Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 декабря 2015 г. N 04-01|332-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_.>,
рассмотрев жалобу ПАО "МегаФон" (г. Екатеринбург) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Тазовская ЦРБ" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи" (закупка N 0190200000315011893),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ПАО "МегаФон" на положения аукционной документации на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи.
Заказчик - ГБУЗ "Тазовская ЦРБ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 105 600,00 рублей.
По мнению Заявителя:
1. Требования закупочной документации необоснованно ограничивают число участников процедуры.
2. Заказчик не указал в проекте государственного контракта перечень абонентских номеров и не предусмотрел место для их внесения при подписании контракта с победителем.
3. Заказчик не корректно произвел обоснование НМЦК (начальной максимальной цены) в аукционной документации.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Исходя из анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара (услуги), которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к услугам, являющихся значимыми для заказчика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 1342 (далее - Правила), регулируют порядок перенесения абонентских номеров, в том числе для целей их сохранения и использования абонентами-заказчиками, осуществляющими закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Перенесение абонентского номера - совокупность организационно-технических мероприятий, позволяющих абоненту, которому на основании договора об оказании услуг подвижной связи выделен абонентский номер, сохранить и использовать этот абонентский номер при заключении нового договора с другим оператором связи при соблюдении условий, установленных Правилами.
В соответствии с пп. "а" п. 154 Правил основанием для перенесения абонентского номера является договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенный абонентом-заказчиком с оператором- реципиентом - победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в период действия договора с оператором-донором. В случае если договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с оператором-реципиентом был заключен после истечения срока договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного абонентом-заказчиком с оператором-донором, перенесение абонентского номера не осуществляется.
Также согласно пп. "в" п. 140 Правил одним из условий перенесения абонентских номеров является получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом.
Заявитель указывает, что перенесение имеющихся у Заказчика абонентских номеров возможно лишь при условии, что договор, заключенный между Заказчиком и оператором-донором, в отношении таких номеров будет действовать на дату заключения контракта с победителем закупки.
В противном случае возникает невозможность перенесения абонентских номеров (в связи с отсутствием или истечением срока действия договора Заказчика с оператором-донором), что влечет за собой невозможность исполнения победителем закупки обязательств по контракту в части сохранения абонентских номеров. В таком случае исполнить данное требование документации о закупке сможет только единственный оператор - оказывающий услуги связи заказчику (действующий оператор связи).
По истечении срока действия договора об оказании услуг подвижной связи абонент (Заказчик) не вправе распоряжаться абонентскими номерами, выделенными ему по данному договору, в том числе осуществлять перенесение абонентских номеров. Перенесение (сохранение) существующих абонентских номеров Заказчика в коде DEF после прекращения действующего договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи невозможно в силу требований ПП. в) п. 48 (17) Правил.
Заказчик указывает, что в случае заключения договора на оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой ) связи с новым оператором, при котором заказчику в дальнейшем необходимо будет сохранить и использовать имеющиеся абонентские номера, заказчик имеет право воспользоваться п.4 ч.1 ст. 93 N 44 - ФЗ, согласно которому на момент перенесения абонентских номеров будет действовать договор, что не противоречит пп. а) п. 140 Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 года N 1342.
В данной части доводы жалобы необоснованны.
Заявитель указывает следующее. В разделе Требования к предоставляемым услугам Технического задания (Приложение N1 к государственному контракту) указано требование о сохранении имеющихся абонентских номеров заказчика "Исполнитель обеспечивает возможность сохранения имеющихся абонентских номеров Заказчика в количестве 8 штук, но ни в проекте государственного контракта, ни в техническом задании перечень абонентских номеров заказчика не указан.
Даже если предположить, что заказчик опасается публикации на сайте http://www.zakupki.gov.ru/ информации об используемых его сотрудниками служебных номерах, то заказчиком в проекте контракта не предусмотрено даже место или отдельное приложение для внесения перечня номеров при заключении Государственного контракта.
После подведения итогов электронного аукциона заказчик дополняет проект контракта лишь той информацией, поля для которой были изначально предусмотрены для заполнения после подведения итогов аукциона (цена единицы услуг или контракта, предложенная победителем электронного аукциона, реквизиты победителя аукциона).
Такие поля предусмотрены Заказчиком в преамбуле и реквизитах исполнителя проекта контракта. Иных заполняемых полей или приложений, в частности для внесения сведений об абонентских номерах Заказчиком в проекте государственного контракта не предусмотрено.
Внесение каких-либо изменений или дополнений в проект контракта (например, дополнение контракта приложением с перечнем номеров, которого не было изначально в извещении о закупке и в аукционной документации) на этой стадии законом не предусмотрено (ч. 7, 8 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п.п. а) п. 23 Правил в договоре должны быть указаны существенные условия, в том числе абонентский номер (абонентские номера).
Поскольку в проекте государственного контракта переносимые номера заказчиком не указаны, то их сохранение не представляется возможным ни для одного оператора связи, кроме текущего - который уже оказывает услуги связи заказчику и выделил ему эти номера. Только ему, в случае его победы в аукционе, не придется инициировать процедуру перенесения этих номеров из сети другого оператора, и только он при заключении государственного контракта с заказчиком сможет вновь выделить эти номера из своего ресурса нумерации.
Заказчик считает, что не указание абонентских номеров в аукционной документации не влечет за собой нарушение норм Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Между тем Заказчиком не учтено следующее. Согласно статье 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Подготовка проекта контракта в полном объеме - важнейшая задача и обязанность заказчика. Закон о контрактной системе не предусматривает право поставщика даже в минимальной степени вмешиваться в текст контракта. Спецификация готовится заказчиком вместе с проектом контракта до проведения закупки. На этом этапе заказчик вправе собрать максимум информации от потенциальных поставщиков по объекту закупки, чтобы составить наиболее полное и точное описание.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе при подготовке и утверждении аукционной документации N 0190200000315011893 "Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи", что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы в данной части - обоснованны.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчик не указал метод, который использует для проведения анализа в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)". Указание сравнения коммерческих предложений в табличной форме обоснования НМЦК Заявитель предполагает, что используется метод методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В расчет НМЦК (начальной максимальной цены) Согласно п. 3.7. Приказа МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567 в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
3.7.1. направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет").
В силу п. 3.19. Приказа МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567 в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Таким образом, для получения коммерческих предложений необходимо направить 5 потенциальным поставщикам запросы, а рассчитывать НМЦК можно при наличии 3 коммерческих предложений,
В данном случае, Заказчик использует только одно единственное коммерческое предложение для обоснования НМЦК (начальной максимальной цены), что является нарушением Приказа МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567.
Заявитель полагает, что указание только одного коммерческого предложения несет в себе нарушение в обосновании цены электронного аукциона на право оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи в виду того, что оно может быть завышено.
Заказчик указывает, что им был проведен анализ рынка по наличию действующих операторов связи на территории субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Тазовского района, в итоге которого был определен единственный оператор связи, предоставивший Коммерческое предложение на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи.
Заказчик считает, что приказ N 567 носит рекомендательный характер при определении начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем в данной части жалоба не подлежит рассмотрению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки (ст. 94 Закона).
Следовательно, доводы заявителя относительно нарушения заказчиком ст. 22 и ст. 94 Закона о контрактной системе не подлежат рассмотрению Комиссией.
Органом, осуществляющим в рассматриваемом случае, внутренний финансовый контроль, является Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Согласно Извещению N 0190200000315011893 дата окончания подачи заявок - 15.12.2015. Информация о поданных заявках на участие в рассматриваемой закупке по состоянию на 18.12.2015 на сайте http://zakupki.gov.ru отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "МегаФон" на положения аукционной документации на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи "Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи" (закупка N 0190200000315011893) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Тазовская ЦРБ" нарушившим часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать жалобу ПАО "МегаФон" на положения аукционной документации на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи "Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи" (закупка N 0190200000315011893) для рассмотрения по подведомственности, в части, катающейся обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица - <_> ГБУЗ ЯНАО "Тазовская ЦРБ", утвердившего аукционную документацию N 0190200000315011893 "Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи" с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 декабря 2015 г. N 04-01|332-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2015