Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2016 г. N 44-4553/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган, Организатор закупки):
ООО "Служба экспресс-доставки" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27890/16 от 08.12.2016) на действия Организатора закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) для организации питания в Государственных образовательных учреждениях Приморского района Санкт-Петербурга в 2017 г.(совместные торги) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004916000141. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 220 489,42 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора закупки, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Уполномоченный орган считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Организатором закупки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими и трудовыми ресурсами" установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "Показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими и трудовыми ресурсами: Наличие у участника конкурса оснащенной продовольственной базы (собственной или на правах аренды с подтверждающим документом, действующим на момент подачи заявки на участие в конкурсе и со сроком окончания не ранее окончания действия контракта по предмету конкурса -31.12.2017 года), обеспечивающей условия безопасности поступающих, перерабатываемых и реализуемых продуктов питания, установленные п.2 ст.10 раздела 3.Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", при наличии организационно-технологической системы качества в отношении продовольственной базы, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" по системе менеджмента безопасности пищевой продукции участника конкурса в отношении продовольственной базы участника, с полным набором производственных, складских, подсобных помещений для хранения, фасовки, переработки сырья, животноводческого сырья и продукции животного происхождения, работающим холодильным оборудованием для раздельного хранения различных видов продуктов питания, соответствующее температурным параметрам для каждого вида продукции, при соблюдении товарного соседства, соответствующее количеству принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 07.09.2001 N 23 (в ред. изменений N 1, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 N 26), отвечающая требованиям безопасности труда персонала, установленных п.4.3. ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Государственный стандарт РФ. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний"; и трудовых ресурсов, необходимых участнику закупки для надлежащего исполнения контракта на комплексную поставку продуктов питания (далее - показатель 2.1). Для подтверждения наличия у участника конкурса оснащенной продовольственной базы и трудовых ресурсов участник предоставляет информацию по форме 5. приложения к конкурсному предложению "Сведения о наличии оснащенной продовольственной базы (собственной или арендованной) и холодильного оборудования для хранения, фасовки, переработки сырья, отвечающей требованиям СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п.2 ст.10 раздела 3.Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Государственный стандарт РФ. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний"; о фактическом наличии помещений и холодильного оборудования; сведений о наличии в штате персонала, занятого в сфере поставки продуктов питания (начальник склада, комплектовщики, кладовщики, грузчики и т.д.), заполняет форму 5. приложения к конкурсному предложению, а также представляет описание организационно-технологической системы качества в отношении продовольственной базы, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" по системе менеджмента безопасности пищевой продукции участника конкурса, в отношении продовольственной базы участника".
Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, установление порядка оценки конкурсных заявок, согласно которому оценке подлежат материально-технические, соответствующие системе ХАССП.
Представителями Уполномоченного органа даны пояснения, согласно которым система ХАССП представляет собой совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 22000-2007 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции" система менеджмента безопасности пищевой продукции включает в себя следующие общепризнанные ключевые элементы, позволяющие обеспечить безопасность пищевой продукции во всей цепи ее создания вплоть до стадии конечного употребления пищевой продукции в пищу:
- интерактивный обмен информацией;
- системный менеджмент;
- программы предварительных обязательных мероприятий;
- принципы ХАССП или, в английской транскрипции, НАССР - Hazard analysis and critical control points (Анализ рисков и критические контрольные точки).
Система ХАССП обеспечивает контроль на всех этапах производства, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, где могут возникать опасные ситуации. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых учитываются все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате необходимых мер контроля. Система ХАССП предъявляет ряд требований к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.
Система менеджмента безопасности пищевой продукции направлена на обеспечение организацией соответствия требований к безопасности пищевой продукции, установленных законодательством.
Следовательно, при оценке конкурсных заявок участников закупки, осуществляющих поставку продуктов питания, Организатор закупки, исходя из своих нужд и потребностей, при отсутствии нормативно-правового регулирования, вправе применить в конкурсной документации для оценки качества товаров требование о наличии материально-технических ресурсов, соответствующих системе менеджмента, основанной на принципах ХАССП в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), а также о соответствии ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление копии действующего сертификата соответствия системы менеджмента участника закупки, основанной на принципах ХАССП, Организатором закупки не установлено.
Руководствуясь положениями конкурсной документации участник закупки в заявке предоставляет описание организационно-технологической системы качества и разработанных программ предварительных мероприятий в отношении продовольственной базы, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" по системе менеджмента безопасности пищевой продукции участника конкурса.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что требование об описании организационно-технологической системы качества и разработанных программ предварительных мероприятий в отношении продовольственной базы в соответствии с принципами ХАССП ограничивают количество участников Заявителем не представлено. Более того, возможность получить положительные баллы по спорному критерию не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Таким образом, спорный критерий оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при поставке товаров по объекту закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке по показателю "Деловая репутация" порядка оценки конкурсных заявок, несоответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
Организатором закупки в документации о закупке по показателю "Деловая репутация" установлен следующий порядок оценки: "Значение предложения участника по показателю "Деловая репутация участника закупки" определяется как количество лабораторных исследований (испытаний) продуктов питания, подтверждающих их качество и безопасность, поступающих в социальную сферу и подтвержденных протоколами испытаний продуктов питания, проведенных участником закупки в 2015 и 2016 годах в рамках собственной Программы производственного контроля.
В случае наличия в протоколе лабораторного исследования (испытания) более одного продукта, Участник конкурса использует данные протокола столько раз, сколько испытуемых продуктов питания учитывает протокол. Участник конкурса относит наименование товара, номера протоколов лабораторных исследований (испытаний), в ячейки соответствующие группе товаров, периоду проведения исследований, а так же соответствие или несоответствие исследования (испытания) продуктов питания требованиям нормативной документации, суммируя их количество на каждом этапе. Заказчик принимает к расчету только результаты исследований продуктов питания соответствующие требованиям нормативной документации.".
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по осуществлению производственного контроля, которая заключается, в том числе, в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Комиссия УФАС установила, что положениями Закона о контрактной системе, Правилами не установлен перечень обязательных или необязательных документов, которые должны быть включены Организатором закупки в порядок оценки конкурсных заявок по показателям, установленным в Правилах.
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Организатором закупки в документации о закупке требования позволяют определить соответствие товара, поставляемого участником закупки на момент подачи конкурсной заявки, государственным стандартам и иной нормативно-технической документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Установленный Организатором закупки порядок оценки конкурсных заявок не является основанием для отклонения конкурсной заявки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения.
Таким образом, протоколы испытаний на продукты питания могут использоваться при оценке заявки участника по показателю "Деловая репутация", так как содержат в себе информацию о соблюдении участником требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания, подтверждают добросовестность участника закупки в части поставки продуктов, соответствующих предмету закупки.
Следовательно, в действиях Организатора закупки не установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выраженное в формировании критериев оценки заявок не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба Заявителя признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 50, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Служба экспресс-доставки" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2016 г. N 44-4553/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016