным настоящей конкурсной документацией к такому показателю экспертным способом, предусматривающим использование факторной модели. В соответствии с пунктом 11 Правил, конкурсной документацией установлено предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Деловая репутация участника конкурса" является наибольшее значение этого показателя. Количество баллов, присуждаемых по показателю "Деловая репутация участника конкурса" (НЦБi (1), определяется:
а) в случае, если Kmax < Kпред , - по формуле:
НЦБi (1)= КЗ * 100 *Ki / Kmax
б) в случае, если Kmax Kпред , - по формуле:
НЦБi (1)= КЗ * 100 *Ki / Kпред
при этом НЦБmax = КЗ * 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - значение итогового индекса деловой репутации участника конкурса, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное значение итогового индекса деловой репутации из значений, содержащихся в предложениях участников закупки;
Kпред - предельно необходимое заказчику значение итогового индекса деловой репутации участника конкурса, установленное в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил4. НЦБmax - количество баллов, присуждаемых участникам, значение итогового индекса деловой репутации участника конкурса которого превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Участнику закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В используемой факторной модели, индекс деловой репутации участника конкурса
определяется по выражению:
Kji = x1d1 + x2d2 + x3d3 _ + xndn,
где:
x1_xn - факторы, характеризующие участника конкурса;
d1...dn - коэффициенты весомости факторов, сумма которых составляет в числовом выражении 1;
При вычислении индекса деловой репутации участника конкурса для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня
квалификации", учитываются следующие факторы:
1) фактор "Репутация профессиональной деятельности", определяемый членством участника конкурса в Саморегулируемых организациях в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов (x1);
2) фактор "Сертифицированная система менеджмента", характеризующий наличие сертификатов на системы менеджмента, выданных аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации (x2);
3) фактор "Претензионная работа", характеризующий уровень надлежащего исполнения участником конкурса своих обязательств в рамках исполнения контрактов (договоров) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов (x3).
8.1.1. Для определения значения фактора "Репутация профессиональной деятельности" учитывается членство участника закупки в Саморегулируемых организациях (СРО) в области поставки продуктов питания и/или услуг организации питания.
Членство в СРО подтверждается сведениями из саморегулируемой организации - копией свидетельства/сертификата/аттестата с указанием присвоенного СРО номера и датой его присвоения. Сведения о присвоенном СРО номере и дате присвоения указываются в разделе I формы "Деловая репутация участника конкурса".
Информация о членстве в СРО также должна подтверждаться внесением в Реестр/Перечень членов СРО, размещенный в свободном доступе на официальном сайте СРО (при наличии), и Едином Федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru).
Ссылки на сайты с размещением общедоступной информации указываются в разделе I формы "Деловая репутация участника конкурса".
При определении значения фактора "Репутация профессиональной деятельности" используется следующая шкала:
х1 = |
1,0 - участник конкурса является членом Саморегулируемой организации (в области поставки продуктов питания и/или организации питания). Членство в Саморегулируемой организации подтверждается внесенной записью в Реестр/Перечень членов СРО в свободном доступе на официальном сайте СРО (при наличии) и данными, внесенными в Единый Федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru).
0 - участник конкурса не является членом Саморегулируемой организации (в области поставки продуктов питания и/или организации питания). |
В случае не предоставления подтверждающих документов, значение фактора будет равняться нулю.
8.1.2. Для определения значения фактора "Сертифицированная система менеджмента" учитывается наличие у участника конкурса системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), а также системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001).
Для определения фактора "Сертифицированная система менеджмента", участник конкурса представляет в составе конкурсной заявки копию действующего сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), а также копию действующего сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001). Сведения о выданных сертификатах, номере и дате присвоения указываются в разделе II формы "Деловая репутация участника конкурса".
Орган по сертификации, выдавший вышеназванные сертификаты, должен соответствовать ФЗ N184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании". Проверка предоставленной информации осуществляется Заказчиком самостоятельно на дату рассмотрения и оценки заявок участников закупки. Представляемые копии документов должны иметь читаемую, четкую печать оттисков текста, печатей.
При определении значения фактора "Сертифицированная система менеджмента" используется следующая шкала:
Х2= |
1,0 - наличие у участника конкурса системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), а также наличие системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001); 0,5 - наличие у участника конкурса системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), при этом отсутствует система менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001); 0,5 - наличие у участника конкурса системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001), при этом отсутствует система менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) 0 - отсутствие у участника конкурса системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), а также отсутствие системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001). |
8.1.3. Для определения значения фактора "Претензионная работа" конкурсной комиссией учитывается наличие у участника конкурса вступивших в законную силу судебных решений (исполнительных листов) о взыскании, в результате неисполнения /ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам (договорам) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов за последние два года до даты окончания подачи заявки.
Наличие/отсутствие данных сведений подтверждается информацией, имеющейся в свободном доступе на официальном сайте арбитражного суда (Электронное правосудие - картотека арбитражных дел) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, действующем в порядке, установленном Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Проверка представленной информации осуществляется Заказчиком самостоятельно на дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Участник конкурса заполняет раздел III формы "Деловая репутация участника конкурса".
При определении значения фактора "Претензионная работа" используется следующая шкала:
Х3= |
1,0 - отсутствие у участника конкурса вступивших в законную силу судебных решений (исполнительных листов) о взыскании, в результате неисполнения /ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам (договорам) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов; 0 - наличие у участника конкурса 1 и более вступивших в законную силу судебных решений (исполнительных листов) о взыскании, в результате неисполнения /ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам (договорам) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов. |
Применяемые для целей определения индекса деловой репутации коэффициенты весомости факторов (d1...dn) установлены конкурсной документацией в целях выявления лучших условий исполнения контракта. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "Репутация профессиональной деятельности" составляет ноль целых четыре десятых. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "Сертифицированная система менеджмента" составляет ноль целых две десятых. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "Претензионная работа" составляет ноль целых четыре десятых".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что данный фактор установлен Заказчиком на основании ГОСТ Р 66.0.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы", согласно п. 5.8 которого положения государственного стандарта применяются при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление для оценки по показателю "деловая репутация участника закупки" документов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данные документы или нет.
Доказательства, свидетельствующие о том, что установленный порядок оценки ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, Заявитель на Комиссию УФАС не предоставил. Более того, возможность получить положительные баллы по спорному показателю не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении шкалы оценки заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации требования о предоставлении для оценки по показателю "деловая репутация участника закупки" свидетельства о членстве участника конкурса в саморегулируемой организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о СРО саморегулируемая организация осуществляет, в том числе, следующие основные функции:
- применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
- осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
- организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
- осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Также в силу ч. 3 ст. 4 Закона о СРО стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
Таким образом, дополнительные стандарты и правила, контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации, аттестация и обучение сотрудников членов саморегулируемой организации свидетельствует о квалификации хозяйствующего субъекта и более высокой деловой репутации.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Данный довод жалобы является необоснованным.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на отсутствие в конкурсной документации ограничения допуска пищевых продуктов, включенных в перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, а также Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень) утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 832).
Пунктом 2 Постановления N 832 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов пищевых продуктов, включенных в перечень, заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки (окончательные предложения) на участие в определении поставщика (далее - заявка), содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
Таким образом, основным критерием применения положений Постановления N 832 является закупка отдельных видов пищевых продуктов, включенных в Перечень.
Согласно конкурсной документации в предмет закупки включена поставка товаров, которые относится к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности которые в свою очередь входят в указанный Перечень.
Однако для реализации ограничений допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств необходимо, чтобы объект закупки, сформированный заказчиком в рамках одной процедуры закупки, состоял только из товаров, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением N 832.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым, закупаемые товары имеют одинаковое целевое назначение, а закупка их разными лотами является нецелесообразной.
Таким образом, действие Постановления N 832 не распространяется на данную закупку, следовательно, данный довод жалобы также является несостоятельным.
4. Четвертым доводом жалобы Заявитель обжалует неверное установление величин значимости критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно положениям конкурсной документации для оценки заявок Заказчиком использован стоимостной критерий "Цена контракта" с величиной значимости 70 % и нестоимостной "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с величиной значимости 30 %.
Согласно приложению "Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к Правилам при закупке товаров (за исключением отдельных видов товаров) минимальная значимость стоимостных критериев оценки должна составлять 70 %, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 30 %.
Таким образом, величины значимости критериев оценки конкурсных заявок установлены Заказчиком в строгом соответствии с Правилами, следовательно, данный довод жалобы также является несостоятельным.
5. В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запроса на разъяснения конкурсной документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 14, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "А1" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2016 г. N 44-4254/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2016