Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2016 г. N 869-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "НИИ новые технологии", в присутствии представителя Администрации Карабашского городского округа, действующего на основании доверенности от 04.05.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "НИИ новые технологии" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300040516000138 на выполнение проектно-изыскательских работ по модернизации сетей водоснабжения жилых домов по ул. Ватутина в г. Карабаше Челябинской области (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 29.11.2016 Администрация Карабашского городского округа объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 514 847,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.12.2016 в 16:45.
На момент рассмотрения жалобы ООО "НИИ новые технологии" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе неправомерно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений - до 05.12.2016, тогда как с учетом срока окончания подачи заявок такой датой является - 04.12.2016.
Кроме того, в дополнениях к жалобе заявитель указывает, что заказчиком предоставлен ответ на запрос о разъяснении документации, противоречащий ее сути в части окончания срока выполнения работ.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
В документации о закупке заказчик установил дату и время окончания срока представления разъяснений с учетом требований законодательства о контрактной системе, а также принимая во внимание правила переноса срока с учетом выходного дня.
В ответе на запрос заказчик указал дату выполнения работ с учетом окончания срока действия контракта, так как в документации об аукционе допущена техническая опечатка.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Статьей 194 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В извещении о закупке указано, что окончание срока подачи заявок: 06.12.2016 в 16 часов 45 минут.
В пункте 44 информационной карты документации о закупке определены даты начала и окончания срока предоставления заказчиком разъяснений участнику закупки - с 29.11.2016 по 05.12.2016.
При этом, окончание двухдневного срока, предусмотренного для предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, приходится на 04.12.2016 (воскресение), то есть с учетом положений гражданского законодательства днем окончания срока является первый рабочий день - 05.12.2016 (понедельник).
С учетом изложенного, дата окончания срока предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, указанная в документации о закупке, соответствует пункту 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В адрес заказчика через функционал электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе N 714099 с вопросом, касающимся конечного срока выполнения работ.
05.12.2016 заказчиком размещен ответ на указанный запрос участника закупки, в котором указано следующее: "в документации, проекте контракта допущена техническая ошибка, сроки исполнения работ считать до 31.12.2016".
Вместе с тем, в извещении о закупке срок окончания работ определен - 31.12.2016, в пункте 1.3 проекта контракта срок окончания работ определен 20.12.2016, а в пункте 16 информационной карты - 15.12.2016.
Таким образом, разъяснение, размещенное заказчиком на официальном сайте, фактически изменяет существенное условие контракта - срок окончания работ, указанный как в документации о закупке, так и проекте контракта, что противоречит части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в адрес заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе N 713274 с вопросом, касающимся необходимости проведения инженерных изысканий (инженерно-гидрометеорологических изысканий и инженерно-экологических изысканий), на который заказчик ответил, что изыскания проводить нет необходимости.
Вместе с тем, в пунктах 15, 16 технического задания указаны требования о необходимости проведения инженерно-геодезических изысканий и инженерно-геологических изысканий.
Таким образом, ответ заказчика об отсутствии необходимости проводить инженерные изыскания имеет содержательную неопределенность, так как позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости выполнять все виды изысканий, в том числе указанных в техническом задании, что также изменяет суть документации об аукционе в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о закупке указано следующее:
- начало подачи заявок: 29.11.2016 в 16 часов 45 минут.
- окончание срока подачи заявок: 06.12.2016 в 16 часов 45 минут.
Принимая во внимание, что седьмой день срока приходится на 06.12.2016, то сроком окончания подачи заявок является - 07.12.2016.
Таким образом, заказчик, в нарушение части 2 статьи 63, части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе, сократил срок подачи заявок на участие в аукционе на один день.
2. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Таким образом, документация, извещение об аукционе и проект контракта должны содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе в части определения срока выполнения работ и срока оформления результата приемки и оплаты выполненных работ.
Вместе с тем, в извещении о закупке срок окончания работ определен - 31.12.2016, в пункте 1.3 проекта контракта срок окончания работ определен 20.12.2016, а в пункте 16 информационной карты - 15.12.2016, что свидетельствует об установлении заказчиком противоречивых условий исполнения контракта в части определения конечного срока выполнения работ в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта и в документации о закупке содержится противоречие в части срока оформления результатов приемки: в пункте 1.3 проекта контракта указано, что подписание акта сдачи-приемки разработанной проектно-сметной документации и инженерных изысканий - не позднее 20.12.2017г., в пункте 17 информационной карты - не позднее 20.12.2016, тогда как в пункте 3.2 проекта контракта расчет в объеме 10%, в том числе подписания акта сдачи-приемки разработанной проектно-сметной документации и инженерных изысканий с положительным заключением государственной экспертизы в течение 30 дней - не позднее 15.03.2017г.
Указанные противоречивые условия исполнения контракта в документации о закупке и проекте контракта не позволят заключить контракта на условиях документации о закупке, что приведет к нарушению части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
В нарушение указанного положения Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о переходе исключительных прав на результаты выполненных проектных и изыскательских работ муниципальному образованию, от имени которого выступает муниципальный заказчик.
4. В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 8.3 проекта контракта указано, что размер пени, взыскиваемый с заказчика, составляет не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы, тогда как указанная норма предусматривает фиксированный размер ответственности, равный одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НИИ новые технологии" на действия заказчика обоснованными в части нарушения порядка предоставления разъяснений документации о закупке.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 63, части 7 статьи 66, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64, частей 5, 13 статьи 34, части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2016 г. N 869-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016