Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 декабря 2015 г. N 663
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>,
при участии представителей Управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа (далее - Заказчик) - <_>, <_>; представителей Общества с ограниченной ответственностью "Стройремтекс" (далее - Общество, Заявитель) - <_>, <_>; представителя Общества с ограниченной ответственностью "Гермес" (далее - ООО "Гермес") - <_>; представителя Открытого акционерного общества "Дорожная строительная компания 156" (далее - ОАО "ДСК 156") - <_>; представителя Общества с ограниченной ответственностью "Флер-Фито" (далее - ООО "Флер-Фито") - <_>;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров на территории Ангарского городского округа, извещение N 0134300095215000029 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 08 декабря 2015 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению Заявителя, в нарушение норм Федерального закона N 44-ФЗ Заказчиком не размещен локальный ресурсный сметный расчет; также, по мнению Заявителя, размещение и утилизация вывозимого снега в пределах определенной Заказчиком стоимости работ возможна только на действующем полигоне при наличии договорных отношений с ООО "Сиб-Транс-Петройл", что ограничивает количество участников закупки.
В ходе заседания Комиссии Обществом также представлены дополнительные доводы, согласно которым Общество считает незаконным установление Заказчиком требования об оснащенности используемой при выполнении работ специализированной техники спутниковыми системами контроля движения транспорта с обеспечением доступа Заказчика к данным системам контроля, а также установление Заказчиком порядка оценки качества выполняемых работ в соответствии с требованиями летнего содержания дорог и санитарной очистки автомобильной дороги М53 "Байкал", не имеющими отношения к объекту закупки.
Кроме вышеперечисленного, Заявитель считает противоречащими требованиям статей 64, 33 Федерального закона N 44-ФЗ такие положения проекта контракта и документации электронного аукциона, как перенаправление подрядчику для незамедлительного устранения замечаний поступивших предписаний от ГИБДД УМВД и прокуратуры в адрес Заказчика, администрации Ангарского городского округа, мэра Ангарского городского округа; право сотрудников ГИБДД УМВД направлять предписания и акты непосредственно в адрес подрядчика. В случае не устранения выявленных замечаний, получения предписаний ГИБДД УМВД, представления, искового заявления прокуратуры, ответственность за качество и сроки выполнения работ несет подрядчик с оплатой штрафных санкций, наложенных на Заказчика, администрацию Ангарского городского округа, мэра Ангарского городского округа; в случае поступления в адрес Заказчика, мэра Ангарского городского округа, администрации Ангарского городского округа исковых заявления о причиненном ущербе в связи с зимней скользкостью, ответственность несет Подрядчик с выплатой лицу, которому причинен ущерб, суммы ущерба в полном объеме.
Также Заявитель указывает, что в документации об электронном аукционе содержатся противоречивые сведения относительно процентного содержания химически чистых солей в пескосоляной смеси.
Помимо этого, Заявитель усматривает противоречивые сведения в пункте 27 Требований к выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог Ангарского городского округа документации об электронном аукционе, а именно в требованиях о патрульной очистке. Так, в соответствии с данным пунктом, патрульная очистка должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Однако, по мнению Заявителя, в данном ГОСТ отсутствует понятие "патрульная очистка".
Заказчиком, ООО "Флер-Фито", ОАО "ДСК 156", ООО "Гермес" представлены возражения на жалобу Заявителя. Согласно указанным возражениям, данные лица считают доводы Заявителя необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 24 ноября 2015 года на сайте www.rts-tender.ru, Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение о проведении электронного аукциона N 0134300095215000029, а также Аукционная документация о закупке работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров на территории Ангарского городского округа (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 338 485 руб. 31 коп.
Комиссия, исследовав материалы жалобы, доводы Заявителя, возражения Заказчика, ООО "Гермес", ООО "Флер-Фито", ОАО "ДСК 156" приходит к следующим выводам.
Довод Заявителя о допущении Заказчиком нарушения Федерального закона N 44-ФЗ в связи с отсутствием локального ресурсного сметного расчета не может быть признан обоснованным.
Федеральным законом N 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено требование о составлении локального ресурсного сметного расчета при заключении контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог.
Документация об электронном аукционе содержит Перечень для проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров (приложение N 1), Перечень маршрутов по обработке противогололедным материалом (посыпка) (Приложение N 2), Требования к показателям материала, используемого при выполнении работ, Наименование работ, Условия муниципального контракта (контракта) (часть II Документации об электронном аукционе), в том числе Требования к выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог Ангарского городского округа, Требования к противогололедным материалам при выполнении работ по зимнему содержанию автомобильных дорог, Требования к выполнению работ по зимнему содержанию тротуаров Ангарского городского округа, Требования к выполнению работ по зимнему содержанию трамвайных путей Ангарского городского округа, Расчет N 04 цены муниципального контракта на содержание автомобильных дорог на территории Ангарского городского округа.
Указанные составляющие Документации об электронном аукционе позволяют однозначно определить объект закупки.
Кроме того, 30 ноября 2015 года Заказчиком опубликовано Разъяснение положений документации об электронном аукционе N РД1, к которым приложены локальные ресурсные сметные расчеты, отображающие стоимость выполнения работ по позициям указанных в расчете N 04 за единицу измерения, которые в совокупности с Документацией об электронном аукционе также позволяют определить объект закупки.
Комиссия также не может согласиться с доводом Заявителя о том, что для выполнения работ участнику фактически необходимо заключить договор с ООО "Сиб-Транс-Петройл".
Документация об электронном аукционе, а также опубликованные разъяснения положений Документации об электронном аукционе не содержат обязанности участников электронного аукциона заключать договор с ООО "Сиб-Транс-Петройл". Более того, в них не содержится требования о необходимости заключить контракт с каким-либо определенным лицом, осуществляющим деятельность в сфере утилизации снега.
Кроме того, Заявитель ссылается на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, осуществленное Заказчиком.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В то же время, Комиссия приходит к выводу об обоснованности следующих доводов Заявителя.
Содержание документации об электронном аукционе регулируется статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 названной статьи документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пунктом 2 Требований к выполнению работ Документации об электроном аукционе, пунктом 4.1.2 Проекта муниципального контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров на территории Ангарского городского округа предусмотрено следующее: "Вся специализированная техника должна быть оборудована спутниковыми системами контроля движения транспорта. Подрядчик обязан обеспечить доступ Заказчику к данным системам контроля".
Часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает запрет на включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В связи с тем, что Федеральный закон N 44-ФЗ не предусматривает возможность установления требования о необходимости оснащения специализированной техники спутниковыми системами контроля движения при выполнении работ по зимнему содержанию автомобильных дорог, Заказчиком нарушен запрет, установленный частью 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме этого, Комиссия приходит к выводу о неправомерном установлении Заказчиком требований к оценке результатов выполняемых работ.
Приложением N 4 Документации об электронном аукционе определена оценка качества выполняемых работ, включающая в себя такие разделы, как "Летнее содержание дорог", "Текущий и аварийный ремонт автомобильных дорог", "Санитарная очистка автомобильной дороги М53 "Байкал".
Предметом электронного аукциона является выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров на территории Ангарского городского округа; выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, их летнему содержанию, а также по очистке автомобильной дороги М53 "Байкал" в предмет электронного аукциона не входят.
Также, Комиссия соглашается с доводом Заявителя о наличии необъективного характера в описании объекта закупки в части содержания солей в противогололедных материалах.
Так, пункты 4, 5 части "Комбинированные противогололедные материалы" раздела "Требования к противогололедным материалам при выполнении работ по зимнему содержанию автомобильных дорог" Документации об электронном аукционе предписывают использовать при выполнении работ пескосоляные смеси с содержанием в своем составе химически чистых солей не менее 10% и не менее 20%. Приложение N 2 "Требования к показателям материала, используемого при выполнении работ" Документации об электронном аукционе в наименовании материала (позиция 2) также указывает на необходимость использования противогололедных материалов с содержанием соли 10 и 20%. В то же время, среди характеристик данного материала указано, что они должны иметь в своем составе не менее 12% химически чистых солей.
Помимо прочего, Комиссия приходит к выводу о неправомерном установлении Заказчиком следующих требований.
Пунктами 11, 12 Порядка и требований к приемке работ Документации об электронном аукционе, а также пунктами 5.12, 5.13 Проекта муниципального контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров на территории Ангарского городского округа закреплены такие положения: "В случае не устранения выявленных замечаний по зимнему содержанию автомобильных дорог, получения предписаний от ГИБДД УМВД по городу Ангарску и представления, искового заявления прокуратуры города Ангарска ответственность за качество и сроки выполнения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров, расположенных на территории Ангарского городского округа несет Подрядчик с оплатой штрафных санкций, наложенных ГИБДД УМВД по городу Ангарску, судами на Заказчика, администрацию Ангарского городского округа, мэра Ангарского городского округа"; "В случае поступления в адрес Заказчика, мэра Ангарского городского округа, администрации Ангарского городского округа исковых заявлений о причинённом ущербе в связи с зимней скользкостью, ответственность несет Подрядчик с выплатой лицу, которому причинен ущерб, суммы ущерба в полном объеме".
Отношения по поводу вынесения представлений прокурора, рассмотрения исковых заявлений в судебном порядке, возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, привлечения к административной ответственности в виде административного штрафа являются отношениями, возникающими в связи с осуществлением одним из их субъектов в отношении другого властных полномочий, которыми такой субъект наделяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные отношения регулируются такими нормативными правовыми актами, как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и иными.
Заказчик в документации об электронном аукционе не может изменять нормы действующих на территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов.
Кроме вышеперечисленного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Указанный пункт предписывает Заказчику при описании объекта закупки руководствоваться следующим правилом: "использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии".
Требования к выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог Ангарского городского округа Документации об электронном аукционе, в том числе пункты 26, 27 содержат требования к патрульной очистке автомобильных дорог.
Пунктом 27 указанных Требований закреплено, что работы по патрульной очистке дорог должна выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Однако указанный государственный стандарт Российской Федерации не содержит понятия "патрульная очистка".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. признать жалобу Заявителя частично обоснованной;
2. признать Заказчика нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона;
4. оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения, выданного предписания;
5. направить копии решения и предписания лицам, принявшим участие в рассмотрении жалобы;
6. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 декабря 2015 г. N 663
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015