Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 декабря 2016 г. N 06-1001/16т
изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Васильевой С.Н.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Компьютеры и серверы"(далее -ООО "Компьютеры и серверы",Общество, заявитель):не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
отуполномоченного органа и единойкомиссии Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - уполномоченный орган, единая комиссия, Администрация): не явились, представлено письменное пояснение и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
от заказчика МКУ "Централизованная бухгалтерия" муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - заказчик): не явились, представлено письменное пояснение и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотревжалобуООО "Компьютеры и серверы"на действия единой комиссии уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку товара для нужд МКУ "Централизованная бухгалтерия" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005216000425),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
28 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Компьютеры и серверы"на действия единой комиссии уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку товара для нужд МКУ "Централизованная бухгалтерия" Олекминского района Республики Саха (Якутия)(извещение N 0116300005216000425).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайтеразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 05 декабря 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из сути жалобы ООО "Компьютеры и серверы", по мнению заявителя, единая комиссия уполномоченного органа в нарушение статьи 67 Закона о контрактной системе приняв решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявителюне указала в протоколе рассмотрения первых частей заявок участников закупки на положения аукционной документации, которым не соответствует заявка Общества, положений заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации.
Как следует из поясненийуполномоченного органа, основания отказа в допуске к участию в электронном аукционе заявителю содержатся в протоколе рассмотрения первых частей заявок, также отмечают, что данное решение принято правомерно, поскольку Обществом в первой части заявки не указан товарный знак товара, предлагаемого к поставке (по позициям МФУ, "Высокопроизводительный комплекс" (источник бесперебойного питания), мониторы, источник бесперебойного питания).
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
16 ноября 2016 годана сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruуполномоченным органомразмещено извещениеN0116300005216000425о проведении электронного аукционанапоставку товара для нужд МКУ "Централизованная бухгалтерия" Олекминского района Республики Саха (Якутия), а такжеаукционная документация.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила1 500 000,00руб.
25 ноября 2016 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие ваукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол рассмотрения первых частей заявок N 0116300005216000425-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок поступили2 (две) заявки от участниковзакупки с порядковыми номерами 1, 2.Решением единой комиссии участнику закупки N 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе, участник закупки N 1 допущен к участию в электронном аукционе.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
29 ноября 2016 года подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116300005216000425-2.
Согласно указанному протоколу,единая комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным в аукционной документации второй части заявкиединственного участника закупки N 1(ООО ГК "Компьютеры и сети").
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Компьютеры и серверы"обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует отсутствие в протоколе рассмотрения первых частей заявок участников закупки обоснования решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе Обществу.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116300005216000425-1от 25.11.2016 года участнику закупки с номером заявки 2 (ООО "Компьютеры и серверы") отказано в допуске к участию в аукционе на основании пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Между тем, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116300005216000425-1 от 25.11.2016 года не содержит обоснования отказа участнику закупки N 2 (ООО "Компьютеры и серверы") в допуске к участию в электронном аукционе с указанием положений аукционной документации, которым не соответствует заявка Общества, положений заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании вышеизложенного, в бездействии единой комиссииустановлено нарушение требованияп. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, а жалоба подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Как следует из письменных пояснений Администрации участник закупки N 2 (ООО "Компьютеры и серверы") не указал товарный знак поставляемого (по позициям "МФУ", "Высокопроизводительный комплекс" (источник бесперебойного питания), мониторы, источник бесперебойного питания), в связи с чем, единая комиссия отказал в допуске к участию в закупке.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию6 по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В зависимости от предмета закупки (поставка товара, выполнение работ/оказание услуг, выполнение работ/оказание услуг с применением материалов/товаров) в соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком устанавливаются определенные требования к составу первой части заявки участников закупки.
В рассматриваемом деле, объектом закупки является поставка товара.
Так, в разделе 2 "Требования к техническим характеристикам Товара" Приложения N 5 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к поставляемому товару с указанием максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, при этом, без указания товарного знака или иных средств индивидуализации товара.
Таким образом, применительно к данной закупке применяются положения подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьпри заключении контракта на поставку товараконкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Аналогичные требования установлены в п. 23 Информационной карты аукционной документации.
Следовательно, участником закупки в первой части заявки указываются средства индивидуализации товара (товарный знак и прочее) только,в случае его наличия у товара.
Таким образом, единая комиссия, принимая решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки должна обосновывать свое решение в части правомерного отказа(в рассматриваемом случае об обязательном наличии товарного знака у предложенного заявителем к поставке товара).
Между тем, единой комиссией Администрации не доказано обязательное наличие/отсутствие товарных знаков на предлагаемый к поставке товар участником закупки под порядковым номером N 2, следовательно, у единой комиссии отсутствовало правовое основание для отказа указанному участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с ч .4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе).
При изложенных выше обстоятельствах дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что единойкомиссией нарушено требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, в части неправомерного отказа в допуске ООО "Компьютеры и серверы"к участию в электронном аукционе.
2. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе п. 31 Информационной карты аукционная документация не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
3. Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Между тем, в нарушение данной нормы Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлено требование обеспечения исполнения контракта (порядок, размер и пр.), при этом, в извещении о проведении данной закупки, а также в аукционной документации требование об обеспечении исполнения контракта установлено в размере 75 000, 00 рублей, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
4. Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Между тем, заказчиком в нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено вышеуказанное условие, предусмотренное нормой Закона о контрактной системе.
5. Предметом данной закупки является поставка товара (в частности МФУ, системного блока, высокопроизводительного комплекса, мониторов, источников бесперебойного питания, манипулятора "мышь", клавиатуры, сетевой фильтр, коммутаторов, коннетора, кабеля связи) с кодом ОКПД 2 "26.20.18.000 - Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений".
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Из смысла ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона должна указываться в положениях аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В данный Перечень включен в том числе, код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.20.18.000-"Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что код предмета данной закупки входит в Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с вышеизложенным, заказчик обязан установить в извещении о проведении закупки и аукционной документации ограничение и условие допуска, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 года N 968, а также провести процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями данного Постановления.
Между тем, уполномоченным органом/заказчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 14, п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в положениях извещения о проведении данной закупки, а также аукционной документации не установлено ограничение и условие допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 года N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Компьютеры и серверы"на действия единой комиссии уполномоченного орган Администрации МР"Олекминский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку товара для нужд МКУ "Централизованная бухгалтерия" Олекминского района Республики Саха (Якутия)(извещение N 0116300005216000425)обоснованной.
2. Признатьединую комиссиюуполномоченного органа Администрацию МР "Олекминскийрайон" Республики Саха (Якутия)нарушившейч. 5 ст. 67, п. 2 ч. 6 ст. 67Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика МКУ "Централизованная бухгалтерия" МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 27 ст. 34, ч. 1 ст. 96, п. 11 ч. 1 ст. 64Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Признать уполномоченный орган Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия/заказчик МКУ "Централизованная бухгалтерия" МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) нарушившими ч. 3 ст. 14, п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать уполномоченному органу Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия/заказчику МКУ "Централизованная бухгалтерия" МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 декабря 2016 г. N 06-1001/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016