1. С целью формирования и развития контрактной системы Томской области, отвечающей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающего в силу с 01.01.2014, одобрить Концепцию перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Феденёв |
Одобрена
распоряжением
Губернатора Томской области
от 24 октября 2013 г. N 396-р
Концепция
перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области
1. Общие положения
1. Концепция перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области (далее - Концепция) разработана с целью формирования и развития контрактной системы Томской области, отвечающей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. Контрактная система Томской области должна стать комплексным механизмом, определяющим приоритетные направления развития контрактной системы Томской области и регулирующим отношения участников контрактной системы, связанные с планированием закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки), определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключением и исполнением государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров (далее - контракты), мониторингом закупок, аудитом и контролем в сфере закупок.
3. Все термины, используемые в настоящей Концепции, применяются в значении, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если из положений Концепции не следует иное.
4. Приоритетные направления развития контрактной системы в Томской области:
1) планирование закупок;
2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) исполнение контрактов;
4) мониторинг закупок;
5) контроль и аудит в сфере закупок.
2. Обоснование перехода к контрактной системе
5. В марте 2013 года был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Закон о контрактной системе. Закон о контрактной системе подписан Президентом Российской Федерации 5 апреля 2013 года и вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу согласно статье 114 Закона о контрактной системе. В полном объеме Закон о контрактной системе должен вступить в силу с 1 января 2017 года.
Закон о контрактной системе принципиально меняет подходы к осуществлению государственных и муниципальных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок (часть 1 статьи 1, пункт 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Законом о контрактной системе предоставлено право субъектам Российской Федерации принимать активное участие в формировании региональных контрактных систем, начиная от возможности издания правовых актов в сфере закупок, определения оптимальной схемы централизации закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, создания и развития региональной информационной системы в сфере закупок, заканчивая проведением мониторинга закупок, а также осуществлением контроля и аудита в сфере закупок.
Учитывая существующие проблемы, заключающиеся в отсутствии четкой и структурированной системы планирования закупок, что во многих случаях приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, в настоящее время необходимо сформировать контрактную систему в Томской области, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, учитывающую значительный положительный опыт Томской области в управлении закупками, в том числе централизации закупок.
Ожидаемый результат перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области - сформировавшаяся контрактная система Томской области, обеспечивающая эффективное расходование бюджетных средств.
3. Анализ состояния сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области. Задачи в разрезе приоритетных направлений развития контрактной системы Томской области
Процесс планирования закупок
6. В настоящее время:
1) система планирования потребности на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Томской области основана на формировании ведомственных и сводного перечней государственных нужд, планов-графиков размещения заказов;
2) наряду с текущим планированием, предусмотренным частью 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в соответствии с постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 N 80 "Об утверждении Порядка определения потребности на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области на очередной финансовый год и плановый период" предусмотрено среднесрочное планирование сроком не менее трех лет (на очередной финансовый год и двухлетний плановый период).
7. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) планирование закупок должно сопровождаться их обоснованием (статья 18 Закона о контрактной системе). Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе. Таким образом, меняются акценты в целеполагании закупок. Вместо стремления действующего Закона о размещении заказов к низкой цене контракта ставится задача обоснования необходимости самой закупки, а также последующего отчета заказчика о том, были ли по результатам закупки достигнуты первоначально поставленные цели;
2) при планировании закупок должны учитываться требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов (статья 19 Закона о контрактной системе). Данная мера необходима для исключения закупок, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Кроме того, при расчете параметров закупок на будущий период необходимо учитывать результаты исполнения ранее заключенных контрактов, в том числе в части исполнения поставщиками, подрядчиками, исполнителями своих гарантийных и иных дополнительных обязательств, с целью исключения повторного расходования бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг, которые были приобретены и оплачены ранее;
3) отдельные закупки подлежат обязательному общественному обсуждению (статья 20 Закона о контрактной системе). Случаи обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
8. Задача - построить эффективную систему планирования закупок, при которой объем государственных (муниципальных) нужд будет определяться исходя из мероприятий программ, иных документов, определяющих задачи деятельности органов государственной власти.
9. Меры по реализации поставленной задачи:
1) на основании статьи 17, статьи 21 Закона о контрактной системе необходимо разработать и принять правовые акты Томской области, устанавливающие порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области. Данный порядок должен предусматривать, в том числе, механизм обоснования потребности в конкретных закупках;
2) на основании частей 4 и 5 статьи 19 Закона о контрактной системе необходимо разработать и принять правовой акт Томской области, устанавливающий правила нормирования в сфере закупок для обеспечения нужд Томской области, а также соответствующие правовые акты в сфере нормирования, устанавливающие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков;
3) подготовить предложения и при необходимости на основании части 2 статьи 20 Закона о контрактной системе разработать и принять соответствующий правовой акт Томской области, устанавливающий дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок для обеспечения нужд Томской области;
4) обеспечить методологическое сопровождение закупочной деятельности заказчиков Томской области, помогающее им выполнять требования Закона о контрактной системе в части планирования и обоснования закупок, в том числе в части определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;
5) предусмотреть при организации мониторинга закупок Томской области показатели оценки эффективности стадии планирования, которые будут стимулировать заказчиков осуществлять планирование:
с указанием конкретных значений показателей результативности, которые планируется достичь в результате осуществления закупки;
с включением в обоснование закупки сведений об учете результатов исполнения ранее заключенных контрактов при расчете параметров текущей закупки либо указания на отсутствие ранее заключенных контрактов, которые связаны с текущей закупкой.
Процесс определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
10. В настоящее время в Томской области существует частичная централизация закупок. Департамент государственного заказа Томской области выступает в качестве уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области и нужд бюджетных учреждений Томской области при проведении торгов (открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме), за исключением права подписания государственного контракта. При этом заказчики размещают заказ самостоятельно исключительно запросом котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, путем проведения закрытых торгов.
11. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) существенно ограничивается возможность применения упрощенных способов закупки (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Проведение конкурсов и аукционов становится обязательным даже для заказчиков с небольшим бюджетом.
Заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год (статья 72 Закона о контрактной системе).
Определять поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений заказчики вправе только в случаях, прямо предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. В частности, при закупках на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую сто тысяч рублей, совокупный годовой объем закупок не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.
Сводятся к минимуму случаи заключения контрактов по результатам несостоявшихся процедур закупок;
2) изменяются правила проведения торгов: появляются новые процедуры, такие как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс; меняются критерии оценки заявок на участие в конкурсе; повышаются требования к участникам закупок и к составу заявки на участие в закупке; вводятся новые правила расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; появляются антидемпинговые механизмы и т.д.;
3) расширяются возможности по централизации и оптимизации закупок. Так, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по решению высшего органа исполнительной власти может исполнять полномочия не только по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 1 статьи 26 Закона о контрактной системе), но и полномочия по планированию закупок, исполнению контрактов, в том числе по обеспечению приемки и оплаты по контрактам (часть 3 статьи 26 Закона о контрактной системе). Устанавливается возможность централизовать закупки муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона о контрактной системе), а также закупки, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе). Появляется схема ведомственной централизации закупок.
12. Задача - создать централизованную контрактную систему, которая будет охватывать процесс государственных закупок Томской области на всех этапах.
13. Меры по реализации поставленной задачи:
1) разработать и принять соответствующие правовые акты, устанавливающие оптимальную для Томской области схему централизации закупок;
2) подготовить предложения по оптимизации процесса определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе через проведение совместных торгов;
3) рассмотреть вопрос целесообразности определения дополнительного перечня или случаев закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области, осуществляемых путем проведения открытого аукциона в электронной форме;
4) предусмотреть при организации мониторинга закупок Томской области показатели оценки эффективности стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Процесс исполнения контрактов
14. В настоящее время:
1) заказчикам рекомендовано использовать разработанные Департаментом государственного заказа Томской области формы контрактов;
2) осуществляется сбор сведений о контрактах в целях формирования установленной отчетности.
15. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) изменились подходы к условиям исполнения и расторжения контрактов: появилась возможность устанавливать в контракте обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекать субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей с целью предоставления преимуществ таким организациям (статья 30 Закона о контрактной системе); установлена обязанность заказчиков в обязательном порядке взыскивать неустойку (штраф, пени) в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (часть 6 статьи 34 Закона о контрактной системе); появилась обязанность включать в контракт условие о банковском сопровождении контрактов (статья 35 Закона о контрактной системе); установлена обязанность заключать контракты жизненного цикла в случаях установленных Правительством Российской Федерации; при приемке результатов по контракту в обязательном порядке должна производиться экспертиза (часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе); ужесточены требования к банковским гарантиям, которые могут приниматься в целях обеспечения исполнения контракта (статья 45 Закона о контрактной системе); появилась возможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения контрактов (часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе) и т. д.;
2) предусмотрено создание "библиотеки" типовых контрактов. При этом до утверждения федеральными органами исполнительной власти соответствующих типовых контрактов могут разрабатываться типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 112 Закона о контрактной системе);
3) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге должна отражаться заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (части 9 - 12 статьи 94 Закона о контрактной системе).
16. Задача - обеспечить методологическое сопровождение процесса исполнения контрактов для профессионального формирования требований и условий закупки Заказчиками.
17. Меры по реализации поставленной задачи:
1) разработать и принять правовой акт Томской области о порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов. Разработать и довести до сведения заказчиков типовые проекты контрактов, типовые условия контрактов, учитывающих все нововведения Закона о контрактной системе в части условий исполнения и расторжения контрактов;
2) разработать и принять правовой акт Томской области об определении случаев банковского сопровождения контрактов;
3) предусмотреть при организации мониторинга закупок Томской области показатели оценки эффективности стадии исполнения контрактов.
Процесс мониторинга закупок
18. В настоящее время:
1) Закон о размещении заказов не устанавливает обязанность субъектов Российской Федерации осуществлять мониторинг размещения заказов;
2) в Томской области осуществляется сбор сведений о контрактах в целях формирования установленной отчетности.
19. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) законодательно закрепляется необходимость осуществления мониторинга всех стадий закупок: планирования, определения поставщика (подрядчика, исполнителя), исполнения контракта (статья 97 Закона о контрактной системе). Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков;
2) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Такой мониторинг обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
20. Задача - формирование эффективной системы наблюдений, позволяющей осуществлять непрерывное отслеживание состояния процесса закупок.
21. Меры по реализации поставленной задачи:
1) разработать и принять правовой акт Томской области о порядке осуществления мониторинга закупок для обеспечения нужд Томской области;
2) определить исполнительным органом государственной власти Томской области по регулированию контрактной системы, который отвечает за реализацию государственной политики в сфере закупок, организацию мониторинга закупок, а также за методологическое сопровождение деятельности заказчиков, осуществляющих закупки, Департамент государственного заказа Томской области.
Процесс контроля и аудита в сфере закупок
22. В настоящее время:
1) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется Контрольно-ревизионным управлением Администрации Томской области;
2) аудит в сфере закупок отдельно не урегулирован.
23. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) предусмотрены новые виды контроля:
ведомственный контроль (статья 100 Закона о контрактной системе);
контроль, осуществляемый заказчиком (статья 101 Закона о контрактной системе);
общественный контроль (статья 102 Закона о контрактной системе);
контроль, осуществляемый финансовым органом (часть 5 статьи 99 Закона о контрактной системе);
внутренний государственный финансовый контроль (часть 8 статьи 99 Закона о контрактной системе);
2) увеличилось число субъектов, имеющих право на обжалование действий (бездействия) заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, специализированных организаций и т. д. Помимо участников закупок жалобы могут подаваться общественными объединениями, объединениями юридических лиц (часть 1 статьи 105 Закона о контрактной системе);
3) предусмотрено проведение аудита в сфере закупок (статья 98 Закона о контрактной системе).
24. Учитывая, что действенная система аудита и контроля в условиях перехода на контрактную систему выступает одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса в целом, основная задача - определение и наделение соответствующих органов полномочиями, позволяющими осуществлять сквозной контроль закупочного цикла, своевременное пресечение нарушений в сфере закупок.
25. Меры по реализации поставленной задачи:
1) разработать и принять правовой акт Томской области о порядке осуществления контроля в сфере закупок органом внутреннего государственного финансового контроля Томской области;
2) разработать и принять правовой акт Томской области о порядке осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.
4. Централизация закупок в Томской области
26. Одним из главных вопросов применения Закона о контрактной системе, требующих решения на уровне субъекта Российской Федерации, является установление подходящей для Томской области системы централизации закупок.
В настоящее время в Томской области существует частичная централизация закупок. Согласно постановлению Администрации Томской области от 25.03.2011 N 86а "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Департамент государственного заказа Томской области выступает в качестве уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области и нужд бюджетных учреждений Томской области при проведении торгов (открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме), за исключением права подписания государственного контракта. При этом заказчики лишены права на размещение заказа указанными способами и размещают заказ самостоятельно исключительно запросом котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, путем проведения закрытых торгов.
27. С целью оптимизации закупочной деятельности заказчиков Закон о контрактной системе также как и действующее законодательство предусматривает возможность создать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо наделить соответствующими полномочиями какой-либо из существующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 26 Закона о контрактной системе).
При этом в условиях перехода к контрактной системе появляются новые факторы, свидетельствующие о целесообразности внедрения большей степени централизации закупок в Томской области:
1) установление в Законе о контрактной системе ограничений на применение упрощенных способов закупок (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) изменение (усложнение) правил проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, а также появление новых способов закупок (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс);
3) закрепление в Законе о контрактной системе требования об осуществлении закупок на профессиональной основе (статья 9 Закона о контрактной системе).
Учитывая изложенное, при формировании контрактной системы Томской области должен быть сохранен принцип централизации закупок через уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Томской области.
28. Централизацию закупок в рамках реализации контрактной системы осуществлять путем создания уполномоченного органа и уполномоченного (ых) учреждения (ий).
Согласно части 3 статьи 26 Закона о контрактной системе на Департамент государственного заказа Томской области (далее - уполномоченный орган), и созданное (ые) уполномоченное (ые) учреждение (я) возложить в соответствии с действующим законодательством полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Томской области, казенных и бюджетных учреждений Томской области.
Данная схема централизации закупок представляет собой пример государственного централизованного снабжения и является альтернативой проведения совместных торгов в случае, когда у нескольких заказчиков существует потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах.
Также данная схема применяется в целях передачи несвойственных профильным государственным органам закупочных функций на аутсорсинг специально созданному государственному органу (уполномоченному органу) или казенному учреждению (уполномоченному учреждению), или нескольким таким учреждениям, что позволяет оптимизировать штатную численность государственных гражданских служащих Томской области.
29. Принимая во внимание:
1) необходимость повышения эффективности административно-управленческих процессов исполнительных органов государственной власти Томской области путем выведения за рамки их полномочий избыточных и несвойственных обеспечивающих функций;
2) объективно существующую у исполнительных органов государственной власти Томской области, казенных учреждений Томской области потребность в одних и тех же типовых товарах, работах, услугах, например, по организации мероприятий, выставок, закупке канцелярских принадлежностей, компьютерной техники, мебели, горюче-смазочных материалов и т. п.
Необходимо создать подведомственное Департаменту государственного заказа Томской области казенное учреждение, обеспечивающее выполнение полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - уполномоченное учреждение), за счет перераспределения численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Томской области и подведомственных им учреждений в связи с переданными функциями.
Отнесение созданного уполномоченного учреждения в соответствии с профилем его работы к подведомственности уполномоченного органа позволит уполномоченному учреждению осуществлять закупочную деятельность в постоянном взаимодействии с Департаментом государственного заказа Томской области, в том числе во взаимодействии, осуществляемом в оперативном (рабочем) порядке. Также это создает условия для объединения управленческих и методологических усилий в сфере закупок для обеспечения нужд Томской области. Кроме того, отнесение уполномоченного учреждения области к подведомственности Департамента государственного заказа Томской области необходимо в целях исключения дублирования функций по централизации закупок у разных исполнительных органов государственной власти Томской области.
Штатная численность уполномоченного учреждения определяется исходя из объема закупок, полномочия на осуществление которых будут переданы такому учреждению.
30. Создание уполномоченного учреждения повысит эффективность осуществления административно-управленческих процессов исполнительных органов государственной власти Томской области, позволит контролировать издержки их основной деятельности, повысит эффективность закупочной деятельности, сократит затраты и число административного и управленческого персонала, что приведет к экономии бюджетных средств Томской области.
В частности, с момента передачи уполномоченному учреждению полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупочные подразделения (контрактные службы) заказчиков будут частично сокращены либо не будут требовать увеличения их штатной численности, которое в ином случае необходимо было бы провести для обеспечения выполнения новых обязанностей, установленных Законом о контрактной системе. Такая передача полномочий будет являться эффективной в связи со следующим:
1) в силу централизации в уполномоченном учреждении закупок для нескольких заказчиков штатная численность такого учреждения будет значительно меньше, чем совокупная штатная численность закупочных подразделений (контрактных служб) отдельных заказчиков, необходимых им для выполнения требований Закона о контрактной системе;
2) пропорционально сокращению количества специалистов, занятых в сфере закупок, будут сокращены расходы на их переобучение, необходимое в связи с принятием Закона о контрактной системе, а также на иное обеспечение их работы;
3) специалисты закупочных подразделений (контрактных служб) исполнительных органов государственной власти Томской области являются государственными гражданскими служащими Томской области и имеют соответствующие этому статусу денежное содержание и льготы, в то время как размер оплаты труда работников уполномоченного учреждения будет рассчитываться в соответствии с нормативами оплаты труда, установленными для работников казенных учреждений Томской области, т. е. в меньшем размере.
Перечень исполнительных органов государственной власти Томской области, казенных и бюджетных учреждений Томской области, а также перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых уполномоченный орган, уполномоченное учреждение будут осуществлять свои полномочия, устанавливаются правовым актом Томской области.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при осуществлении закупок определяется решениями о создании такого органа, учреждения либо решениями о наделении их соответствующими полномочиями.
Закон о контрактной системе помимо вышеуказанной схемы централизации предусматривает возможность централизовать в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации закупки муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона о контрактной системе), в том числе муниципальные закупки, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Учитывая существенные изменения законодательства о закупках в связи с принятием Закона о контрактной системе и наличие кадрового дефицита в муниципальных образованиях Томской области, возможна реализация передачи полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков отдельных муниципальных образований Томской области уполномоченному органу на основании соответствующих соглашений и при наличии объективных обстоятельств.
Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность с 1 января 2014 года включать в соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, положение о централизации соответствующих закупок муниципальных образований (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, позволит осуществлять более эффективный контроль за своевременностью и полнотой расходования соответствующих средств областного бюджета, соблюдением целевого назначения трансфертов, а также проводить мониторинг таких закупок.
Централизовать на уровне субъекта Российской Федерации закупки муниципальных образований возможно только при наличии у уполномоченного органа достаточных материальных и кадровых ресурсов.
5. Ресурсное обеспечение перехода к контрактной системе в Томской области
Кадровое обеспечение перехода к контрактной системе в Томской области
31. Система мер по кадровому обеспечению контрактной системы в Томской области включает в себя следующие элементы:
организационно-штатные мероприятия по созданию контрактных служб (назначению контрактных управляющих) в структуре заказчиков, в том числе увеличение предельной штатной численности (при необходимости);
организационно-штатные мероприятия по изменению структуры Департамента государственного заказа Томской области, в том числе увеличение предельной штатной численности;
организация переобучения специалистов заказчиков, Департамента государственного заказа Томской области в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом о контрактной системе к специалистам в сфере закупок;
утверждение предельной штатной численности уполномоченного учреждения (при его создании).
Увеличение предельной штатной численности заказчиков, Департамента государственного заказа Томской области связано с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе в связи с установлением новых обязанностей заказчиков, уполномоченного органа, а также в связи с усложнением порядка осуществления прежних обязанностей указанных субъектов.
Кроме того, с 1 января 2014 года значительно увеличится количество заказчиков по следующим причинам:
в связи с изменениями действующего законодательства и передачей некоторых полномочий муниципалитетов на уровень субъекта Российской Федерации (например, в области здравоохранения, образования);
в связи с тем, что в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, данный закон также применяется к закупкам автономного учреждения, государственного унитарного предприятия и к закупкам иного юридического лица при предоставлении последнему бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Томской области, что также потребует увеличения численности работников.
Вместе с тем, сохранение централизации закупок в Томской области позволит осуществить переход к контрактной системе с минимально возможным расширением штатной численности субъектов контрактной системы. В качестве альтернативного решения возможно увеличение штатной численности только Департамента государственного заказа Томской области или уполномоченного учреждения, а также незначительное увеличение у отдельных заказчиков при соответствующем обосновании.
Правовое и методическое обеспечение перехода к контрактной системе в Томской области
32. В рамках настоящей Концепции и в соответствии с Законом о контрактной системе на уровне субъекта Российской Федерации должны быть приняты правовые акты и проведены первоочередные мероприятия согласно приложению к настоящей Концепции.
Информационное обеспечение перехода к контрактной системе в Томской области
33. Согласно статье 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Таким образом, в рамках реализации Закона о контрактной системе на территории Томской области должна быть создана информационная система в сфере закупок, интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок. Для этого необходимо в 2013-2016 годах (по мере вступления в силу отдельных положений Закона о контрактной системе) осуществить разработку, внедрение, а затем при необходимости доработку и модернизацию региональной информационной системы в сфере закупок. Кроме того, необходимо провести работы по ее интеграции с единой информационной системой в сфере закупок.
Необходимость создания новой информационной системы связана со значительными изменениями в сфере закупок, предусмотренными Законом о контрактной системе (осуществление мониторинга закупок, необходимость размещения обоснования закупки в плане закупок и плане-графике закупок, необходимость размещения отчетов о результатах исполнения контрактов, расширение перечня способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и изменение порядка их проведения). Департаменту государственного заказа Томской области обеспечить выполнение необходимых мероприятий по созданию региональной информационной системы.
В Томской области информационное обеспечение размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области в настоящее время осуществляется с использованием автоматизированной системы "АЦК-Госзаказ", разработчиком которой является ООО "Бюджетные и финансовые технологии". Данная система является расширением функциональных возможностей автоматизированной системы "АЦК-Финансы", обеспечивая контроль лимитных обязательств. Учитывая необходимость функционального взаимодействия автоматизированных систем "АЦК-Госзаказ" и "АЦК-Финансы", следует передать автоматизированные системы в один исполнительный орган государственной власти (учреждение) Томской области.
Приложение
к Концепции перехода
к контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных
и муниципальных нужд в Томской области
Перечень
мероприятий перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области
N п/н |
Содержание мероприятия |
Правовое основание (норма Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
Срок исполнения (разработки проекта акта), ответственные исполнители |
Примечание |
1. |
Разработка порядка функционирования и использования региональной информационной системы в сфере закупок |
Декабрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Департамент государственного заказа Томской области |
После установления единых требований Правительством Российской Федерации к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок |
|
2. |
Введение в эксплуатацию интегрированной с единой информационной системой в сфере закупок информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области, созданной на базе автоматизированной информационной системы Томской области "Государственный заказ" |
До 1 января 2017 г. Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
3. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области, устанавливающего порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд Томской области, а также решение вопроса о целесообразности утверждения Перечня дополнительной информации, включаемой в планы закупок для обеспечения нужд Томской области |
Декабрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Департамент государственного заказа Томской области |
Порядок устанавливается с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации |
|
4. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области, устанавливающего порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, а также решение вопроса о целесообразности утверждения перечня дополнительной информации, включаемой в планы-графики закупок |
Декабрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Департамент государственного заказа Томской области |
С учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации |
|
5. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области, устанавливающего правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области, в том числе: 1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; 2) требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков |
Декабрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Департамент государственного заказа Томской области |
На основании общих требований, установленных Правительством Российской Федерации |
|
6. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области о централизации закупок для нужд Томской области, включающего в себя порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом (уполномоченными органами) Томской области |
Декабрь 2013 г. Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
7. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Томской области |
Декабрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
8. |
Подготовка предложения о целесообразности определения дополнительного перечня случаев закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области, осуществляемых путем проведения открытого аукциона в электронной форме |
Ноябрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Департамент государственного заказа Томской области |
Предложения о дополнительном перечне могут быть сформированы только после утверждения основного перечня Правительством Российской Федерации |
|
9. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области о мониторинге закупок для обеспечения нужд Томской области |
Ноябрь 2015 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
10. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области о порядке осуществления контроля в сфере закупок органом внутреннего государственного финансового контроля Томской области |
Декабрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Контрольно-ревизионное управление Администрации Томской области; Комитет государственного финансового контроля Томской области; Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
11. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области о порядке осуществления ведомственного контроля в сфере закупок |
Декабрь 2013 г., но не ранее принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Контрольно-ревизионное управление Администрации Томской области; Комитет государственного финансового контроля Томской области; Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
12. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области о порядке обязательного общественного обсуждения закупок. Решение вопроса о целесообразности установления иных случаев проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд Томской области и включение (в случае одобрения) таких случаев в текст проекта указанного правового акта Администрации Томской области |
После принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации. Контрольно-ревизионное управление Администрации Томской области; Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
13. |
Разработка и согласование проекта правового акта Администрации Томской области о порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Томской области, а также случаи и условия их применения |
Сентябрь 2014 г. Департамент государственного заказа Томской области |
|
|
14. |
Проведение мероприятия по увеличению штатной численности уполномоченного органа, утверждению предельной штатной численности уполномоченного учреждения, введение контрактных служб (назначение контрактных управляющих) за счет и в пределах численности исполнительных органов государственной власти Томской области |
|
Январь 2014 г. - июль 2014 г. Департамент государственного заказа Томской области. Контрольно-ревизионное управление Администрации Томской области; Департамент финансов Томской области
До 1 января 2014 г. Заказчики Томской области |
За счет перераспределения численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Томской области и подведомственных им учреждений в связи с переданными функциями |
15. |
Обеспечение проведения на территории Томской области обучения специалистов заказчиков, Департамента государственного заказа Томской области и контрольных органов Томской области в сфере закупок на курсах повышения квалификации в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе |
Обеспечить соответствующую переподготовку (повышение квалификации) до наступления указанных сроков, а для сотрудников Департамента государственного заказа Томской области - ежегодно. Департамент государственной гражданской службы Администрации Томской области |
|
|
16. |
Подготовка предложений по механизму и объемам финансирования мероприятий, связанных с переходом на контрактную систему (создание, ведение, обслуживание и развитие информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг; организация обучения специалистов в сфере закупок, в том числе курсов повышения квалификации; семинаров и выставок; нормативное, методическое, техническое и технологическое сопровождение реализации контрактной системы) |
|
Октябрь 2013 г. Департамент государственного заказа Томской области |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Томской области от 24 октября 2013 г. N 396-р "О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Администрации Томской области (http://www.tomsk.gov.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Томской области от 12 ноября 2015 г. N 326-р
Распоряжение Губернатора Томской области от 19 февраля 2015 г. N 40-р
Распоряжение Губернатора Томской области от 2 июля 2014 г. N 167-р
Распоряжение Губернатора Томской области от 12 марта 2014 г. N 61-р