Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 декабря 2015 г. N 2-57-11736/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Попелышева Н.М.,
при участии представителя ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России,
в отсутствие представителей ООО "ЭКСПЕРТ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/50101 от 10.12.2015),
рассмотрев жалобу ООО "ЭКСПЕРТ" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране территории и осуществлению контрольно-пропускного режима в 2016 году для нужд структурного подразделения - Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Ю.Е.Вельтищева (Закупка N0373100108215000473) (далее - Конкурс) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.12.2015 NМГ/50101 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые может должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе.
Вместе с тем, в силу п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 16.1 раздела II конкурсной документации установлено требование: "Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать следующие информацию и документы в соответствии с едиными требованиями к участникам закупки: 12) Подтверждение квалификации участника; 13) Обоснование предлагаемой цены контракта".
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено требование об обязательном предоставлении в заявке на участие в открытом конкурсе подтверждения квалификации участника, а также в нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении в заявке на участие в открытом конкурсе обоснования предлагаемой цены контракта.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 6 ч. 2, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе установлены вышеуказанные требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком составлен порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе без учета Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе п оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом, в силу ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
П. 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам, при этом, для работ, услуг за исключением отдельных видов работ, услуг предусмотрены следующие предельные величины значимости критериев оценки: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 40.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в разделе V конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость" установлены следующие величины значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
1. Цена - 30%;
2. Качество услуг - 35%;
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих их на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 35%.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе неправомерно установлены величины значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
3. По мнению Заявителя, порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе содержит несколько методов оценки одних и тех же показателей, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно конкурсной документации заявки на участие в конкурсе по показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются следующим образом:
Наименование показателя: "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
Содержание показателя: Оцениваются представленные участником закупки сведения об опыте оказания услуг по объекту закупки, аналогичному объекту закупки по настоящему конкурсу (количество объектов охраны, на которых участником закупки оказывались охранные услуги), за 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, на основании исполненных государственных и(или) муниципальных контрактов, и (или) гражданско-правовых договоров.
Опыт работы по оказанию услуг сопоставимого характера и объема (государственные объекты с численностью персонала и посетителей более 500 чел.) в том числе имеющие режимные помещения, в том числе:
- опыт оказания охранных услуг от 1 года до 5 лет _ до 5 баллов
- опыт оказания охранных услуг от 5 лет до 9 лет_ до 10 баллов
- опыт оказания охранных услуг свыше 9 лет_ до 15 баллов".
Наименование показателя: "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами"
Содержание показателя: Оцениваются представленные участником закупки сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (количественном составесотрудников, имеющих удостоверение частного охранника, подтверждающееих правовой статус и квалификацию) для качественного и надлежащего оказания услуг по объекту закупки в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (Технического задания).
Заявленные участником закупки сведения по усмотрению участника закупки могут быть подтверждены в составе заявки на участие в конкурсе копиями удостоверений частного охранника.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
1. наличие в штате исполнителя квалифицированного персонала, соответствующего лицензионным требованиям и условиям, согласно оказываемым видам охранных услуг, имеющего соответствующий правовой статус_ до 10 баллов
2. руководители охранной организации прошедшие обучение по программе пожарно-технического минимума (требования МЧС России) _ до 5 баллов
3. руководители охранной организации, прошедшие обучение по программе охраны труда_ до 5 баллов
4. наличие в организации проведенной аттестации рабочих мест или оценки условий труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ_ до 5 баллов
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по вышеуказанным показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", содержащий несколько методов оценки заявок на участие в открытом конкурсе, что может ограничивать количество участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе установлен неправомерный порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭКСПЕРТ" на действия ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 6 ч. 2, ч. 5 ст. 51, ч. 9 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Н.М. Попелышев
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 декабря 2015 г. N 2-57-11736/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2015