Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 28 декабря 2015 г. N 7031/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Руднева Д.А.- член Комиссии, специалист- эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области - Никонорова Андрея Владимировича (доверенность N б/н от 05.06.2015), также являющийся членом аукционной комиссии;
- уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Куприянова Артема Геннадьевича (доверенность N 138 от 21.12.2015), Игнатьевой Надежды Александровны (доверенность N 148 от 23.12.2014);
- подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "ПМ-Фарма" - Алтуховой Надежды Витальевны (доверенность N б/н от 21.12.2015), Писаревой Ирины Петровны (доверенность N б/н от 21.12.2015);
- участник закупки, признанный победителем закупки - Общество с ограниченной ответственностью "ФАРМПРО" - своих представителей на заседание Комиссии не направило, надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявляло,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "ПМ-Фарма" (127521, г. Москва, 17-пр. Марьиной Рощи, д. 13, стр. 5; далее - ООО "ПМ-Фарма") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) при осуществлении им и государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов с МНН N-карбамоилметил-4-фенил-2-пирролидон для государственных нужд Новгородской области, извещение N 0150200000615000851 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 25.11.2015,
УСТАНОВИЛА:
21.12.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области поступила жалоба участника закупки - ООО "ПМ-Фарма" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области при осуществлении им и государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта (договора) на поставку лекарственных препаратов с МНН N-карбамоилметил-4-фенил-2-пирролидон для государственных нужд Новгородской области, извещение N 0150200000615000851 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.11.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО "ПМ-Фарма" была подана заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе. Согласно протоколу подведения итогов в электронного аукциона от 15.12.2015 заявка ООО "ПМ-Фарма" была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе (далее - Документация) в связи с отсутствием в составе второй части заявки декларации или иного документа, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
По мнению подателя Жалобы, представленное по лекарственному препарату, требуемому заказчику в Документации, регистрационное удостоверение данного лекарственного препарата для медицинского применения подтверждает страну происхождения, предлагаемого к поставке препарата.
Уполномоченный орган - Департамент закупок Новгородский области считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 11072 от 24.12.2015 Новгородского УФАС России).
В силу приказа министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) в пункте 9 раздела 10.3 Документации заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации или иного документа, подтверждающего страну происхождения поставляемого товар.
В качестве подтверждения страны происхождения предлагаемого к поставке товара ООО "ПМ-Фарма" было представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения Р N 002784/01 от 08.04.2009, в которых указано наименование и адрес юридического лица, на имя которого оно выдано.
В свою очередь, в силу действующего законодательства, информация о наименовании и адресе юридического лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения не может быть расценено как декларирование страны происхождения предлагаемого к поставке товара.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, представитель уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородский области поддержал доводы возражений на Жалобу.
Государственный заказчик - Департамент здравоохранения также считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу (вх. N 11084 от 24.12.2015 Новгородского УФАС России).
В силу действующего законодательства и пункту 10.3 Документации в составе второй части заявки участники должны представлять декларацию или иной документ, подтверждающий страну происхождения поставляемого товара.
Во второй части заявки ООО "ПМ-Фарма" отсутствовали документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - Департамента здравоохранения, также являющийся членом аукционной комиссии, поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В ноябре-декабре 2015 года государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения и уполномоченным органом - Департаментом закупок Новгородской области проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта (договора) на поставку лекарственных препаратов с МНН N-карбамоилметил-4-фенил-2-пирролидон для государственных нужд Новгородской области, извещение N 0150200000615000851 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.11.2015 (начальная (максимальная) цена контракта - 1 340 000,00 рублей).
Документация утверждена заместителем руководителя Департамента здравоохранения Г.В. Соболевой 17.11.2015.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа.
Для реализации требований законодательства о контрактной системе и Приказа N 155 государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения в подпункте 9 пункта 10.3 Документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки участников декларации или иного документа, подтверждающих страну происхождения поставляемого товара в силу раздела 8 Документации.
В соответствии с разделом 8 Документации в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение поставить товар, поставка которого является предметом данного электронного аукционе, происходящий из иностранных государств, за исключением Республики Армении, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов в электронной форме от 15.12.2015 заявка ООО "ПМ-Фарма" была признана несоответствующей требованиям Документации, в связи с отсутствием в составе второй части заявки декларации или иного документа, подтверждающих страну происхождения поставляемого товара.
В составе второй части подателя Жалобы (ООО "ПМ-Фарма") приложено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения Р N 002784/01 от 08.04.2009, выдано ОАО "Валента Фармацевтика", Россия.
Согласно пункту 26 статья 4 Федерального закона от 12.04.2012 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.
В соответствии с приказом Минздрава России от 22.10.2012 N 428н (ред. от 03.04.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - Приказ N 428н) заявителями на предоставление государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения являются разработчик лекарственного препарата для медицинского применения или уполномоченное им другое юридическое лицо.
Согласно части 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Таможенного кодекса Таможенного союза декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
Таким образом, на основании вышеизложенного регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения Р N 002784/01 от 08.04.2009, представленное во второй части заявки ООО "ПМ-Фарма" не подтверждает страну происхождения препарата "Фенотропил", так как данный документ подтверждает факт государственной регистрации лекарственного препарата, а не страну его происхождения, поскольку, исходя из положений Приказа N 428н и статей 58, 60 Таможенного кодекса Таможенного союза, наличие в данном удостоверении сведений о лице, которому оно выдано (ОАО "Валента Фармацевтика", Россия), не подтверждает, что данное лицо является и производителем данного препарата.
Таким образом, принятое аукционной комиссией уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородский области на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе решение об отказе в допуске подателя Жалобы - ООО "ПМ-Фарма" к участию в аукционе является правомерным.
Таким образом, в результате рассмотрения Жалобы в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородский области нарушений не установлено.
Следовательно, Жалоба является необоснованной.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 3.2.1 Документации функциональные и качественные характеристики товара содержатся в Приложении N 1 к Документации (позиция N 1 "N-карбамоилметил-4-фенил-2-пирролидон").
В соответствии с Приложением N 1 к Документации государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения в виде таблицы по единственной позиции в отношении закупаемого лекарственного препарата установлены:
- минимальное значение количества таблеток в потребительской (вторичной) упаковке - 30 шт. (столбец 5);
- количество упаковок - 1500 (столбец 3);
- форма выпуска (таблетка) и количество активного вещества в 1 таблетке (100 мг) (столбец 10).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта и требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В Приложении N 1 к Документации содержится инструкция по заполнению заявки, согласно которой:
- показатели, указанные в столбце 1-4, участник закупки не редактирует, за исключением указания под знаком "***" торгового наименования лекарственного препарата, предлагаемого к поставке, и наименование страны его происхождения;
- при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 5, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5;
- при установлении заказчиком показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.
Таким образом, указанные в столбцах 3, 10 - значения показателей "количество упаковок", "форма выпуска", "количество активного вещества в 1 таблетке" являются неизменяемыми, а указанное в столбце 5 значения количества таблеток в потребительской (вторичной) упаковке является минимально допустимым.
В соответствии с Письмом ФАС России от 09.06.2015 N АК/28644/15 "О рассмотрении обращения" типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, а именно:
- требование к поставке определенной дозировки лекарственного препарата (например, 500 мг) без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, 2 таблетки по 250 мг);
- указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: "ампула", "флакон", "блистер") без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
- необоснованное требование к количеству единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.
Таким образом, отнесение государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения в Приложении N 1 Документации таких показателей товара как количество упаковок, форма выпуска, количество активного вещества в 1 таблетке, к числу показателей, значения, которых не могут изменяться (столбцы 3, 10), а также отнесение такого показателя как количество таблеток в потребительской (вторичной) упаковке, к числу показателей, значения которых являются минимальными (столбец 5) при неизменяемом количестве упаковок свидетельствуют о нарушении правил описания объекта закупки и может привести к ограничению количества участников закупки, так как Документация, устанавливая неизменяемые значения терапевтически не значимых характеристик, не позволяет поставить товар с иным количеством упаковок, с иной формой выпуска и количеством активного вещества в таблетке и с меньшим количеством таблеток в потребительской упаковке, что является возможным для производителей и поставщиков исходя из данных Государственного реестра лекарственных средств, размещенных на официальном сайте, grls.rosminzdrav.ru.
Следовательно, в действиях государственного заказчика - Департамента здравоохранения содержатся нарушения пунктов 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссия учитывает следующее.
Доказательств того, что выявленные нарушения в действиях государственного заказчика повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено, исходя из общего количества участников рассматриваемой закупки (на участие в ней поступили вторые части заявок 3 участников), результатов торгов (электронный аукцион признан состоявшимся, отсутствия запросов участников закупки о разъяснении положений Документации, касающихся объективности описания объекта закупки. Как следствие, доказательства нарушения прав и законных интересов участников электронного аукциона, у Комиссии отсутствуют, оснований полагать, что установленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика не имеется.
Руководствуясь статьями 14, 33, 64, 66, 67, 69, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ПМ-фарма" (127521, г. Москва, 17-пр. Марьиной Рощи, д. 13, стр. 5) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) при осуществлении им и государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов с МНН N-карбамоилметил-4-фенил-2-пирролидон для государственных нужд Новгородской области, извещение N 0150200000615000851 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.11.2015, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии Д.А. Раскоснов
Д.А. Руднева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 28 декабря 2015 г. N 7031/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015