Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 января 2016 г. N 58
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, П.М. Зинкеева, государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "СК-Альянс" на действия Заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N ЭА 9762/15 "Поставка и установка мебели и оборудования, рабочих мест для операторов и консультантов МФЦ для открытия структурных подразделений и территориально обособленных структурных подразделений КГБУ МФЦ субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СК-Альянс" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес Заказчика, Уполномоченного органа и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, Уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба содержит следующие доводы: "Заказчиком не предоставлены реквизиты документов, на основании которых выполнен расчёт НМЦК.
Метод определения НМЦК, выбранный Заказчиком - метод сопоставимых рыночных цен.
В соответствии с п.2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Однако, Заказчик не приложил к обоснованию НМЦК ни реквизиты документов, ни документы на основании которых проводились расчёты.
Нашу позицию подтверждает Постановление ФАС России от 16.10.2014 по делу N К-964/13/АК324-14.
Заказчиком установлены требования к первой части заявки в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие ЭА должна содержать согласие участника на выполнение условий контракта на условиях, описанных в Документации такого аукциона.
Однако, п.4.5 Информационной карты ЭА устанавливает требования к составу первой части заявки в виде наличия лишь только конкретных показателей предлагаемого к использованию товара.
Считаем это серьёзным нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчиком некорректно составлены Требования к техническим, функциональным и гарантийным характеристикам товара.
Согласно Приложению 1 к Документации ЭА, п. 8.1, п/п 6, Эскиз и характеристики фирменной стойки должны соответствовать Приложению N1 к настоящему техническому заданию.
Ниже по тексту содержится Приложение 1 к техническому заданию "Эскиз и характеристики фирменной стойки". Однако, Приложение 1 не содержит эскиза, вопреки названию приложения. Считаем, подобная компоновка документации сделана с целью ограничения круга участников закупки.
Приложение 1 "Эскиз и характеристики фирменной стойки" содержит требования, делающие невозможным подготовку конкурентноспособной заявки. В частности:
В зависимости от того, с какой стороны относительно клиента приставляется стол для инвалидов (с правой или с левой), фирменная стойка администратора может быть как левой, так и правой. Таким образом, в требовании отсутствует конкретика о том, правую или же левую стойку необходимо поставить.
Затем устанавливаются требования к столешнице стойки: Столешницу со стороны клиента необходимо выполнить с толщиной более 115 мм и не более 116 мм, допускающие значения толщины, которые ниже признаются недопустимыми: На столешнице со стороны клиента, по всей толщине, которая должна составлять не менее 116 мм.
Так же выдвигаются требования к товару, который не может быть использован в рамках данного контракта: не допускается использование не единой кромки ПВХ шириной не менее 116 мм.
Подобных пунктов довольного много в тексте Требований к техническим, функциональным и гарантийным характеристикам товара, нами приведены только примеры для ознакомления.
Считаем, что подобное составление Требований к техническим, функциональным и гарантийным характеристикам товара имеет своей целью сужение круга Участников ЭА, что является нарушением Закона о контрактной системе".
1) Заказчиком, уполномоченным органом представлены следующие пояснения: "Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона 44-ФЗ. Данные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом Российской Федерации и носят рекомендательных характер.
2) При формировании аукционной документации сотрудником агентства была допущена ошибка в п.4.5 Информационной карты, где установлены требования к составу первой части заявки в виде наличия лишь только конкретных показателей предлагаемого к использованию товара.
3) При формировании документации была допущена ошибка в описании столешницы стойки: Столешницу со стороны клиента необходимо выполнить с толщиной более 115 мм и не более 116 мм.; на столешнице со стороны клиента, по всей толщине, которая должна составлять не менее 116 мм.
В связи с вышеизложенным прошу выдать предписание на устранение нарушений требования законодательства".
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев аукционную документацию, установила наличие расчета заказчиком, уполномоченным органом начальной (максимальной) цены контракта путем применения метода сопоставимых рыночных цен, заключающегося в анализе коммерческих предложений 3 организаций.
Комиссия делает вывод о соответствии указанных действий Заказчика требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссией выявлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе, содержащиеся в документации об электронном аукционе.
Пунктом.4.5 Информационной карты электронного аукциона установлены требования к составу первой части заявки в виде наличия конкретных показателей предлагаемого к использованию товара. При этом документация не содержит требования о наличии в первой части заявки согласия, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно Приложению 1 к аукционной документации (пункт 8.1, подпункт 6) "Эскиз и характеристики фирменной стойки должны соответствовать Приложению N1 к настоящему техническому заданию".
Приложение 1 к техническому заданию "Эскиз и характеристики фирменной стойки" не содержит эскиза, вопреки названию приложения.
Приложение 1 "Эскиз и характеристики фирменной стойки" содержит необъективные требования, делающие невозможным подготовку конкурентноспособной заявки.
Требования к столешнице стойки: Столешницу со стороны клиента необходимо выполнить с толщиной более 115 мм и не более 116 мм, допускающие значения толщины, которые ниже признаются недопустимыми: На столешнице со стороны клиента, по всей толщине, которая должна составлять не менее 116 мм.
Заказчиком, уполномоченным органом некорректно составлены Требования к техническим, функциональным и гарантийным характеристикам товара.
При указанных обстоятельствах Комиссия делает вывод о необходимости внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1.Признать жалобу ООО "СК-Альянс" частично обоснованной.
2.Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими требования части 1 статьи 33, статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 января 2016 г. N 58
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2016