Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2015 г. N 2-57-10277/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Жилищник района Кунцево": Побережного Е.В., Глодиной Е.В,
при участии представителя ИП Бухарова Дмитрия Владимировича: Стефанчука М.П.,
рассмотрев жалобу ИП Бухарова Дмитрия Владимировича (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Кунцево" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству бытового городка для отдыха рабочих ГБУ "Жилищник района Кунцево" (Закупка N 0373200014215000587) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации не соответствующей положениям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.11.2015 N11/45618 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное размещение аукционной документации в формате, препятствующем формированию первой части заявки на участие в аукционе.
На основании ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, создает препятствия при осуществлении копировании фрагментов текста, а именно, не позволяет осуществить надлежащим образом копирование фрагментов текста, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. По мнению Заявителя аукционная документация Заказчика содержит неправомерные требования к товарам, использумым при выполнении работ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 26 "Сливы стальные оцинкованные, толщина 0,55 мм ГОСТ Р 52246-2004" Формы 2 неправомерно установлено следующее требование: "Марка цинка покрытия: Ц0-Ц1", что, не позволяет сформировать предложение с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения").
В своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком в аукционной документации противоречивых требований к товару "Щебень из естественного камня для дорожных работ". Так, в аукционной документации Заказчика установлено требование о соответствии товара "Щебень из естественного камня для дорожных работ" ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", при этом в документации содержится следующее требование: "Щебень: из шлаков черной или цветной металлургии или фосфорных шлаков, предназначенный для строительства автомобильных дорог (покрытий, оснований, дополнительных слоев оснований и других конструктивных слоев дорожной одежды)", что является противоречивыми требованиями к товару, поскольку ГОСТ 8267-93 не распространяется на щебень из шлаков черной или цветной металлургии, а также фосфорные шлаки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, и нарушении Заказчиком положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам "Сливы стальные оцинкованные, толщина 0,55 мм ГОСТ Р 52246-2004", "Щебень из естественного камня для дорожных работ".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации установлены неправомерные требования к товару п. 6 "Блоки оконные из ПВХ профилей ГОСТ 23166-99 ГОСТ 24866-99 ГОСТ 30698-2000 для Блок-контейнера Жилое помещение" Формы 2, используемому при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, а именно:
- при описании характеристики "Звукоизоляция стеклопакета должна быть" Заказчиком указана единица измерения "мкм", при этом, по мнению Заявителя, данная характеристика измеряется в "дБА";
- Заказчиком установлено требование "Общий коэффициент пропускания света оконным блоком должен быть: не менее 9 дБ", что, по мнению Заявителя не соответствует требованиям технических стандартов, согласно которым общий коэффициент пропускания света оконным блоком должен быть от 0,35 до 0,8;
- при описании требований к показателю "Прочность стекла на изгиб должна быть" Заказчиком не установлены максимальные и (или) минимальные значения данного показателя, а также значения показателя, которые не могут изменяться;
- Заказчиком установлены противоречивые требования к теплопроводности стекла, а именно в документации содержатся следующие требования к товару: "Теплопроводность стекла должна быть: более 29 МПа", "Теплопроводность стекла должна быть: более 0,85 Вт(м*К)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы Заявителя, а также пояснил данные факты следствием технической ошибки при формировании аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Блоки оконные из ПВХ профилей ГОСТ 23166-99 ГОСТ 24866-99 ГОСТ 30698-2000 для Блок-контейнера Жилое помещение" таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в части использования при описании максимальных и минимальных значений показателей товара "Сливы стальные оцинкованные, толщина 0,55 мм ГОСТ Р 52246-2004", а также значения показателей данного товара, которые не могут изменяться, символа "/".
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в составе аукционной документации размещено Приложение N3 к информационной карте документации, содержащее инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в жалобах Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при разъяснении в аукционной документации правил чтения символов, а также свидетельствующих о неправомерности использования при установлении требований к товару "Сливы стальные оцинкованные, толщина 0,55 мм ГОСТ Р 52246-2004" символа "/".
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка участника закупки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товара "Фурнитура для дверей ГОСТ 5091" требованиям указанного в наименовании товара ГОСТ, поскольку нормативный стандарт "ГОСТ 5091" не существует, при этом ГОСТ 5091-78 "Изделия скобяные вспомогательные для деревянных окон и дверей. Типы" не регламентирует значения характеристик, установленные Заказчиком к товару "Фурнитура для дверей ГОСТ 5091", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Фурнитура для дверей ГОСТ 5091" установлены в соответствии с ГОСТ 5089-2011 "Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия", что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что положения ГОСТ 5091-78 распространяются на вспомогательные изделия для деревянных окон и дверей, применяемых в массовом строительстве жилых и общественных зданий.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, согласно примечанию к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона выбран код ОКПД 45.21.15.140 "Работы общестроительные по возведению гостиниц, отелей, ресторанов и зданий аналогичного назначения", начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 613 424,81 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 99.
Таким образом, действия Заказчика, не установивших группу работ строительных при установлении дополнительных требований в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, нарушают ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Бухарова Дмитрия Владимировича на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Кунцево" обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований к товарам "Щебень", "Сливы стальные оцинкованные, толщина 0,55 мм ГОСТ Р 52246-2004", "Блоки оконные из ПВХ профилей ГОСТ 23166-99 ГОСТ 24866-99 ГОСТ 30698-2000 для Блок-контейнера Жилое помещение", а также размещения аукционной документации в формате препятствующем осуществлению функций копирования фрагментов текста.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2015 г. N 2-57-10277/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2015