Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 декабря 2016 г. N 22187/05-02(376Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии- заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., с участием:
от заказчика - Муниципальное учреждение "Родной город" городского поселения Ростов (далее - заказчик), представители по доверенности Меланина Н.В., Карпова Ю.О.,
от заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов (извещение N 0371300150216000061) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов (извещение N 0371300150216000061).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов (извещение N 0371300150216000061)не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе:
1. в проекте муниципального контракта заказчиком не указаны все возможные размеры штрафов для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом;
2. заказчиком в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неправомерно установлен размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства;
3. заказчиком в извещении о проведении аукциона N 0371300150216000061 в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не указано установленное в аукционной документации требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: размещение отходов IV класса опасности и действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: сбор, транспортирование отходов IV класса опасности или лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения по существу жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Муниципальным учреждением "Родной город" городского поселения Ростов, 17.11.2016 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru(далее - официальный сайт) размещено извещение N 0371300150216000061 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что в проекте муниципального контракта заказчиком не указаны все возможные размеры штрафов для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок их определения, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктами 6.3 и 6.6 раздела 6 "Ответственность сторон" проекта муниципального контракта установлено следующее:
- в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере _______ рублей и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063:
а) 2, 5 процента цены контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
- штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере _____рублей и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063:
а)10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей.
Исходя из части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом), подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом), следует считать включение в проект контракта:
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо было установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (5 200 421 рублей 66 копеек): в отношении штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 4 Правил; в отношении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 5 Правил.
Включение в проект контракта ссылки на Правила, а также указание значения размера штрафа, предусмотренного данными Правилами, лишь для одного порогового значения цены контракта (в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей) вместо установления всех возможных значений размеров штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) для каждого порогового значения цены контракта не является в данном случае надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению в проекте государственного контракта (государственном контракте) размеров неустойки.
В данном случае согласно положениям извещения о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составляла 5 200 421 рублей 66 копеек.
Таким образом, заказчик, не указав в проекте государственного контракта на выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов все возможные значения размеров штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, и порядок их определения, допустил нарушения частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
При рассмотрении довода заявителя о том, что заказчиком в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неправомерно установлен размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, Комиссия установила следующее.
Исходя из части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из пункта 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
7. Размер ставки определяется по формуле:
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
8. Коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В пункте 6.5 раздела 6 проекта муниципального контракта заказчиком установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле:
П= (Ц-В)хС,
где:
Ц- цена Контракта;
В- стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С- размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
С=С х ДП
ЦБ
где:
С
ЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
Д - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
ДП
К=____ х100%
ДК
где:
ДП -количество дней просрочки;
ДК -срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50-100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Исходя из пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 332 Гражданского кодекса РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ и Правила устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика в виде пени - "не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации", и не содержат запрета на увеличение соглашением сторон размера пени.
Исходя из изложенного, установление контрактом пени в размере большем, чем указано в Федеральном законе от 05.04.2013г. N 44-ФЗ и Правилах, законодательству не противоречит и само по себе не может служить основанием для признания спорного условия договора недействительным по статье 168 Гражданского кодекса.
Вместе с тем установленная контрактом неустойка может быть уменьшена судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 333 Гражданского кодекса.
Таким образом, заказчик, указав в проекте муниципального контракта порядок расчета пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, указанную в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, а также размер такой пени, не допустили нарушения части 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что заказчиком в извещении о проведении аукциона N 0371300150216000061 в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не указано установленное в аукционной документации требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: размещение отходов IV класса опасности и действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: сбор, транспортирование отходов IV класса опасности или лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением N 0371300150216000061 и аукционной документацией объектом данной закупки является выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 17 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: размещение отходов IV класса опасности или действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: сбор, транспортирование, размещение отходов IV класса опасности.
В пункте 9.2 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - действующая лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: размещение отходов IV класса опасности и действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности вид работ: сбор, транспортирование отходов IV класса опасности или действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Исходя из содержания извещения N 0371300150216000061 о проведении электронного аукциона, сформированного посредством использования программных средств единой информационной системы, неотъемлемой его частью является аукционная документация на выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов, которая входит в состав прикрепленных к данному извещению документов в разделе "Перечень прикрепленных документов" - "УТВКРЖДАЮ" и содержащая вышеприведенные положения.
Следовательно, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия в данном случае не усматривает нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в действиях заказчика по формированию извещения о проведении электронного аукциона.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документации об аукционе в электронной форме должна содержать информацию, указанную в извещении.
Исходя из частей 1,3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пункт 7 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ устанавливает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В извещении, сформированном аппаратно-программными средствами сайта, и в документации об аукционе в электронной форме не установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем заказчик установил в пункте 17 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме требование о том, что о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, что, соответственно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В пункте 5 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 520 042 рубля 16 копеек.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет (п. 6 раздела 1 Информационная карта аукциона документации об электронном аукционе), на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В случае выбора участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, такая банковская гарантия должна обеспечивать все обязательства Принципала перед Бенефициаром по контракту, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, уплату неустоек (пени и штрафы).
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Случаями, когда Заказчик получает право требования выплаты денежных средств по предоставленному Подрядчиком обеспечению исполнения настоящего Контракта, выступают факты возникновения гражданско-правовой ответственности Подрядчика перед Заказчиком вследствие нарушения им обязательств по Контракту, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по Контракту, а именно:
- невыполнение работ, предусмотренных Контрактом;
- нарушение сроков исполнения Контракта;
- выполнение работ с ненадлежащим качеством (включая нарушение требований к техническим характеристикам работ, предусмотренных настоящим Контрактом и сметной документацией);
- нарушение установленных Заказчиком сроков устранения недостатков результатов выполненных работ, выявленных Заказчиком.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.
В случае полного (частичного) невыполнения основного обязательства по контракту исполнителем заказчик удерживает предоставленное исполнителем обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем сумме невыполненного обязательства, в пределах суммы обеспечения исполнения контракта, либо направляет гаранту требование о взыскании соответствующей суммы по банковской гарантии. Также исполнитель в случае полного (частичного) невыполнения условий контракта обязан возместить заказчику все причиненные убытки, превышающие размер обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 8.1 раздела 8 проекта муниципального контракта заказчиком установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до исполнения сторонами всех своих обязательств.
Из анализа положений аукционной документации (пункта 5 раздела 1 "Информационная карта аукциона") и проекта муниципального контракта (пунктов 7.1.2 и 11.1) следует, что заказчик устанавливает срок действия банковской гарантии в зависимости от истечения срока действия контракта, при этом окончание срока действия контракта определяется событием - полным исполнением сторонами своих обязательств, которое, во-первых, может и не наступить, а, во-вторых, может наступить значительно позже установленного контрактом срока выполнения работ и оплаты.
Соответственно, потенциальному участнику закупки, имеющему намерение принять участие в данном аукционе, при изучении аукционной документацией, в том числе, проекта контракта, не представляется возможным однозначно, четко установить срок действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта (в свою очередь поставленного в зависимость от исполнения сторонами всех обязательств, которое может не произойти или произойти значительно позже установленного контрактом срока поставки и оплаты) не менее чем на 1 месяц.
Из анализа положений аукционной документации (пункта 2 раздела 1 "Информационная карта аукциона") и проекта муниципального контракта (пункта 8.1) следует, что заказчик ставит истечение срока действия банковской гарантии в зависимость от истечения срока действия контракта, при этом окончание срока действия контракта не определено заказчиком.
Соответственно, потенциальному участнику закупки, имеющему намерение принять участие в данном аукционе, при изучении аукционной документацией, в том числе, проекта контракта, не представляется возможным однозначно, четко установить срок действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ не установлены надлежащим образом требования к сроку действия обеспечения исполнения контракт, предоставляемого участником закупки, в виде банковской гарантии.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения Ростов (извещение N 0371300150216000061) обоснованной в части нарушения заказчиком частей 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Муниципальное учреждение "Родной город" городского поселения Ростов, нарушившим части 5и 8 статьи 34, пункты 2 и 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
3. . Выдать заказчику - Муниципальному учреждению "Родной город" городского поселения Ростов, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 декабря 2016 г. N 22187/05-02(376Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016