Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 декабря 2016 г. N 22278/05-02(377Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик), представители по доверенности Баланцев С.А., Перфилов В.П.,
от заявителя - ИП Овсяникова А.П. (далее также - заявитель) - Овсяников А.П.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ИП Овсяникова А.П. на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787) (далее - электронный аукцион, заказчик, уполномоченный орган) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Овсяникова А.П. на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787).
В жалобе заявитель указывает на следующие несоответствия аукционной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" требованиям Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
-в аукционной документации отсутствуют указания на положения ОСТа 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения" и методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, которыми определяются основные понятия (техническое обслуживание, ремонт и т.д.) и требования к условиям оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) (в том числе и положения о том, что персонал медицинского учреждения должен быть обучен правилам технической эксплуатации медицинской техники и несет ответственность за соблюдение этих правил и служба технического обслуживания медицинской техники вправе отказаться от технического обслуживания изделия медицинской техники, эксплуатация которого осуществляется с нарушением требований эксплуатационной документации, норм и правил техники безопасности (пункты 3.9 и 7.2 данных рекомендаций соответственно);
- заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки, в частности при определении понятия "текущий ремонт", используется неоднозначная, противоречивая терминология;
- заказчиком неправомерно в оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) включен в числе прочего капитальный (проведение сварочных и фрезерные работы) и средний (восстановление программного обеспечения и его обновление) ремонты, в то время как согласно методическим рекомендациям "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденным Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, техническое обслуживание не включает в себя средний и капитальный ремонт;
- заказчиком неправомерно в техническое обслуживание медицинской техники (раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) включено осуществление самостоятельной закупки исполнителем необходимого количества запасных частей и расходных материалов для проведения оказываемых услуг, а также стоимость таких материалов до 2 000 руб. (за 1 единицу оборудования), без которых оборудование не может выдавать заявленные характеристики, поскольку, по мнению заявителя, их оптимальная стоимость должна составлять 500 рублей;
- заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе не дан ответ на запрос о даче разъяснения положений аукционной документации, направленный заявителем 01.12.2016;
- заказчиком неправомерно в перечень расходных материалов и запасных частей, используемых при техническом обслуживании медицинского оборудования, включены уплотнитель двери, фильтр воздушный, антифрикционное покрытие, что приводит, по мнению заявителя, к необъективному описанию объекта закупки, создавая возможность для дальнейших злоупотреблений заказчика, выражающихся, по мнению заявителя, в возможности заказчика от одних участников закупки требовать данные запасные части и расходные материалы, а от других нет.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить указанные нарушения.
12 декабря 2016 года в Ярославское УФАС России ИП Овсяниковым А.П. направлены дополнения (вх. N 20211) к жалобе, поданной 08 декабря 2016 года, относительно несоответствия требованиям законодательства о контрактной системе положений документации об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787) .
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.11.2016г. размещено извещение N 0371200012816000787 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что в аукционной документации отсутствуют указания на положения ОСТа 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения" и методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, которыми определяются основные понятия (техническое обслуживание, ремонт и т.д.) и требования к условиям оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) (в том числе и положения о том, что персонал медицинского учреждения должен быть обучен правилам технической эксплуатации медицинской техники и несет ответственность за соблюдение этих правил и служба технического обслуживания медицинской техники вправе отказаться от технического обслуживания изделия медицинской техники, эксплуатация которого осуществляется с нарушением требований эксплуатационной документации, норм и правил техники безопасности (пункты 3.9 и 7.2 данных рекомендаций соответственно), Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
Описание объекта закупки определено в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указаны условия технического обслуживания (ТО) оборудования, которые должны соответствовать:
- действующему законодательству, методическим указаниям;
- инструкциям по эксплуатации заводов - изготовителей;
- правилам эксплуатации электроустановок;
-правилам и инструкциям по охране труда для специалистов и рабочих, осуществляющих техническое обслуживание;
-действующим нормативно-техническим документам по вопросам эксплуатации и ремонту оборудования.
Иными словами, заказчиком в аукционной документации использовался, в том числе, способ изложения требований к техническому обслуживанию медицинского оборудования путем отсылочных норм к действующему законодательству, регулирующему сферу оказания услуг, являющихся предметом электронного аукциона, к которым относятся и методические рекомендации, и отраслевые стандарты, и другие правовые акты (ОСТ 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения" и методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003 тоже относятся к их числу).
Представители заказчика отметили, что при формировании и утверждении аукционной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" заказчик намеренно включил в ее содержание "общие" формулировки с целью исключения применения сторонами недействующих актов, которое имеет место быть при конкретизации последних, поскольку законодательство постоянно меняется.
В настоящее время, как отметил заявитель, и не отрицали представители заказчика в рамках заседания Комиссии, оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, в том числе и оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2), основывается в частности на положениях ОСТа 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения" (далее - ОСТ 42-21-9-80) и методических рекомендациях "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003 (далее - методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники").
Соответственно, включение заказчиком в аукционную документацию требований к техническому обслуживанию медицинского оборудования подобным образом не исключает обязанности заказчика и участника закупки, с которым по итогам проведения аукциона в электронной форме будет заключен контракт, применять и соблюдать положения ОСТа 42-21-9-80 и права заказчика и участника закупки учитывать при исполнении контракта, подлежащего заключению по итогам рассматриваемой закупки, положения методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники".
Кроме того, использование отсылочных норм при формировании документации об аукционе в электронной форме не запрещено ни положениями законодательства о контрактной системе, ни гражданским законодательством в целом.
Таким образом, поскольку заказчиком в аукционной документации установлены оспариваемые заявителем требования путем использования одного из распространенных видов связи актов - отсылочных норм, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком в документации об аукционе в электронной форме при описании объекта закупки, в частности при определении понятия "текущий ремонт", используется неоднозначная, противоречивая терминология, Комиссия также пришла к выводу о его несостоятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определены требования к техническому обслуживанию оборудования, выраженные следующим образом:
"- текущий ремонт, не требующий разборки оборудования на узлы и блоки, не требующий регулировки и не затрагивающий узлы и блоки, не влияющие на метрологические характеристики, выполняется на месте эксплуатации оборудования и проводится по мере необходимости и включает в себя работы по восстановлению работоспособности оборудования путем замены или восстановления отдельных составных частей;
- демонтажные и монтажные работы, требующие разборки оборудования на узлы и блоки и т.п. при проведении ТО, текущем ремонте и диагностики осуществляет Исполнитель".
Иными словами, вышеприведенные процитированные положения аукционной документации определяют не понятие текущего ремонта, а исключительно требования к месту его проведения (на месте эксплуатации оборудования (в первом случае) или в любом месте, определенном исполнителем (во втором случае) в зависимости от того проводится ли разборка оборудования на узлы и блоки, регулировка, затрагивающая узлы и блоки и т.д.
Кроме того, как установлено выше, основные понятия, в том числе и текущий ремонт, определены заказчиком в аукционной документации путем отсылочных норм к положениям действующего законодательства, методических рекомендаций, требований и т.д.
В ходе рассмотрения жалобы не нашел подтверждения и довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно в оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) включен в числе прочего капитальный (проведение сварочных и фрезерные работы) и средний (восстановление программного обеспечения и его обновление) ремонты, в то время как согласно методическим рекомендациям "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденным Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, техническое обслуживание не включает в себя средний и капитальный ремонт, в силу следующего.
ОСТом 42-21-9-80 определено, что основным назначением технического обслуживания является выявление и предупреждение отказов и неисправностей изделий путем своевременного выполнения работ, обеспечивающих их работоспособность в течение планового периода между очередными обслуживаниями.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" утверждено положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - Положение), включающее в себя перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - Перечень).
Данный перечень в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники содержит следующие виды работ и услуг:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Соответственно, действующим законодательством установлена необходимость лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, а также исчерпывающий перечень таких видов работ и услуг, который включает в себя в числе прочего ремонт медицинской техники, при этом законодатель не исключает из данного понятия средний и капитальный ремонт.
Следуя логике законодателя, представляется возможным определить, что техническое обслуживание охватывает все виды ремонта (без разграничения его по видам).
Ссылка заявителя на методические рекомендации, по мнению Комиссии Ярославского УФАС России, является несостоятельной, поскольку они носят рекомендательный характер.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по включению ремонта в состав технического обслуживания медицинской техники.
Довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно в техническое обслуживание медицинской техники (раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) включено осуществление самостоятельной закупки исполнителем необходимого количества запасных частей и расходных материалов для проведения оказываемых услуг, а также стоимость таких материалов до 2 000 руб. (за 1 единицу оборудования), без которых оборудование не может выдавать заявленные характеристики, поскольку, по мнению заявителя, их оптимальная стоимость должна составлять 500 рублей, Комиссия также полагает необоснованным в связи со следующим.
В приложении N 2 к методическим рекомендациям от 27.10.2003 N 293-22/233 "Техническое обслуживание медицинской техники", на которые ссылается заявитель в жалобе, определен перечень типовых регламентных работ по техническому обслуживанию медицинской техники. Так периодическое техническое обслуживание включает в себя в числе прочего заправку расходными материалами, специальными жидкостями и т.д.
Исходя из пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Во исполнение данного требования в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что исполнитель осуществляет самостоятельную закупку необходимого количества запасных частей и расходных материалов для проведения оказываемых услуг до 2 000 руб. (за 1 единицу оборудования), без которых оборудование не может выдавать заявленные характеристики.
В процессе технического обслуживания Исполнитель предоставляет список запасных частей и расходных материалов, рекомендованных изготовителем медицинского оборудования для замены в период технического обслуживания на основании технической документации. Список согласовывается с Заказчиком и приобретается Заказчиком самостоятельно (свыше 2000 руб.).
Из буквального толкования вышеприведенных положений законодательства следует, что законодателем предусмотрено право заказчиков указывать в извещении и аукционной документации на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию, в том числе и медицинского оборудования, на необходимость исполнителя, осуществляющего техническое обслуживание медицинской техники, самостоятельно (за свой счет) закупать запасные части и расходные материалы, а также устанавливать цену таких запасных частей и расходных материалов к оборудованию.
Следовательно, положениями методических рекомендаций и законодательства о контрактной системе, не запрещается (напротив, допускается) возложение на исполнителя обязанности в рамках технического обслуживания медицинского оборудования закупать за свой счет расходные материалы и запасные части.
Представители заказчика отметили, что в настоящее время отсутствуют какие-либо стандарты, технические регламенты, иные документы и требования, определяющие предельно допустимую (возможную) цену запасных и расходных частей за единицу оборудования, которую заказчик вправе включать в стоимость услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, поэтому заказчик вправе установить такую стоимость самостоятельно, руководствуясь принципами разумности и справедливости.
Оснований не доверять пояснениям представителей заказчика у Комиссии не имеется. Кроме того, заявителем в свою очередь не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ИП Овсянниковым А.П., отсутствуют ссылки на положения нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при указании цены запасных и расходных частей, приобретаемых за счет исполнителя в рамках оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе не дан ответ на запрос о даче разъяснения положений аукционной документации, направленный заявителем 01.12.2016, в силу следующего.
Согласно частям 3 и 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик предоставляет участникам аукциона разъяснения положений документации об электронном аукционе путем их размещения в единой информационной системе в ответ на запросы, поступившие заказчику в период с 30.11.2015 по 05.12.2015 (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса).
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что на данную закупку - аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787), через оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк АСТ" (далее - оператор) заказчику не поступало запросов о даче разъяснений положений аукционной документации от потенциальных участников закупки, в том числе и от участника закупки ИП Овсяникова А.П. 01 декабря 2016 года.
Соответственно, у заказчика не возникло обязанности размещать в единой информационной системе соответствующие разъяснения положений аукционной документации на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787).
Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств направления заказчику через оператора запроса о даче разъяснений положений данной документации об аукционе в электронной форме.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком неправомерно в перечень расходных материалов и запасных частей, используемых при техническом обслуживании медицинского оборудования, включены уплотнитель двери, фильтр воздушный, антифрикционное покрытие, что приводит, по мнению заявителя, к необъективному описанию объекта закупки, создавая возможность для дальнейших злоупотреблений заказчика, выражающихся, по мнению заявителя, в возможности заказчика от одних участников закупки требовать данные запасные части и расходные материалы, а от других нет, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к техническим характеристикам (потребительским свойствам), товаров, используемых при оказании услуг, с учетом специфики его деятельности.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что техническое обслуживание включает в себя замену уплотнителя двери и фильтра воздушного с периодичностью выполнения данных работ один раз в 6 месяцев, а также определен перечень расходных материалов и запасных частей для указанных выше работ: уплотнитель двери - 8 шт, фильтр воздушный - 4 шт, антифрикционное покрытие - 2шт.
При этом из текста аукционной документации не следует, что данные требования будут предъявляться не ко всем участникам закупки в равной степени, а с учетом избирательного подхода заказчика к участникам закупки (для одних такие работы обязательны, для других - нет).
Заявитель в свою очередь не представил доказательств в обоснование своих доводов относительно намерения заказчика реализовать замысел, заключающийся, по мнению ИП Овсяникова А.П., в его злоупотреблении правом требовать от участников закупки, поставки указанных выше запасных частей и расходных материалов и их установки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках.
Исходя из положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме срок окончания подачи заявок на участие в аукционе 09 декабря 2016 года в 09:00.
ИП Овсяниковым А.П. 12 декабря 2016 года в адрес Ярославского УФАС России направлены дополнения (вх. N 20211) к жалобе, поданной 08 декабря 2016 года, относительно несоответствия требованиям законодательства о контрактной системе положений документации об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787) .
Таким образом, поскольку указанные выше дополнения ИП Овсяникова А.П. представлены после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, соответственно, рассмотрение данных дополнений не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ИП Овсяникова А.П. на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787) необоснованной.
2. Рассмотрение дополнений к жалобе, направленных ИП Овсяниковым А.П., 12 декабря 2016 года, относительно положений документации при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования отделения ЦСО (стерилизатор DGM-600-2) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000787) не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 декабря 2016 г. N 22278/05-02(377Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016