Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2015 г. N 44-3922/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик, Уполномоченный орган, Организатор закупки);
ООО "Гектар" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26782 от 14.12.2015) на действия Заказчика (Уполномоченного органа, Организатора закупки) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в Государственных бюджетных образовательных учреждениях Калининского района Санкт-Петербурга в 2016 году (далее - конкурс с ограниченным участием, конкурс, закупка), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 25.11.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003815000113. Начальная (максимальная) цена контракта 9 007 591,35 руб.
В жалобе ООО "Гектар" указывает на неправомерные действия Заказчика в части утверждения конкурсной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе, выразившихся в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком при оценке заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" использованы следующие показатели:
- Деловая репутация участника конкурса;
- Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Так согласно порядку оценки заявок, установленному Заказчиком в части II "Специальная часть инструкция участникам" конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки".
В рамках данного показателя оцениваются:
- "Репутация профессиональной деятельности", определяемый членством участника конкурса в Саморегулируемых организациях в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов";
- "Имидж", характеризующий восприятие организации клиентами и обществом в целом";
- "Награды и поощрения", характеризующий наличие у участника конкурса положительных отзывов от государственных или муниципальных заказчиков за надлежащее исполнение контрактов (договоров) по поставке продуктов питания".
Также конкурсная документация содержит указания о том, какие документы подтверждают соответствие участников закупки данному показателю, а именно:
"8.1.1. Для определения значения фактора "Репутация профессиональной деятельности" учитывается членство участника закупки в Саморегулируемых организациях (СРО) в области поставки продуктов питания и/или организации питания.
Членство в СРО подтверждается сведениями из саморегулируемой организации - копией свидетельства/сертификата/аттестата с указанием присвоенного СРО номера и датой его присвоения. Сведения о присвоенном СРО номере и дате присвоения указываются в разделе I формы "Деловая репутация участника конкурса" (по форме приложения N 3 к специальной части).
8.1.2. Для определения значения фактора "Имидж" учитывается наличие у участника конкурса действующей ссылки на сайт участника конкурса в информационно - телекоммуникационной сети Интернет с регулярным обновлением информации и наличие опубликованной на сайте участника стратегии развития компании.
8.1.3. Для определения значения фактора "Награды и поощрения" конкурсной комиссией учитывается количество полученных положительных отзывов от государственных или муниципальных заказчиков за надлежащее исполнение контрактов (договоров) по поставке продуктов питания начиная с 2012 года по дату окончания подачи заявок с ценой контракта не менее 15 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке".
1. Фактор "Имидж" раскрыт в документации о закупке следующим образом:
"Для определения значения фактора "Имидж" учитывается наличие у участника конкурса действующей ссылки на сайт участника конкурса в информационно - телекоммуникационной сети Интернет с регулярным обновлением информации и наличие опубликованной на сайте участника стратегии развития компании.
При определении значения фактора "Имидж" используется следующие значения:
1,0 - наличие действующей ссылки на сайт участника закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с регулярным обновлением информации и наличие опубликованной на сайте участника стратегии развития компании.
0,5 - наличие действующей ссылки на сайт участника закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с регулярным обновлением информации и отсутствие опубликованной на сайте участника стратегии развития компании.
0 - отсутствие действующей ссылки на сайт участника закупки в телекоммуникационной сети Интернет с регулярным обновлением информации, а также стратегии развития компании".
Согласно доводу жалобы, установленный Заказчиком фактор "Имидж" не позволяет выявить лучшее предложение ввиду отсутствия в рамках значений фактора: "Наличие действующей ссылки на сайт участника закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет без регулярного обновлением информации и наличие опубликованной на сайте участника стратегии развития компании".
Согласно документации о закупке, под регулярным обновлением информации понимается информация, размещаемая на сайте участника с обновлением не позднее одного месяца до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Согласно пояснениям представителя Заказчика, любое взаимодействие с функционалом сайта (правка и редактирование существующей информации, размещение новой информации, изменение в оформлении или программном обеспечении) является регулярным обновлением информации, то есть свидетельством того, что официальный сайт является действующим и актуальным. В связи с тем, что актуальность информации официального сайта участника является сутью оцениваемого критерия, отсутствие регулярного обновления официального сайта расценивается как отсутствие официального сайта в целом.
В связи с изложенным, данный довод жалобы признается необоснованным.
2. В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Согласно доводам жалобы, фактор "Репутация профессиональной деятельности", определяемый членством участника конкурса в Саморегулируемых организациях в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов, ставит участников закупки в неравные условия, поскольку имеется ограниченный круг организаций, выдающих соответствующее свидетельство. Вместе с тем, в доводах жалобы подробно описан порядок получения вышеуказанного свидетельства НК "Здоровое питание", которое на дату заседания Комиссии УФАС имеет в своем составе 44 организации. Так же довод Заявителя о невозможности представления свидетельства Саморегулируемой организации НП "АПСПОЗ" не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС в связи с деятельностью НП "АПСПОЗ" непосредственно в области социального питания в сфере образования и здравоохранения, что кореллирует с предметом закупки.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность данных доводов. Также на настоящем этапе закупки Комиссии УФАС не представляется возможным определить, позволяет ли установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" выявить лучшие условия исполнения контракта, в связи с чем, данный довод жалобы признан необоснованным.
3. Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) утвержден перечень случаев, при которых к участникам закупки предъявляются дополнительные требования.
Согласно п. 6 Приложения 2 Постановления Правительства N 99, при проведении закупки путем конкурса с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная цена контракта превышает 500000 рублей, к участникам предъявляется дополнительное требование в виде наличия опыта исполнения контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1085), в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Согласно п. 8.3. Специальной части документации о закупке, в рамках показателя "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается количество заключенных и исполненных контрактов (договоров) на поставку продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков, в период с 2012 по дату окончания подачи заявок, с ценой контракта (договора) не менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Согласно доводам жалобы, установление в качестве критерия оценки количества заключенных и исполненных контрактов с ценой контракта не менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта дает определенным участникам преимущество и противоречит проставлению правительства N 99.
Вместе с тем, Постановление Правительства N 99 не устанавливает минимального ценза к объему выполненных работ, оцениваемых в рамках критериев оценки заявок, поскольку регулирует непосредственно предквалификационный отбор участников. Так же, в рамках закупки оценивается количество представленных контрактов надлежащего объема, в то время как Постановление Правительства N 99 предписывает наличие одного надлежаще исполненного контракта определенного объема.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком соблюдены положения ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, а так же п. 30 Постановления Правительства N 1085, дополнительные требования к участникам закупки не идентичны критериям оценки заявок, установленных в документации о закупке.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
4. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены завышенные требования к объему исполненных контрактов (160%) в рамках показателя "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема, выраженный в наличии контрактов (договоров) на поставку продуктов питания с ценой контракта (договора) не менее 160% от начальной (максимальной) цены контракта".
Вместе с тем, установление требований к сопоставимому характеру и объему работ, выраженному в предоставлении информации о ранее заключенных и исполненных участником договоров (контрактов) не противоречит Закону о контрактной системе и Постановлению Правительства N 1085. Объем требований по каждому критерию, согласно пояснениям Заказчика, обусловлен значимостью закупки и не регулируется Постановлением Правительства N 1085. Кроме того, в рамках Постановления Правительства N 1085 отсутствует указание на определение сопоставимости видов работ и определяется Заказчиком исходя из предмета закупки.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
5. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (ред. от 19.07.2011), для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 19.07.2011 N 248-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", требование о наличии оформленных в установленном порядке санитарных паспортов утратило силу.
Однако, Заказчиком в п. 5.1.12 Части IV "Проект контракта" установлено требование: "В течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта предъявить Заказчику транспортные средства для перевозки продуктов питания, по форме приложения 3 к контракту. При этом обязательно предъявляются оригиналы санитарных паспортов на каждое транспортное средство и технических паспортов на транспортные средства".
В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что при формировании проекта Контракта руководствовались СанПиН 2.3.5.021-94 "Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли", действующему на территории Российской Федерации, согласно п. 3.11.2 и 3.11.3 которого транспорт, используемый для перевозки пищевых продуктов, должен иметь санитарный паспорт.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гектар" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2015 г. N 44-3922/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2015