Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 января 2016 г. N 158/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 18.01.2016 N 007 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Комиссия), в присутствии представителей заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Белгородской области, в отсутствие представителя заявителя - ООО "Стройинвест" (надлежаще уведомлено о времени и месте заседания Комиссии), рассмотрев материалы дела N 005-16-Т по жалобе ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе: "Завершение работ по капитальному ремонту здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ракитянском районе Белгородской области" (закупка N 0326100010315000137) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройцинвест" на положения документации об Электронном аукционе.
В жалобе заявитель указал, что нижеследующие положения документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе:
Довод N1. Пунктом 5.6 проекта контракта установлено: " В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 5 рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту на тех же условиях и в том же размере".
Заявитель полагает, что из буквального толкования указанного пункта проекта контракта следует, что заказчик имеет право требовать замены обеспечения в случае, если обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта. Считает, что у заказчика имеется возможность удостовериться в действительности банковской гарантии до заключения муниципального контракта, убедиться, что срок ее действия соответствует пункту 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и любое расширительное толкование договора в данном случае считает недопустимым и возлагающим на участника дополнительную нецелесообразную обязанность и ответственность.
Довод N2. В проекте контракта указано: "3.1.3. Капитальный ремонт включает в себя выполнение по объекту следующих видов работ:
- общестроительные работы по капитальному ремонту, в т.ч. ремонт входной группы и входа в подвал, ремонт кровли, усиление каменной кладки стен, ремонт лестниц, входов, перекрытия, полов,
- огнезащита металлических конструкций,
- наружная и внутренняя отделка,
- замена ограждающих конструкций (окон и наружных дверей),
- ремонт инженерных сетей - водоснабжения, канализации, системы отопления, ИТП, электромонтажные работы,
- благоустройство территории (проезды, площадки, тротуары, отмостки)".
Согласно письму МЧС России от 22.04.2013 N 43-1744-19 "О соблюдении законодательства по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности" Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты является одним из таких видов деятельности и подлежит лицензированию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В этой связи, в целях соблюдения законных прав субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, организациям, осуществляющим работы и услуги в указанной сфере и являющимся членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, необходимо иметь лицензию МЧС России.
Выполнение работ по огнезащите металлических конструкций требует наличие лицензии МЧС. Однако документация о закупке не содержит требование о наличии у участников закупки лицензии МЧС, не смотря на присутствие лицензируемых работ в предмете контракта.
Довод N3. По мнению заявителя: "Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Однако в проекте Контракта заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется. Установлены размеры штрафов только для одного порогового значения цены контракта: "8.1.3. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере__________руб., в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N1063, что составляет 2 процента цены контракта".
"8.2.2. За ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере__________руб., в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N1063, что составляет 5 процентов цены контракта".
Заказчик - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Белгородской области не согласен с доводами жалобы ООО "Стройинвест". Представил возражения на указанную жалобу, из которых следует, что доводы заявителя не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика с доводами жалобы ООО "Стройинвест" не согласились, считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест", проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.12.2015 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - завершение работ по капитальному ремонту здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ракитянском районе Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 765 448,59 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
На участие в Электронном аукционе от участников закупки подано 4 заявки.
Доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, одним из способов обеспечения исполнения контрактов является предоставление банковской гарантии. Выдача банковской гарантии относится к банковским операциям, которые осуществляются только на основании лицензии на ведение банковской деятельности (статьи 5 и 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"), в связи с чем, на момент выдачи банковской гарантии банк должен иметь действующую лицензию.
В Законе о контрактной системе не определены последствия возникновения обстоятельств, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии, в том числе при отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Вместе с тем, названная обязанность может быть установлена контрактом.
Заказчик вправе установить в контракте обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта на тот случай, если после его заключения у банка, выдавшего гарантию, была отозвана лицензия. Это условие позволит заказчику понудить поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение. Включение такого положения в контракт возможно в силу принципа свободы договора (пункт 4 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации), так как законодательство о контрактной системе основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе). Кроме того, статья 96 Закона о контрактной системе не содержит прямого запрета на включение в контракт указанного условия.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Довод N1 жалобы является неправомерным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Из представленной в материалы дела заказчиком документации об Электронном аукционе следует, что в соответствии с пунктом 2 части 4 раздела III "Информационная карата электронного аукциона" документации об Электронном аукционе вторая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать документы подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или копии этих документов. Из части 5 названного выше раздела документации об Электронном аукционе следует, что документом, подтверждающим соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня вдов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" является наличие у подрядчика свидетельства СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): Жилищно-гражданское строительство, что не противоречит пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно документации об Электронном аукционе при выполнении работ подрядчику необходимо выполнить, среди прочего работы по огнезащите металлических конструкций.
Из пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензированию, в том числе подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1225) выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций подлежит лицензированию.
Таким образом, лицо, которое будет выполнять работы по огнезащите металлоконструкций, должно иметь в наличии лицензию на выполнение соответствующих работ.
Из подпункта 3 пункта 9 раздела IV "Техническая часть" документации об Электронном аукционе следует, что работы по огнезащите металлоконструкций должны быть выполнены организацией имеющей лицензию на выполнение соответствующих работ.
Кроме того, аналогичное требование к организации, которая будет выполнять работы по огнезащите металлоконструкций, содержится в Приложении N1, являющимся согласно части 14 государственного контракта его неотъемлемой частью.
При этом проект государственного контракта не содержит запрет на привлечение подрядчиком, имеющим СРО (генподряд), к исполнению соответствующих работ субподрядчиков.
Таким образом, Довод N2 жалобы является необоснованным.
3. Из части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Из пункта 3 Правил следует, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Из пункта 8.1.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Электронном аукционе, следует, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере__________руб., в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N1063, что составляет 2 процента цены контракта".
Пунктом 8.2.2 проекта контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере__________руб., в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N1063, что составляет 5 процентов цены контракта".
В соответствии с документацией об Электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет - 12 765 448, 59 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта обоснована заказчиком посредством применения проектно-сметного метода, что соответствует пункту 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении дела заказчик пояснил следующее.
Сметная документация прошла проверку определения достоверности сметной стоимости, что подтверждено заключением Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов от 30.09.2015 N495/2015-пз (имеется в материалах дела).
Начальная (максимальная) цена включают в себя, в том числе стоимость строительно-монтажных работ и стоимость материалов и оборудования.
Согласно сметным расчетам стоимость строительных и отделочных материалов, а также оборудования составляет не менее 60% начальной (максимальной) цены контракта.
В случае снижения цены контракта более чем на 50%, объект не будет в полном объеме обеспечен строительными материалами и оборудованием, предусмотренными проектно-сметной документацией.
Заказчик установил в проекте государственного контракта размеры штрафов в виде процентов от начальной (максимальной) цены контракта) с учетом процентного содержания стоимости строительных и отделочных материалов и оборудования в установленной начальной (максимальной) цене контракта, а также необходимость обеспечения исполнения работ строительными материалами,
Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме от 21.01.2016 участие в аукционе приняли 3 участника, которые сделали следующие последние предложения о цене контракта: 10467667,79 рублей, 10531495,03 рублей, 10914458,51 рублей.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика по установлению в проекте государственного контракта размеров штрафов в виде процентов от начальной (максимальной) цены контракта соответствуют требованиям части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и согласуются с Правилами.
Следовательно, Довод N3 заявителя является необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 января 2016 г. N 158/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2016