Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2015 г. N 44-3573/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Клиническая инфекционная больница имени С.П. Боткина" (далее - Заказчик):
ООО "Ресурс-М" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25005 от 24.11.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов на январь-март 2016 года для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 10.11.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200168115000282. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 834 871,75 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении конкурсной документации, которая не соответствует требованиям Закона о контрактной системе (по основаниям, изложенным в жалобе).
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе явка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 данной статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Анализ конкурсной документации показал, в том числе части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам", что для оценки конкурсных заявок Заказчиком установлен критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и показатель "Качество используемых товаров".
В конкурсной документации установлено, что по показателю "Качество используемых товаров" Заказчиком оценивается превышение качественных характеристик, применяемых, при оказании услуг, товаров. Превышение качественных характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения предложения участника, с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации.
При этом в п. 11.2.1 части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлен перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с минимальными значениями: "Максимально допустимое содержание свинца"; "Максимально допустимое содержание мышьяка"; "Максимально допустимое содержание кадмия"; "Максимально допустимое содержание ртути"; "Максимально допустимое содержание радионуклида цезий-137"; "Максимально допустимое содержание радионуклида стронций-90"; "Максимальное содержание металломагнитной примеси размером отдельных частиц в наибольшем линейном измерении 0,3 мм и массой не более 0,4 мг"; "Максимально допустимое содержание свинца"; "Максимально допустимое содержание мышьяка"; "Максимально допустимое содержание кадмия"; "Максимально допустимое содержание ртути"; "Максимально допустимое содержание радионуклида цезий-137"; "Максимально допустимое содержание радионуклида стронций-90"; "Максимально допустимое содержание свинца"; "Максимально допустимое содержание мышьяка"; "Максимально допустимое содержание кадмия"; "Максимально допустимое содержание ртути"; "Максимально допустимое содержание радионуклида цезий-137"; "Максимально допустимое содержание радионуклида стронций-90"; "Максимально допустимое содержание свинца"; "Максимально допустимое содержание мышьяка"; "Максимально допустимое содержание кадмия"; "Максимально допустимое содержание ртути"; "Максимально допустимое содержание радионуклида цезий-137"; "Максимально допустимое содержание радионуклида стронций-90"; "Максимальная массовая доля общей сернистой кислоты"; "Максимально допустимое содержание свинца"; "Максимально допустимое содержание мышьяка"; "Максимально допустимое содержание кадмия"; "Максимально допустимое содержание ртути"; "Максимально допустимое содержание радионуклида цезий-137" и т.д.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями конкурсной документации, вышеприведенные примеры подробного изложения описания участниками закупок допустимого содержания химических веществ ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение о качестве товара в составе конкурсной заявки.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что участники закупки вправе представить информацию о содержании вредных химических веществ в продуктах питания в соответствии с требованиями действующих СанПиН и ГОСТ, однако лучшим предложением будет считаться то, в котором содержание данных веществ будет минимальным. Комиссия УФАС считает, что данное обстоятельство ставит участников закупки в неравные условия и дает преимущества тем участникам, которые имеют в наличии товар, подлежащий к поставке, а также соответствующие сертификаты качества и испытаний на них.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к участникам конкурса информации, непредусмотренной Законом о контрактной системе.
В части оставшихся доводов жалобы установлено, что 25.11.2015 17:51 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещены изменения в конкурсную документацию. В действующей редакции документации обжалуемые положения отсутствуют.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс-М" обоснованной в части доводов об установлении требований к участникам конкурса информации, непредусмотренной Законом о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 44-3544/15.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2015 г. N 44-3573/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015