Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Правительства Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Правительство) - Павленко Виталия Сергеевича (доверенность N 4 от 19.01.2016), Алексеевой Ольги Борисовны (доверенность N 5 от 19.01.2016);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент имущественных отношений) - Бидюгина Артема Сергеевича (доверенность N 133 от 17.12.2015), Игнатьевой Надежды Александровны (доверенность N 2 от 11.01.2016);
подателя жалобы - Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев" (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8; далее - НРОО "Собрание коренных новгородцев"; податель Жалобы) - председателя Черепановой Анны Федоровны, Петрова Анатолия Валерьевича (доверенность N б/н от 11.01.2016),
рассмотрев жалобу НРОО "Собрание коренных новгородцев" на действия государственного заказчика - Правительства при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по распространению информации о деятельности Правительства Новгородской области в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах в телевизионных сюжетах в информационных и информационно-аналитических программах, извещение N 0150200000615001035 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 28.12.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
12.01.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба НРОО "Собрание коренных новгородцев" на действия государственного заказчика - Правительства при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по распространению информации о деятельности Правительства Новгородской области в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах в телевизионных сюжетах в информационных и информационно-аналитических программах (извещение N 0150200000615001035, дата размещения - 28.12.2015) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы и дополнений к ней (вх. N 187 от 18.01.2016 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
1. Податель Жалобы считает, что государственным заказчиком - Правительством нарушены положения Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, что может повлечь возможное ограничение количества участников.
Согласно пункту 9.3.1 документации об электронном аукционе (далее - Документация) потенциальные участники должны обладать свидетельством о регистрации средства массовой информации (далее - СМИ) и наличием действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания.
Однако, в силу действующего законодательства телевещание может также осуществляться редакцией либо на основании лицензии на вещание, либо по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала.
В обоснование своей позиции податель Жалобы ссылается на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 (ред. от 09.02.2012) "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
В связи с чем, НРОО "Собрание коренных новгородцев" считает, что положения рассматриваемой Документации не позволяют осуществлять вещание по договору с вещателем, что, в свою очередь, противоречит действующему законодательству.
2. Государственным заказчиком - Правительством под видом описания объекта закупки установлено требование к участникам закупки не предусмотренное законодательством о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2.10 приложения N 1 к Документации (далее - Техническое задание) к условиям оказания услуг относится размещение на федеральном телевизионном канале не менее 2 (двух) телевизионных сюжетов в месяц в течение срока действия государственного контракта.
По мнению подателя Жалобы наличие данного требования фактически устанавливает требование к участникам закупки, которыми могут быть только редакции федеральных телеканалов.
3. Также НРОО "Собрание коренных новгородцев" считает, что государственным заказчиком - Правительством при описании объекта закупки использован нестандартный показатель без обоснования необходимости его использования.
К нестандартному показателю податель Жалобы относит размещение на федеральном телевизионном канале подготовленных сюжетов (п. 2. 10 Технического задания), в связи с отсутствием в действующем законодательстве понятия "федеральный телевизионный канал".
Учитывая изложенное, податель Жалобы - НРОО "Собрание коренных новгородцев" просит отменить рассматриваемую закупку.
На рассмотрении представители подателя Жалобы - НРОО "Собрание коренных новгородцев" поддержали ее доводы и требования в полном объеме.
Государственный заказчик - Правительство считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях и в дополнениях на нее (вх. NN 184, 227 от 18.01.2016, 19.01.2015 Новгородского УФАС России).
1. В связи с отсутствием в приложении N 3 к Документации (далее - Проект контракта) положений о возможности привлечения к исполнению обязанностей, предусмотренных Документацией, третьих лиц, работы должны быть выполнены лично.
Таким образом, в связи с исполнением данного вида работ лично, государственным заказчиком - Правительством правомерно установлено требование о наличие у участника закупки только свидетельства о регистрации СМИ и действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания.
2. Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Содержащееся в пункте 2.10 Технического задания условие оказания услуг по размещению на федеральном телевизионном канале не менее 2 (двух) телевизионных сюжетов в месяц в течение срока действия государственного контракта не является технической или качественной характеристикой, а относится к условиям оказания услуг.
Закон о средствах массовой информации от 27.12.1991 N 2124-1 (далее - Закон о СМИ) не относится к техническим регламентам, стандартам о которых говорится в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также наличие в Техническом задании требования о размещении на федеральном телевизионном канале подготовленных сюжетов обусловлено необходимостью доведения информации для всего без исключения населения Новгородской области.
При наличии данного требования охват вещания увеличится с 70% до 98,7%, за счет вещания как в аналоговом, так и в цифровом форматах.
Таким образом, указание на размещение на федеральном телевизионном канале подготовленных сюжетов не означает, что участниками могут быть только редакции федеральных телеканалов, а служит достижению цели максимального охвата территории вещания.
Таким образом, доводы подателя Жалобы об использовании заказчиком при описании объекта закупки нестандартных показателей и об отсутствие обоснования необходимости его использования являются несостоятельными.
Довод НРОО "Собрание коренных новгородцев" о наличие в пункте 2.10 Технического задания термина "федеральный телевизионный канал", не предусмотренного действующим законодательством, также является необоснованным, поскольку требований к терминологии изложения условий оказания услуг действующим законодательством не установлено.
Отсутствие неоднозначного толкования потенциальными участниками рассматриваемого термина подтверждается отсутствием запросов о разъяснение положений Документации.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика - Правительства поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
На рассмотрении Жалобы представители уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений поддержали возражения государственного заказчика и пояснили следующее.
По окончанию срока подачи заявок поступила заявка единственного участника - Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ФГУП "ВГТРК"). Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 15.01.2016 ФГУП "ВГТРК" было признано победителем данного электронного аукциона.
Каких-либо запросов о даче разъяснений положений Документации от потенциальных участников не поступало.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В декабре 2015 - январе 2016 государственным заказчиком - Правительством осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по распространению информации о деятельности Правительства Новгородской области в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах в телевизионных сюжетах в информационных и информационно-аналитических программах.
Документация утверждена начальником отдела Правительства Новгородской области по планированию и осуществлению закупок для обеспечения государственных нужд 22.12.2015 В.С. Павленко.
Согласно пункту 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению (при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе), а также требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки в виде соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с законодательством о СМИ лица, осуществляющие телевизионное вещание должны обладать лицензией на осуществление телевизионного вещания и быть зарегистрированными в установленном законом порядке, то есть обладать свидетельством о регистрации средства массовой информации.
В подпункте 2 пункта 10.3 Документации государственным заказчиком установлено требование о наличие во второй части заявки потенциальных участников копии действующего свидетельства о регистрации СМИ и копии действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания.
Согласно пункту 3.1 Документации объектом закупки является оказание услуг по распространению информации о деятельности Правительства Новгородской области в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах в телевизионных сюжетах в информационных и информационно-аналитических программах для нужд Новгородской области в 2016 году.
В силу статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В Проекте контракта отсутствует положение о возможности привлечения к исполнению обязанностей по договору третьих лиц.
Кроме того, пунктом 2.7 Технического задания установлено требование об осуществлении подготовки сюжетов в информационных и информационно-аналитических программах исполнителем самостоятельно.
Таким образом, в силу гражданского законодательства исполнитель должен обладать действующим свидетельством о регистрации СМИ, действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания и обязан оказать услуги лично.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки содержится в Техническом задании.
Из пункта 2.2 Технического задания следует, что периодичность выхода телевизионных сюжетов в эфир в информационных программах должна составлять не менее 5 (Пяти) раз в неделю в течение срока действия государственного контракта.
Также, согласно пункту 2.10 Технического задания не менее 2 (двух) телевизионных сюжетов в месяц в течение срока действия государственного контракта должны быть размещены на федеральном телевизионном канале.
Таким образом, из Технического задания следует, что периодичность выпусков сюжетов составляет не менее 5 раз в неделю и на федеральном телевизионном канале должно быть размещено не менее 2 сюжетов.
Как пояснили на рассмотрении представители государственного заказчика, необходимость в конкретизации канала, на котором будет осуществляться вещание, необходима для увеличения территории вещания.
В качестве подтверждения данной позиции, Правительством был представлен отчет Счетной палаты о результатах проведения контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования средств областного бюджета, выделенных СМИ, за период 2013-2014 годов", из которого следует, что областное государственное автономное учреждение "Новгородское областное телевидение" имеет охват вещания населения Новгородской области чуть более 70%, в связи с отсутствием вещания данного телеканала в 8 муниципальных районах Новгородской области и, что расширение зоны охвата областным телевидением до 90% возможно при возобновлении цифрового спутникового вещания.
Таким образом, содержащаяся в пункте 2.10 Технического задания информация о размещении не менее 2 (двух) телевизионных сюжетов в месяц именно на федеральном телевизионном канале не является указанием на то, что участником может быть только редакция федерального телеканала, а лишь конкретизирует порядок трансляции подготовленного материала для увеличения территории вещания, что обусловлено отсутствием возможности трансляции в некоторых районах телевизионных каналов, вещающих на территории Новгородской области.
Также, пункт 2 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, обязанность по использованию стандартной терминологии возникает у заказчика лишь в том случае, если она содержится в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании.
В свою очередь, Закон о СМИ, регламентирующий деятельность в области распространения информации, к законодательству Российской Федерации о техническом регулировании не относится, а применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации (ст. 6 Закона о СМИ).
Таким образом, при подготовке и размещении телевизионных сюжетов не применимо положение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку данный вид услуг не подлежит техническому регулированию.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В свою очередь, на основании вышеизложенного положения рассматриваемой Документации не приводят к ограничению конкуренции, поскольку установленные в Документации требования к участникам закупки и к условиям исполнения обязательств, предусмотренных Проектом контракта, определены в соответствии с законодательством о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, и, как следствие, являются правомерными.
Таким образом, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки (определения поставщика) нарушений Закона о контрактной системе в действиях государственного заказчика - Правительства, уполномоченного учреждения - Департамента имущественных отношений и его аукционной комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 8, 31, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев" (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8) на действия государственного заказчика - Правительства Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по распространению информации о деятельности Правительства Новгородской области в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах в телевизионных сюжетах в информационных и информационно-аналитических программах, извещение N 0150200000615001035 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.12.2015, необоснованной.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 19 января 2016 г. N 188/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016