Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 декабря 2015 г. N 03-10.1/460-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Инстрой" (далее - заявитель, Общество) на действия федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное предприятие "Прогресс" (далее - заказчик) при осуществлении закупки способом электронного аукциона (извещение N 0552100000415000036) на выполнение работ по строительству пристройки к корпусу N 3 (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителя заявителя - <_>;
в отсутствие представителя заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (07.12.2015 в 08:15 вх. N 11130э) жалоба заявителя, согласно которой документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запросы Омского УФАС России (исх. N 05-11291 от 09.12.2015, исх. N 03-11375 от 11.12.2015) заказчиком представлены письменные возражения на доводы жалобы и материалы закупки (вх. N 11493 от 11.12.2015), из которых следует, что 19.11.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 8096425 руб.
Согласно извещению дата окончания подачи заявок на участие в аукционе установлена 07.12.2015 в 09:30 час.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 08.12.2015 поступило девять заявок, отказано в допуске к участию в аукционе 7 участникам закупки.
В протоколе проведения электронного аукциона от 11.12.2015 указано, что в аукционе приняли участие участники закупки N 3 и N 6; наименьшая цена контракта 7163180,16 руб. предложена участником закупки N 6.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.12.2015 следует, что заявка участника закупки N 3 признана не соответствующей требованиям документации об аукционе; заявка участника закупки N 6 признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя заявителя и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 части 2 "Информационная карта" документации об аукционе предусмотрена выплата аванса в размере 30% цены контракта, при этом пунктом 22 указанной части установлено обеспечение исполнения контракта в размере 809642,50 руб., что составляет 10 % начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении N 0552100000415000036.
В силу указанного и с учетом начальной (максимальной) цены контракта Комиссия признала необоснованным довод жалобы заявителя о том, что в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта меньше, чем размер аванса.
3.2. Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В разделе "Требования к участникам" извещения N 0552100000415000036 указано: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 2 пункта 13 части 2 "Информационная карта" документации об аукционе установлено: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие Участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии Участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно:
Свидетельство о членстве в саморегулируемой организации с приложением на право проведения следующих работ (Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624):
II. Виды работ по подготовке проектной документации
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
При этом установлено требование о представлении участником закупки в составе второй части заявки также свидетельства о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту либо свидетельства на организацию строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Пунктом 1.1 части 3 "Проект контракта" документации об аукционе установлено: "Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству пристройки к корпусу N 3 по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства резинокордной оболочки для комплекса "ЗК-30" ФГУП "НПП "Прогресс" в соответствии с условиями настоящего контракта, проектной документацией и Техническим заданием".
Частью 4 "Техническое задание на строительство пристройки к корпусу N 3" документации об аукционе предусмотрена разработка рабочей документации на строительство, пристройку.
Из жалобы следует: "Объектом закупки являются только работы по строительству пристройки к корпусу N 3 по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства резинокордной оболочки для комплекса "ЗК-30" ФГУП "НПП "Прогресс", в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектной документацией и Техническим заданием. Выполнение работ по подготовке проектной документации ни документацией об электронном аукционе, ни проектом контракта не предусмотрены.
Таким образом, действия заказчика в нарушение требований ст. 8 Федерального закона "О контрактной системе" влекут за собой необоснованное ограничение числа участников электронного аукциона".
В возражениях заказчика, не согласного с данным доводом жалобы заявителя, указано на правомерность установления требования о представлении участником закупки в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, поскольку при разработке документации об аукционе заказчик руководствовался письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.05.2013 N 3991-БМ/11/ГС, в котором указано: "Рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитие проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации".
Вместе с тем, ссылка на указанное письмо не может быть положена в основу позиции о необходимости наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, так как данное письмо не является источником права и указанные в нем положения отражают субъективный подход в трактовании тех либо иных положений закона.
Комиссия считает данный довод жалобы заявителя обоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 3.1.8 ГОСТ Р 21.1001-2009 рабочая документация это совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.
Таким образом, подготовка рабочей документации и проведение строительных работ представляют собой единый технологический процесс и должны выполняться одним подрядчиком.
Согласно подпункту "п" пункта 26 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
При этом работы по созданию рабочей документации не включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответственно подрядчику не требуется получение каких-либо дополнительных разрешений на разработку рабочей документации.
В силу указанного Комиссия считает неправомерным установленное в документации об аукционе требование о представлении участником закупки в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, в связи с чем признала в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3.3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 4 "Техническое задание на строительство пристройки к корпусу N 3" документации об аукционе в табличной форме предусмотрен перечень используемых при выполнении работ материалов, оборудования, изделий.
Из жалобы следует: "Заказчик не указал параметры эквивалентности используемых товаров, а также минимальные и максимальные значения показателей, что вводит участников закупки при подготовке заявок на участие в электронном аукционе в заблуждение и влечет за собой необоснованное ограничение числа участников".
Соглашаясь с указанным доводом жалобы, Комиссия установила, что в нарушение вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе в Техническом задании по ряду позиций не содержались параметры эквивалентности используемых товаров, а также минимальные и максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (например, позиция N 6 "Каркасы металлические", позиция N 9 "Анкер-шпилька NST М16Х215/100 или эквивалент", позиция N 26 "Стекломат").
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что описание объекта закупки не носит объективный характер, нарушает требования пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3.4. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что согласно разделу "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения о проведении электронного аукциона, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта указано: "Порядок предоставления обеспечение исполнения контракта и требования к нему в соответствии с документацией об электронном аукционе".
Вместе с тем, в документации об аукционе отсутствует информация о банковском сопровождении контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 8 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Инстрой" на действия федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное предприятие "Прогресс" при осуществлении закупки способом электронного аукциона (извещение N 0552100000415000036) на выполнение работ по строительству пристройки к корпусу N 3 в части неправомерного установления в документации об аукционе требования о представлении участником закупки в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации и необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное предприятие "Прогресс требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственное предприятие "Прогресс" и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 декабря 2015 г. N 03-10.1/460-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2015