Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 декабря 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 23.12.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Славянская аптека" на положения документации об электронном аукционе на закупку средств, тормозящих свертывание крови (средств антикоагуляционных) на 1 полугодие 2016 года (Гепарин натрий) для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3" (номер извещения 0128200000115011723), в открытом заседании, в присутствии представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_>.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Славянская аптека" (далее - ООО "Славянская аптека", Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 04/6859-сни от 21.12.2015), явку своего представителя не обеспечил.
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N3" (далее - ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3", заказчик), надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 04/6859-сни от 21.12.2015), явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заказчика (вх.N 7528 от 22.12.2015).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
21.12.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Славянская аптека", перенаправленная из ФАС России (исх. N ГЗТУ/8707 от 18.12.2015), на положения документации об электронном аукционе на закупку средств, тормозящих свертывание крови (средств антикоагуляционных) на 1 полугодие 2016 года (Гепарин натрий) для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3" (номер извещения 0128200000115011723).
В своей жалобе заявитель изложил следующее.
По мнению заявителя, требование заказчика к определенной форме выпуска лекарственного средства - флакон, нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и ограничивает количество участников закупки, так как на территории Российской Федерации выпуск Гепарина натрия осуществляется как во флаконах, так и в ампулах.
ООО "Славянская аптека" зарегистрировало и производит лекарственное средство - торговое наименование Гепарин (МНН - Гепарин натрия), лекарственная форма - раствор для внутривенного и подкожного введения, дозировка 5000 МЕ/мл, форма выпуска ампулы.
Данное лекарственное средство соответствует всем требованиям заказчика, кроме формы выпуска.
Кроме того, форма выпуска указанного лекарственного препарата не является характеристикой, влияющей на терапевтический эффект от его применения.
В обоснование правомерности своих действий заказчик - ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3" представил во Владимирское УФАС России мотивированный отзыв, в котором изложено следующее.
Согласно техническому заданию для нужд ГБУЗ ВО МГБ N3 требуется Гепарин, лекарственная форма - раствор для внутривенного и подкожного введения, дозировка 5000
МЕ/мл, форма выпуска Флаконы 5 мл N5 (Приложение N1 к информационной карте).
Международное непатенто ванное название |
Значения показателей товара |
||||||
Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за единицу товара, руб. |
Сумма, руб. |
|||
Лекарственна я форма |
Дозировка |
Форма выпуска (N) |
|||||
Гепарин натрий |
раствор для внутривенного и подкожного введения |
5000 МЕ/мл |
флако ны 5 мл N5 |
пачки картонные |
552 |
662,5 |
365700 |
Форма выпуска лекарственного средства очень важна для заказчика ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3", так как влияет на эффективность расходования данного препарата. Один флакон Гепарина натрия при необходимости может использоваться несколькими пациентами, а ампула Гепарина натрия при неполном её использовании подлежит немедленному уничтожению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе включить в аукционную документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Заказчику - ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3" необходимо лекарственное средство - Гепарин натрий, форма выпуска - флаконы - 5 мл N5, т. к. при применении лекарственного препарата дозы должны быть индивидуализированы, и могут быть меньше чем 5000 МЕ/мл. Вскрытый флакон Гепарина натрия может хранится сутки.
Вскрытые ампулы Гепарина натрия хранению не подлежат, что подтверждается положениями Приказа Минздрава РФ от 21.10.1997 года N 309 "Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)" и п. 31 ОФС 42-0066-07 "Государственная фармакопея Российской Федерации".
Кроме того, при формировании технического задания учреждение руководствовалось информацией, размещенной в государственном реестре лекарственных средств, исходя из нее лекарственный препарат с МНН Гепарин натрия с формой выпуска флакон, производят 10 производителей, а именно ОАО "Синтез" - Россия, ООО "Омела" - Россия, ФГУП "Московский эндокринный завод" - Россия, Б.- Браун Мельзунген АГ - Германия, ЗАО "Брынцалов-А" - Россия, ЗАО НПЦ "Эльфа", ООО АЛВИЛС", ЗАО "Бинергия" - Россия, ООО
"Джодас Экспоим" - Россия, ООО "Индукерн-Рус" - Россия.
На основании изложенного заказчик просит признать жалобу ООО "Славянская аптека" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что со стороны уполномоченного органа нарушений законодательства при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
09.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru опубликованы извещение N 0128200000115011723 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на закупку средств, тормозящих свертывание крови (средств антикоагуляционных) на 1 полугодие 2016 года (Гепарин натрий) для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3".
Начальная (максимальная) цена контракта - 365 700,00 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Изучив аукционную документацию на закупку средств, тормозящих свертывание крови (средств антикоагуляционных) на 1 полугодие 2016 года (Гепарин натрий) для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3", Комиссия установила, что при описании объекта закупки заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Требования к показателям товара - лекарственного средства с международным непатентованным наименованием Гепарин натрия указаны в Приложении N 1 к информационной карте. В том числе: "Лекарственная форма - раствор для внутривенного и подкожного введения, дозировка - 5000 МЕ/мл, форма выпуска (N) - флаконы - 5 мл N5, ед.изм. - пачки картонные".
Как следует из пояснений, представленных заказчиком, указанное требование к форме выпуска (флакон) вызвано потребностями заказчика, так как влияет на эффективность расходования данного препарата. Один флакон Гепарина натрия при необходимости может использоваться несколькими пациентами в течение суток, а ампула Гепарина натрия при неполном её использовании подлежит немедленному уничтожению.
Согласно сведениям из общедоступных ресурсов в сети Интернет, лекарственное средство, поставка которого является предметом рассматриваемого аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке.
В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств, на настоящий момент зарегистрированы лекарственные средства с международным непатентованным наименованием Гепарин натрия как минимум девяти различных производителей, соответствующие в полном объеме вышеуказанным требованиям заказчика, в том числе с формой выпуска "флакон": ФГУП "Московский эндокринный завод", ООО "Омела", ООО "Алвилс", ЗАО "Бинергия" (Россия), РУП "Белмедпрепараты" (Беларусь) и другие.
В связи с изложенным, любой хозяйствующий субъект при условии наличия необходимой лицензии имеет возможность осуществлять продажу (поставку) лекарственного средства, требующегося заказчику, и Комиссия не усматривает в рассматриваемом случае ограничения количества участников закупки.
Кроме того, об отсутствии ограничения количества участников закупки свидетельствует тот факт, что на участие в данном электронном аукционе было подано 7 (семь) заявок, все заявки допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0128200000115011723 от 18.12.2015).
При этом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России не усматривает в документации об электронном аукционе на закупку средств, тормозящих свертывание крови (средств антикоагуляционных) на 1 полугодие 2016 года (Гепарин натрий) для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3" (номер извещения 0128200000115011723) нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Славянская аптека" на положения документации об электронном аукционе на закупку средств, тормозящих свертывание крови (средств антикоагуляционных) на 1 полугодие 2016 года (Гепарин натрий) для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3" (номер извещения 0128200000115011723) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2015