Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 ноября 2015 г. N 2246/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 2246/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100022815000358 "на выполнение работ по Капитальному ремонту зданий клиники ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский 38/57-59/212-214, раздел оконные проемы здания Клиники детских болезней Литер Х, Клиники и кафедры госпитальной хирургии Литер В, Клиники и кафедры факультетской хирургии Литер Г, клиники и кафедры гинекологии Литер Е, здания Лечебно-диагностического корпуса Литер Б-А, клиники и кафедры нейрохирургии, клиники терапии Литер А" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Евстратовой Е.С.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловалась документация об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100022815000358 от 20.10.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 6 938 363,36 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.11.2015 года в 09 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является необоснованное требование Заказчика о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО) к определенному виду работ N33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" подвиду N 33.3. "Жилищно-гражданское строительство".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона или копии этих документов.
Заказчик в п.п.2 п.12.3. документации об аукционе установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований в Информационной карте аукциона) Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
В п.22 Информационной карты аукциона Заказчик указал:
1. |
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ |
документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованию, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" - Копия свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО) к определенному виду работ N33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" подвиду N 33.3. "Жилищно-гражданское строительство", так как работы являющиеся предметом настоящего аукциона относятся к видам работ определенные разделами: 12.8. "Антисептирование деревянных конструкций", с указанием в допуске СРО сведений, о предельной стоимости работ по одному контракту (гражданско-правовому договору) по которому член СРО планирует осуществлять организацию работ, исходя из размера взноса, который был внесен им в компенсационный фонд саморегулируемой организации (ч.7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ) |
Внеплановой проверкой установлено, что объектом рассматриваемого аукциона является капитальный ремонт здания Заказчика.
Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (часть 2 статьи 52 ГрК РФ).
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N624).
Исходя из смысла указанных норм права, если условия аукционной документации предусматривают проведение работ, которые содержатся в Перечне видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.
Согласно документации об аукционе, в перечень работ по настоящей закупке входят работы по капитальному ремонту здания Заказчика в соответствии с локальными сметными расчетами.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ростовского УФАС пояснил, что в составе закупаемых работ имеются работы, для выполнения которых требуется допуск СРО. Представитель Заказчика указал на позицию локальной сметы: ТЕР 15-004-006-04 "покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения за 2 раза стен". По мнению представителя Заказчика, данные работы обуславливают наличие у подрядчика свидетельства СРО по виду 12.8 "Антисептирование деревянных конструкций" из Перечня, утвержденного Приказом N624. Таким образом, Заказчик потребовал допуск по п.33.3 (генеральный подряд).
Однако вид работ, описанный в локальных сметах "покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения за 2 раза стен" не предусмотрен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624.
Пункт 12.8 Перечня, утвержденного Приказом N624, предусматривает работы по антисептированию деревянных конструкций, тогда как в локальных сметах, размещенных Заказчиком в составе документации об аукционе, отсутствует указание на наличие в здании Заказчика деревянных конструкций, подлежащих антисептированию.
Таким образом, Заказчиком не закупаются виды работ, которые входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития России от 30.12.2009 года N 624.
При таких обстоятельствах, Заказчик, установив в аукционной документации требования к участникам закупки о предоставлении в составе вторых частей заявок свидетельства, выданного в соответствии со ст. 52 ГрК РФ саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования Заказчика по товарам "кирпич керамический одинарный", "блок оконный" не соответствуют ГОСТ.
Внеплановой проверкой установлено, что согласно поз.17 Технического задания Заказчику требуется к поставке товар "кирпич керамический одинарный", к которому, в том числе, установлены следующие требования: класс средней плотности кирпича: 1,0-1,4; коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии (0,2 0,46] Вт/(м°С).
По мнению Заявителя, данные требования не соответствует ГОСТ 530-2012, поскольку данный ГОСТ предусматривает еще четыре класса средней плотности кирпича и еще две группы изделий по теплотехническим характеристикам.
Согласно п.4.1.5 "ГОСТ 530-2012. Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 2148-ст) по показателю средней плотности изделия подразделяют на классы 0,7; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0; 2,4.
В силу п.5.2.2 ГОСТ 530-2012 в зависимости от коэффициента теплопроводности кирпич керамический может быть одной из следующих групп по теплотехническим характеристикам: высокой эффективности, повышенной эффективности, эффективные, условно-эффективные, малоэффективные (обыкновенные).
Заказчик установил в документации об аукционе требования о поставке товара "кирпич керамический одинарный" только следующих классов средней плотности: 1,0; 1,2; 1,4 и только следующих групп изделий по теплотехническим характеристикам: повышенной эффективности, эффективный и условно-эффективный по теплотехническим характеристикам. Данные требования не нарушают положения ГОСТ 530-2012. Доводы жалобы Заявителя в указанной части следует признать необоснованными.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в силу требований, указанных в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно поз.17 Технического задания Заказчику требуется к поставке товар "кирпич керамический одинарный", к которому, в том числе, установлены следующие требования: средняя плотность, кг/м3: 801-1400.
Однако в п.5.2.1 ГОСТ 530-2012. установлены иные значения средней плотности:
5.2.1. Средняя плотность кирпича и камня в зависимости от класса средней плотности должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 5:
Таблица 5
Классы средней плотности изделий
Класс средней плотности изделия |
Средняя плотность, кг/м3 |
1,0 |
810 - 1000 |
1,2 |
1010 - 1200 |
1,4 |
1210 - 1400 |
Таким образом, Заказчик установил по товару "кирпич керамический одинарный" требования к показателю "средняя плотность" не соответствующие требованиям ГОСТ 530-2012.
Согласно поз.18 Технического задания Заказчику требуется к поставке товар "блок оконный", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
- приведенное сопротивление теплопередаче профиля должно быть более 0,8 (м2 * град С /Вт);
- приведенное сопротивление теплопередачи оконного блока не менее 0,65 (м2 * град С/Вт);
- Коэффициент теплопередачи оконного блока не менее 1,00 Вт/(м2 * град С).
Согласно "ГОСТ 23166-99. Блоки оконные. Общие технические условия" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.05.2000 N 41) для показателя "приведенное сопротивление теплопередаче" используются иные единицы измерения: "м2 х °C/Вт". Кроме того, в ГОСТ 23166-99 отсутствуют требования к коэффициенту теплопередачи.
Таким образом, Заказчик установил по товару "блок оконный" требования не соответствующие требованиям ГОСТ 23166-99.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товарам "кирпич керамический одинарный", "блок оконный", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 ноября 2015 г. N 2246/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015